Судьба Фильки. По произведению К. Г. Паустовского « Теплый хлеб».


Тема: Судьба Фильки. По произведению К. Г. Паустовского « Теплый хлеб».Цель: Развитие навыков аналитического чтения, развитие мышления, речи, внимания, выражать свои мнения, умение выделять главное в произведении, развитие творческих способностей, выразительное чтение, инсценирование, прививать детям любовь через литературное произведениеОборудование: портрет писателя, иллюстрация о природе, схема – опора.
Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит,Радуются взрослые и дети.Н. Тулупова.
Ход урока
1.Орг. момент.Поэтическая пятиминутка. Выразительное чтение стихотворений о природе А. С. Пушкина, А. Некрасова, А. Фета.Слово учителя: Хлеб, которым кормится человек, земля, на которой он живет, мать, которая нам дала жизнь… Без этого человеку жить невозможно. Люди и природа. Одно – единое целое. Человек и природа – одна из важнейших тем в творчестве Паустовского. Паустовский – мастер пейзажа. Картина природы, которые создает писатель помогает ярко представить себе место действия, душевное состояние. Заглянуть в будущее, подчеркивает романтическую настроенность произведений в сказке «Теплый хлеб».2. Опрос д\з.- Разделить текст на части.- Озаглавить каждую часть.- Индивидуальное задание.(Инсценирование разговор Фильки и Панкрата).- Чтение по ролям. Рассказ бабки.3. Пятистишье. Образ Фильки в начале произведения.Задания по схеме: 1. Тема (1 существительное). Филька2. Описание (2 прилагательных). Злой молчаливый3. Действие (3 глагола). Злится ругается бьет 4. Фраза и предложение. Филька обидел коня 5. Ассоциация к теме. Злость
4. Проверка знаний текста. Викторина.- Какой масти был раненый конь?- Кто взял себе коня?- Какое прозвище имел Филька?- Что сделал с куском хлеба, после того, как ударил коня? - Что случилось в природе после этого?- Сколько лет назад был такой же мороз?- От чего, по – мнению бабки, случился такой мороз?- Куда послала бабка Фильку в поисках совета?- Что посоветовал Фильке Панкрат?- Сколько времени дал Панкрат?- Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?- Что придумал Филька?- Что сделали люди для своего спасения?- Какую роль сыграла сорока?- Что понес Филька раненому коню?- Что конь сделал после того, как съел хлеб?- Почему сердилась сорока?
5. Работа по плану, составленная уч-ся дома.А) Раненый конь.- Почему жители деревни считают своим долгом кормить коня? ( по тексту)- Почему Филька получил такое прозвище?Б) Филька обидел коня.- В чем была жестокость Филькиного поступка?- Как вы оцениваете поступок Фильки, когда он ударил коня, как бы вы поступили?В) Рассказ бабки.- Чтение по ролям.- Как с помощью пейзажа «Изображение метели» Паустовский выражает свое отношение к произошедшему. ( по тексту).- Для чего автор вводит в произведение рассказ бабки о событиях столетней давности.- Когда Филька слушал рассказ, о чем он думал?- Как понять слова бабки об охлаждении сердца.Г) Филька у Панкрата.- Уч-ся показывает сцену.- В каком душевном состоянии Филька пришел к Панкрату?- Какой совет он дал Фильке?- Какое решенье и почему принял Филька?- На что он надеялся, решаясь обратился к товарищам?- Почему он был уверен?Д) Теплый ветер.- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? ( по тексту ).- Это сказочный или реалистический пейзаж?- А что рассказывала сорока? ( по тексту )Е) Примирение в конем.- Как произошло? ( по тексту)- Почему произведение называется «Теплый хлеб»?Вопросы – ответ.- Что по-вашему в произведении реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? («Теплый хлеб» - совмещает черты народной и авторской сказки).- В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели? Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель? - Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что от живой природы?( Черты сказки и реалистического произведения переплетают в этом произведении. Очень важная мораль. Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)- Сказочными персонажами являются и животные,- Какие, дайте характеристику этим животным. Конь – добрый помощник, верный друг, беспомощный, раненый.Сорока – самая болтливая птица.Лисицы – ловкие и хитрые.Мыши – беспомощные, испуганные.Приходилось ли вам когда - нибудь кормить животных?6. Пятистишье. Образ Фильки в конце произведения. 1) Филька 2) Добрый дружелюбный 3) Зовет долбит дружит 4) Филька помирился с конем 5) Доброта
7. Свободное письмо.1) Письмо автору.2) Письмо Фильке. ( Обмен парами, чтение письма 5- 6 уч – ся).3) Письмо Панкрату.
8.Сравнения произведения М. М. Пришвина « Кладовая солнца» и К. Паустовского «Теплый хлеб».
« Теплый хлеб»«Кладовая солнца»

Вывод: Произведение Паустовского и образ главного героя заставляет задуматься о значении злых поступков в жизни человека. Примирение с конем, как свидетельство того, что Филька изменился, стал добрым.
Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Н. Тулупова.
Х. Д\З. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
5-класс Русская литература.Орг. Момент.Поэтическая пятиминутка. Выразительное чтение стихотворений о природе А. С. Пушкина, А. Некрасова, А. Фета.Слово учителя:Хлеб, которым кормился человек, земля, на которой он живет, мать, которая нам дала жизнь… Без этого человеку жить невозможно. Люди и природа. Одно – единое целое. Человек и природа – одна из важнейших тем в творчестве Паустовского. Паустовский – мастер пейзажа. Картина природы, которые создает писатель помогает ярко представить себе место действия, душевное состояние. Заглянуть в будущее, подчеркивает романтическую настроенность произведений. Об этом нам проникновенно говорит Паустовский в сказке « Теплый хлеб».II