ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ( В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет дополнительного профессионального образования
Форма обучения заочная
Направление «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС»
ОТЧЕТ
ПО ПРАКТИКУМУ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ( В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
(название практикума)
Тип работы учебный проект

Студент Крысанова Т.Л.
(Ф.И.О.)
МОСКВА 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ 1. МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИЯ ИПУНКТУАЦИЯ)..………… ………………………………………...3Задание 1……………………………………………………………..4
Задание 2……………………………………………………………. 8
Задание 3 ……………………………………………………………10
МОДУЛЬ 2. МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……....17
Задание 1……………………………………………………………..18
Задание 2………….………………………………………………….21
Задание 3 …………..……………...…………………………………22
МОДУЛЬ 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………..………………. 25
Задание 1……………………………………………………………...26
Задание 2………………………………………………………………32
Список использованной литературы ……………………………...37
МОДУЛЬ 1.
МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИЯ ИПУНКТУАЦИЯ)Практическое задание 1.
Цель:
знать:
 принципы, методы и формы современного обучения русскому языку и
литературе в начальной школе;
уметь:
 создавать дидактические материалы для продуктивного обучения
русскому языку и литературе в начальной школе;
 создавать интерактивные дидактические материалы для активных
методов обучения.
Разработайте 5 заданий для учащихся начальной школы по работе над орфографией и пунктуацией и оформите задания следующим образом:
Задание 1.
Цель задания: закрепление пунктуационных навыков постановки запятой при однородных членах предложения и перед союзами в сложных предложениях.
Класс: 4 класс (комплект «Школа России»)
Содержание работы: Вставь пропущенные запятые при однородных членах и перед союзами в сложных предложениях.
Текст 1
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому что читал разные книги.
Эти книги лежали у него и на столе _ и под столом и на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм а когда садился за стол надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу _ то совсем становился похож на профессора.
Текст 2
В этом домике жил известный доктор Пилюлькин который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунт иком жил Сахарин Сахариныч Сиропчик который прославился тем что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось _ когда его называли по имени и отчеству _ и не нравилось когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё которое стреляло пробками.
Задание 2.
Цель задания: «Развитие у учащихся пунктуационных умений при написании простых предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений с прямой речью.»
Класс: 4 (комплект «Гармония»)
Содержание работы: Работа над цитатой. (На доске – цитата: «Неясность слова есть признак неясности мысли» (Л.Н. Толстой). – Прочитайте предложение на доске. Кто автор этих слов? Как понимаете слова Л.Н. Толстого?
– Кто из вас хотел бы научиться мыслить ясно, чётко? – Как по другому можно назвать это предложение? (Цитата.) – Какое предложение можно составить, используя эту цитату? (Предложение с прямой речью.) Составьте предложения и запишите: 1-й вариант – слова автора в начале предложения; 2-й вариант – прямая речь в начале предложения. (На доске работают 2 ученика.) Проверяется выполненная ребятами работа. Проводится самооценка.
Задание 3.
Цель задания: закрепить навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать орфографическую зоркость.
Класс: 2 (Школа России)
Содержание работы: Вставьте пропущенную букву. Найдите ещё орфограммы в словах.
Друж..ть, удач…, щ..чка ( чк), пищ.., ч..жой, ш..шка, малыш… ( мал), площ…дь, нож… (нож), ч…йка, ч…деса (чудесный), ищ…, пуш…стый, встреч….
Задание 4.
Цель задания: 1. Учить проверять написание безударных гласных в корне слова способами: а) изменением формы слова; б) подбором однокоренных слов.
2. Развивать память, развивать орфографическую зоркость
Класс: 2 (Школа России)
Содержание работы: Спиши текст без допущенных ошибок. Выдели орфограммы, в которых допущена ошибка.
