Презентация на тему Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта


Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта Принятый Стандарт предлагает внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях: 1. Оценивание является постоянным процессом. (То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года). 2. Оценивание может быть только критериальным. (Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные). 3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Перед педагогами стоит вопрос – как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы?Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Ф.О., или, как его ещё называют, оценивание для обучения с начала 2000 - х годов стало преобладающим направлением мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования. После того, как эта связь была осознана, Ф.О. оказалось в фокусе внимания образовательных политиков. В нашей стране впервые данной проблемой занялись представители Центра международного сотрудничества по развитию образования (CICED) и руководителем данного проекта является заместитель директора Центра методики и оценки качества обучения ГУ-ВШЭ, кандидат педагогических наук Пинская Марина Александровна. Про Ф.О. можно говорить много, но остановимся на некоторых моментах.• Это современная международная образовательная стратегия.• Это скорее не балльная, а словесная, описательная система (William Boyle).• Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения. Ф.О. происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения». Именно так его называет и М.А. Пинская. Принципы использования Ф.О. 1. Центрировано на ученикеОценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и коррекции учебной работы ученика. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать процесс учения.2. Направляется учителемОценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем – либо помимо собственного класса. 3. Разносторонне результативно Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Учитель находится в постоянной рефлексии собственной преподавательской деятельности и должен ответить на ключевые вопросы:- Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?- Как я могу выяснить научились ли они?- Как я могу помочь им лучше организовать свою учебную деятельность? Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершает свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности. Существует множество оценочных техник Ф.О.Среди них можно выделить:• Техники, обеспечивающие обратную связь для учителей и учеников (составление тестовых вопросов, недельный отчет, карты понятий, оценка экзамена учениками, мини-обзор, цепочка заметок и др.)• Рефлексивные оценочные техники (опросники, оценочные рубрики, рефлексия, саморефлексия и др.). 2. Карта самоотчёта Позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, поскольку основана на использовании понятных детям простых символов, так и детей более старшего возраста. При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:- «Этого не было – лампочка не горит»;- «Это было иногда – лампочка горит»;- «Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко». Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель. 3. Недельные отчёты Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. Как правило, этого можно ожидать от учеников, достигших подросткового возраста, то есть в середине основной школы. Ну а решение, справятся ученики с такой задачей или нет, остаётся за учителем. 4. Карта понятий Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. «Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям. Опросник самодиагностики как инструмент Ф.О. Использование опросников самодиагностики позволяет учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Преимущество этой формы опросника в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы. Для того, чтобы получить при опросе качественные данные, ученикам должна быть гарантирована анонимность. То есть при анализе результатов исключена какая-либо идентификация отвечавших. Используемая литература:1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.2. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5. C. 192—201.3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. М.: Логос, 2010.4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013.