Презентация на тему Использование нестандартных форм проведения уроков в целях повышения эффективности преподавания предметов


Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока. Конаржевский Ю.А Урок традиционный – урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стеореотипами. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").  Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и учебному предмету в целом.  Эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях: - нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;- хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков;- умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;- владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;- включение нестандартных уроков в систему своей работы. Сущность методики активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;дифференцированный подход к изучению предмета;повышение интереса к изучаемому материалу;развитие творческих способностей учащихся. Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем: Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.Поддержка альтернативности, множественности мнений.Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента). Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков ПодготовительныйСобственно урокАнализ урока Ценность методики делают занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;проявляют интерес к предмету, любознательность;организуют связь с другими видами искусства. Особенности нестандартных уроков актуальность; оригинальность; универсальность применения (по отношению к тематике и ученым предметам); возможность подлинной реализации педагогики сотрудничества. уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» ; Группы нестандартных уроков: уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков». интегрированные уроки; трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. Виды нестандартных уроков Турнир Лекция Диспут Спектакль Путешествие ролевые игры; урок-путешествие; урок-спектакль; круглый стол или конференция; исполнение сказочного сюжета; урок-состязание; смотр знаний; пресс-конференция; урок фантазирования; лекция-конференция; урок-игра; урок открытых мыслей; деловая игра; урок-восхождение; урок-зачет; урок-соревнование; урок взаимообучения; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция: игра «Волшебный конверт»; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; математический хоккей; лекция-провокация; лекция-диалог Нетрадиционные формы урока: Несколько советов по подготовке нестандартного урока: 1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся. 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок Концептуальная основа Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися. Содержательная часть Цели Достоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.Недостатки: меньший объем изучаемого материала Процессуальная часть Достоинства: четкая структура урока.Недостатки: шаблонность, однообразие Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления Методы и формы учебной деятельности школьников Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя Методы и формы работы учителя Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.Диагностика учебного процесса Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения Недостатки: слабая обратная связь Достоинства: сильная обратная связьНедостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков Приступая к изучению сложных слов, учитель даст самостоятельную работу такого характера: списать с доски следующие слова, выделив в них корни (ниже приведён вид записи в тетради ученика). Выполнив такое задание, дети сами смогут установить способы образования сложных слов и их правописание. "ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ"  Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Фыва пролдж Индякие:Ляпупа Бутявка Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы. Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли? По напушке шается Бутявка. Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж. Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе! Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.Ляпупа. И не фыва, и не пролдж. Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы. Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр... Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "УГАДАЙКИ"  Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.  Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. Не воробей. На дворе, на траве. Продукт, который маслом не испортишь. Она пуще неволи. Суп, сваренный Демьяном. Мельник, работающий неделями. Отсеминедужник.  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"  Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.  Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны?Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".  Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?  Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?  В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?  Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?  Какую строчку не прочитать?  Какую шляпку нельзя надеть на голову?  Чего не следует сыпать на рану?  МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ  Что общего между шпаргалкой и пеленкой? Что общего между капором, капюшоном и капустой?Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4.Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5.Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?  Пример игры-соревнованияТема «Знакомство. Представление». «Сколько у человека имен?»         Подготовка к игре. Учащиеся должны знать, от каких русских имен образуются производные (уменьшительные).         Задание. Выберите два полных русских имен: одно мужское, одно женское. Придумайте от них как можно больше производных. На игру дается 3 минуты.         Реализуемый материал. Образование русских уменьшительно-ласкательных имен. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. Мыло.Прозрачное, клубничное.Моет, пахнет, пузырится.Запах сладкий, вкус противный.Разочарование. Глагол.Возвратный, совершенный.Описывает действие, спрягается, повелевает.В предложении обычно бывает сказуемым.Часть речи. Война.Страшная, бесчеловечная.Убивает, разоряет, жжет.Мой прадед погиб на войне.Память. "Брифинг - это что?". Слово происходит от английского brief - "краткий". Поэтому брифинг - это короткая пресс-конференция официальных лиц, которые решают главные задачи, отвечают на вопросы представителей прессы. Брифинг - что это такое? Когда в русском языке появилось данное слово? И почему оно становится популярно в нашей стране? Здесь может быть несколько главных причин. Одна из них - это краткость. Данный термин заменяет очень много слов и может иметь определенное значение. Во-вторых, это слово было взято из английского языка, поэтому оно лучше по стилю, официальнее, пригоднее для описания экономических и политических новостей.Брифинг - это не диалог, а краткие вопросы и такие же ответы, целиком информационные.  Правила на каждый день, которые помогут учителю:Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…». Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.