Содовник ( безударная гласная – проверочное слово - сад) осматривал фруктовые диревья (безударная гласная – проверочное слово- дерево)  в соду (безударная гласная – проверочное слово – сад). Он заметил шырокую ( ши пиши с буквой и) трещину на ствале (безударная гласная – проверочное слово – ствол) малодой (безударная гласная – проверочное слово - молод) груши. Сторик (безударная гласная – проверочное слово - стап) поворчял (ча пиши с буквой а), взял ножык (жи пиши с буквой и), отрезал кусочек вара и бережно залипил (безударная гласная – проверочное слово – лепит) ранку.
Задание 5.
Цель задания: - обобщить и закрепить знания детей о пунктуационном оформлении предложений на письме, - учащиеся смогут повторить пройденный материал и проверить качество своего усвоения, - развитие произвольного внимания, коммуникативных качеств.
Класс: 4 (Школа 2100)
Содержание работы: 
1. В каком из предложений однородные подлежащие?
1а. Листья облетели с березы, а остались на дубе.
1б. Ночью месяц сверкает и все освещает.
1в. На реке зацвели лилии и кувшинки.
2. В каком из предложений однородные сказуемые?
2а. На реке зацвели лилии и кувшинки.
2б. Ночью месяц сверкает .
2в. Потемнело, нахмурилось небо.
3. В каком из предложений правильно расставлены знаки препинания?
3а. Дети собрали букеты из лимонных, и красных и оранжевых листьев.
3б. Дети собрали букеты из лимонных, и красных, и оранжевых листьев.
3в. Дети собрали букеты из лимонных и красных, и оранжевых листьев.
4. Какое из предложений является сложным?
4а. Осенью еж заберется в нору енота или барсука.
4б. Помню раннее утро и поредевший сад.
4в. Окна в сад открыты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Практическое задание 2.
Цель: знать:
 современные подходы к организации современного обучения;
 требования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
уметь:
 создавать интерактивные дидактические материалы для активных
методов обучения.
Проанализируйте урок русского языка по плану. Конспект урока ( см. в
папке Библиотека файл «Конспект урока русского языка в 3 классе»), план
анализа прилагается.
План анализа урока:
1. Корректность и полнота целей урока с точки зрения требований
ФГОС НОО.
2. Логичность и содержательность урока.
3. Цели и оптимальность включения в урок работы по орфографии.
4. Отражение в содержании урока поставленных целей.
Предположение об эффективности урока.
5. Предложения по улучшению урока.
План анализа урока:
1. Корректность и полнота целей урока с точки зрения требований
ФГОС НОО.
В предложенном конспекте недостаточно раскрыты задачи, а цель – как основная единица, на мой взгляд, вообще отсутствует.
Рекомендация:
Цель урока: познакомить детей с составом слова; наблюдение за ролью приставок, окончаний и суффиксов в образовании новых слов.
Задачи:
1.Предметные: уточнить знания о составе слова; закреплять нормы орфографии в написании гласных и согласных в разных частях слова; совершенствовать навык выделения частей слова; развивать умение различать однокоренные слова; упражнять в образовании слов; наблюдать над значениями, вносимыми приставками, окончаниями и суффиксами в слово.
2.Метапредметные: развивать умение самостоятельно добывать информацию; умение формулировать собственное высказывание по теме; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, обогащать словарный запас.
3.Личностные: развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность; воспитывать интерес к предмету, русскому языку.
Планируемые результаты: познакомить с названиями частей слова; учить разбирать слова по составу.
2. Логичность и содержательность урока.
Рекомендации: я бы добавила побольше работы на закрепление и перед работой по книге провела бы самостоятельную работу, разделив детей по уровню учебных возможностей, с проверкой по «эталону». Это бы помогло при выполнении теста.
3. Цели и оптимальность включения в урок работы по орфографии.
Цель: научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.
Так как использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо, то в уроки следует включать разнообразные виды орфографических заданий.
В конспекте не были использованы: исправление деформированного текста (текста с ошибками)
4. Отражение в содержании урока поставленных целей.
