Рабочая программа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».


Рабочая программа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
1.Цель для ученика: Выяснить особенности размножения и индивидуального развитие организмов.
2. Задачи для ученика (предметные результаты изучения темы) :На знание: Называть особенности размножения и индивидуального развития организмов.
На понимание: Характеризовать сущность и формы размножения организмов. Характеризовать бесполое размножение растений и животных. Характеризовать половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Объяснять биологическое значение полового размножения. Объяснять процесс гаметогенеза. Характеризовать периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Характеризовать особенности сперматогенеза и овогенеза. Объяснять процесс оплодотворения.
На применение: Показывать на схеме процессы размножения у растений и жвотных.
Анализ: Сравнивать особенности размножения растительных и животных организмов
Синтез: Делать вывод о взаимосвязи строения систем органов и выполняемой ими функции. Делать вывод о приспособленности живых организмов к размножению.
Оценка: Оценить роль систем органов в размножении и индивидуальном развитии организмов.
3. Цель для учителя: сформировать представление учащихся о размножении и индивидуальном развитии организмов.
4. Задачи для учителя:
Образовательные: Охарактеризовать бесполое размножение растений и животных. Охарактеризовать половое размножение животных и растений. Объяснять процесс гаметогенеза. Объяснять процесс оплодотворения. Охарактеризовать периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток.
Воспитательные: Продолжить формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню науки и техники.
Развивающие: Формировать умение сравнивать особенности размножения растительных и животных организмов. Формировать умение оценивать роль систем органов в размножении и индивидуальном развитии.
5. Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
1.формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
2.формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3.формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные УУД:1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные УУД:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6. Содержание темы
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
7. Материально-техническое обеспечение темы:
- Программа (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Концентрическая программа по биологии)- Учебник (Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 3-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.: ил.)- Методические пособия для учителя (Елизаров А. А. , Горелова И. В., Биология. УМК для основой школы: 5 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г. ,187 стр;
Бодрова Н.Ф., Биология. 9 класс. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя, ИП Лакоценина, 2011, 192 стр.)- Компьютерные и ИК-средства: компьютерная презентация, электронные учебники для 9-го класса
- ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска или телевизор.
- Экранно-звуковые пособия: видеофильмы
- Лабораторное оборудование: микроскоп учебный, пинцет, иглы препаровальные, различные микропрепараты (деление клетки, строение половых клеток (сперматозоид, яйцеклетка).8. Тематическое планирование
Тема урока Тип урока Вид урока Цель урока для учителя Средства достижения цели Контроль достижения цели Д/З1 2 3 4 5 6 7
Бесполое размножение организмов. Изучение нового материала Смешанный Сформировать представление учащимся о бесполом размножении организмов Графики, таблицы, учебник, компьютерная презентация Вопросы, термины, схемы Стр. 146 №30вопросы после параграфа.
Половое размножение. Развитие половых клеток Изучение нового материала Смешанный Сформировать у учащихся представление о половом размножении организмов и о развитии половых клеток. Компьютер, учебник, компьютерная презентация Вопросы, термины, схемы Стр. 150 №31 вопросы после параграфа
Эмбриональный период развития Изучение нового материала Смешанный Сформировать представление об эмбриональном периоде развития организмов. Компьютерная презентация, учебник, таблицы, рисунки Терминологический тест Стр.156№ 32
Вопросы после параграфов, подготовка рефератов (гаструляция, органогенез).
Постэмбриональный период развития Изучение нового материала Смешанный Сформировать представление о постэмбриональном периоде развития организмов Компьютерная презентация, учебник, таблицы, рисунки Вопросы, термины, схемы Стр. 162 №33
вопросы после параграфа
Общие закономерности развития. Биогенетический закон Обобщения и систематизации Практические работы Объяснить общие закономерности развития организмов . рассказать о биогенетическом законе Доска, цветные мелки, компьютерная презентация Практические работы Творческое задание