Обобщающий урок географии в 9 классе на тему «Поволжье»


Урок географии в 9 классе на тему « Поволжье»
Планируемые результаты:
личностные: воспитание любви к Родине, экологического мировоззрения;
метапредметные: развитие умения работать в группах, анализировать материал, работать с общегеографическими и тематическими картами;
предметные: показать роль района в экономическом развитии страны, изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение предприятий.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Оборудование: учебник «География России. 9 класс» А.И. Алексеев
Ход урока:
Организационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы повторим тему «Поволжье». По очереди будем работать с заданиями. В конце урока получат все оценки. Попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока. (слайд 2 с целями урока )
3. Закрепление изученного материала.
Задание №1. Назовите и покажите основные субъекты Российской Федерации, входящие в состав Поволжья. (слайд 3)
Задание №2. (На доске расположена большая контурная карта, учащиеся выходят и наносят столицы республик, входящих объектов). Назовите столицы этих республик и областей и отметьте их на карте. (слайд 4)
Задание №3. Оцените ЭГП Поволжья, определите отличительные черты ЭГП. (слайд 5) Вставьте пропущенные слова в предложения и сделайте вывод.
Главной связующей осью Поволжья является __________. (Волга)
Район Поволжья вытянут с ____ на _____, а это значит, что климатические условия севера и юга ______. (Севера на юг, различны)
Поволжье находится между индустриальными ядрами России: ______ Россией и ___________. (Центральной, Уралом)
Поволжье – приграничный район. Он имеет «прозрачную границу» с _______. (Казахстаном)
На юге соседом Поволжья является ______________ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами). (Северный Кавказ)
Транспортное положение района ____________: 1) судоходная река, 2) транзитные железные дороги, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (железные дороги). На юге район имеет выход к ____ морю. (Благоприятное, Каспийскому)
Вывод: ______________. (Поволжье имеет выгодное ГП)
Задание №4 (слайд 6) Выйти к доске, определить природные условия и ресурсы Поволжья и дописать их в схему.
Рельеф - _________________________. (равнинный)
Климат: _______, _______.(умеренно-континентальный, континентальный)
Природные зоны - _________ _______, _______, __________, ________. (смешанные леса, лесостепи, степи, полупустыни)
Задание № 5. (слайд 7) Установите соответствие:
А. Смешанные леса 1. Астраханская область
Б. Лесостепи. 2. Волгоградская область
В. Степи. 3. Пензенская область
Г. Полупустыни. 4. Республика Татарстан
Задание № 6. Определите природные ресурсы Поволжья. (Необходимо выйти к доске и на физическую карту прикрепить значки природных ресурсов с пояснением ответа)
Задание № 7. (слайд 8) Используя карту, самостоятельно заполните таблицу и сделайте вывод.
Природный ресурс Отрасль специализации Промышленные центры
Нефть и газ Топливная, нефтепереработка Самара, Казань, Саратов
Поваренная соль. Пищевая Казань, Астрахань, Пенза
Рыбные. Рыбная (пищевая) Астрахань
Агроклиматические, земельные. АПК (сельское хозяйство, пищевая) Волгоград, Саратов, Самара
Вывод: природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье:
АПК;
Химическую промышленность;
Нефтепереработку.
Задание № 8 (слайд 9) Дайте ответы на вопросы.
Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом? (Булгарское, Хазарское, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
Каков естественный прирост населения Поволжья? (отрицательный, кроме Калмыкии)
Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья. (в Поволжье средняя плотность населения в три раза выше. Наибольшая плотность в Татарии, наименьшая – в Калмыкии)Преобладающая национальность в Поволжье? (русские)
Когда в Поволжье поселились немцы? (в 18 веке)
Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%)
Найдите соответствие:
А. Русские1. Ислам
Б. Татары2. Православие
В. Калмыки3. Буддизм
Назовите города-миллионеры Поволжья? (Казань, Самара, Волгоград)
Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск? (Царицын, Сталинград – ныне Волгоград, Симбирск – ныне Ульяновск)
Какой областной центр Приволжского района расположен не на берегу Волги? (Пенза)
Подведение итогов урока.
- Итак, молодцы, ребята. Достигли ли мы с вами той цели, которую ставили в начале урока? (слайд 10)
- (слайд 11 РЕФЛЕКСИЯ) Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое было легче всего?
- Какое труднее?
- Отразите свое отношение к сегодняшнему уроку с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах, и прикрепите выбранные смайлики в виде солнышка на доску.
- Молодцы! (выставляю оценки за работу на уроке). Спасибо. До свидания.