Поставленные цели были отработаны.
5. Предложения по улучшению урока.
Как я уже писала, я бы добавила работу с деформированным текстом и выполнение самостоятельной работы, соответствующей уровню учебных возможностей каждого ребенка.
Практическое задание 3.
Цель:
знать:
 современные подходы к организации современного обучения;
 структуру учебного занятия с применением различных методов обучения
русскому языку и литературе и особенности его подготовки в начальной
школе;
 принципы, методы и формы современного обучения русскому языку и
литературе в начальной школе;
 требования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
уметь:
 создавать дидактические материалы для продуктивного обучения
русскому языку и литературе в начальной школе;
 создавать интерактивные дидактические материалы для активных
методов обучения.
Разработайте урок изучения орфографии и оформите его следующим
образом, указав класс и УМК:
3 класс УМК « Школа 2100»
Тема: Слово. Состав слова. Окончание. Основа.
Цели:
формирование представления об окончании как части слова, основе;
формирование коммуникативных компетенций: понимать, излагать, выделять главное в информации;
продолжить работу по формированию ОУУН: умения отстаивать свои взгляды и убеждения;
воспитывать культуру общения в группах.
Оборудование: таблица «Состав слова», презентация «Слово и его части» карточки, СD, ИКТ, учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент.Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
О чем мы должны помнить, общаясь, друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Умеешь сам – научи другого. Быть внимательным друг к другу.)Для работы мы подготовим мелкие мышцы пальцев рук и проведем гимнастику для глаз.
Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз (звучит CD звуки живой природы «Прибоя дивные напевы»)
II. Минутка чистописания
ввв вы ви ва во
- Написание, какой буквы мы повторяем сегодня? - Из каких элементов состоит эта буква?
- Какие звуки обозначает эта буква? - Дайте характеристику этому звуку. - Прочитайте высказывание. Быть внимательным друг к другу. - Спишите. Пусть это высказывание красной нитью проходит через весь наш урок.
III. Словарная работа.
- Какие словарные слова вы готовили дома? (Запись слов.)
Ванная, группа, завтрак, кроссовки, навсегда, чувство.
На какие две группы мы можем разделить эти слова?
Какие орфограммы мы повторили?
В какой части слова находятся орфограммы?
Какие звуки обозначает буква, которую мы повторяли на минутке чистописания?
VI. Постановка проблемы.
1. Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречий, формирование проблемы.
Какую широкую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Мы изучаем тему «Слово».)
Какую узкую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Изучаем «Состав слово», «Словообразование».)
Какие части слова мы изучали? (Корень, приставку)
Вы не забыли о предлоге? (Нет. Это «ловушка». Предлог – это служебное слово, а не часть слова. Он служит для связи слов в предложении.)Целеполагание
– Ребята, какую цель каждый из вас поставил на этот урок?
(Узнать больше о составе слова. Знать все о словообразовании. Ответить на уроке и получить хорошую отметку.)И я поставила цели на этот урок:
учить вас составлять алгоритм;
учить работать в группах; а именно отстаивать свои взгляды и убеждения, а если нужно, принимать чужую точку зрения;
уметь работать с информацией ( просмотр презентации) .
Кто из вас хотел бы вместе со мной поставить эти цели?
Составим алгоритм ответа о корне, приставке.
Два ученика составляют на магнитной доске алгоритм ответа.
Данные высказывания выписаны на пяти табличках.
Корень
42111926661- Это общая часть однокоренных слов.
00- Это общая часть однокоренных слов.
274637529210- В нем заключено лексическое значение слов
00- В нем заключено лексическое значение слов

Приставка
434467043180Стоит перед корнем.
00Стоит перед корнем.
195649243189- Служит для образования новых слов
00- Служит для образования новых слов
18224543180Это часть слова.
00Это часть слова.

Работа в группах.
Самостоятельная работа для групп.
Группам, а их шесть, предлагаются для самостоятельной работы задания на развитие внимания и мыслительных операций.
Зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определять орфограммы в слове.)
Повторим некоторые изученные орфограммы. Каждой группе даны схемы. Прочитайте их. Определите название орфограммы. Приведите и запишите в тетрадь свои примеры к данной орфограмме.
3886200114300ЗАПОМНИ!
00ЗАПОМНИ!
388620014859000038862006858000052578001485900004800600160020000434340016002000044577001714500005372100171450000457200010287000052578008001000053721001028700004914900914400004457700914400004457700125730000491490045720000445770011430000
Группы 1, 6.
549151830148200Группы 2, 5.
491490023114000457200011239500Группы 3, 4
3. Проверка самостоятельной работы.
Группы 1, 6:
- Какая орфограмма у вас в схеме?
- У нас схема «Орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне слова».
- Можно ли записать слово «лиса»? Нет, нельзя! Это «ловушка».
Какая орфограмма в слове «лиса»?
Группа 2, 5
- Какая орфограмма у вас в схеме?
Можно ли записать слово «пасынок»?
Группа 3, 4
Какая орфограмма у вас в схеме?
Можно ли записать слово «масса»?
(Проверка выполнения работ учащихся на магнитной доске)
Физкультминутка.
(На развитие опорно-двигательного аппарата на валеологических ковриках.)
4. Самостоятельная работа в группах (в тетрадях)
Группам предлагаются слова для выделения корня и приставки.
1-я группа: белые;
2-я группа: березу;
3-я группа: укрылась;
4-я группа: снега;
5-я группа: накрылась;
6-я группа: принакрылась.
(Учитель вывешивает листочки на доску).
342900093345снега
00снега
251460093345укрылась
00укрылась
160020093345березу
00березу
68580093345Белые
00Белые

1943100574675накрылась
00накрылась
1943100231775принакрылась
00принакрылась

Что у нас получилось?
Хорошее ли у нас получилось предложение?
Понятен ли смысл каждого слова?
5. Постановка проблемы (поиск решений).
- Для связи слов в предложении служит предлог. Пригласим его.
Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в группах.
(Вывод: предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов.)
Изменим конец указанных слов. Прочитайте предложение.
«Белая береза укрылась снегом.»
Все ли хорошо в этом предложении?
Нет.
У поэта Сергея Есенина в стихотворении «Береза» употреблено слово – «принакрылась».
6. Комментированная запись данного предложения.
Белая береза принакрылась снегом.
Что мы изменяем в словах? Какую часть слова?
Окончание.
Исследуйте, почему эта часть слова так называется?
Для чего служит окончание?
В ходе дискуссии появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова: это, стоит, служит.
Окончание
это… (часть слова)
стоит … (в конце слова)
служит… (для связи слов в предложении)
Что мы составили? Прочитаем его.
7. Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.128
Прочитайте, совпадает ли ваше определение с текстом учебника на с. 128
Что такое основа слова?
Исследуем это, выполнив упр. № 188, с.129. Прочитайте. Спишите.
- Как ты думаешь это одно и тоже слово с разным окончанием или три разных слова?
- Объясните свою точку зрения.
про ежика
к ежику
с ежиком
(Дети выполняют задания в группах и делают свой вывод.)
Чья версия верна?
- Выполнение упражнения № 189.
- Прочитайте, что написано в каждой строке: одно и тоже слово или разные слова?
- Используйте опорную таблицу.
2741238237652есть кто? что?
нет кого? чего?
дам кому? чему?
доволен кем? чем?
думаю о ком? о чем?
00есть кто? что?
нет кого? чего?
дам кому? чему?
доволен кем? чем?
думаю о ком? о чем?
дочка мама
без дочки у мамы
к дочке к маме
с дочкой за мамой
о дочке о маме
Откройте учебник на с. 129. Прочитайте задание к упражнению №189
Кому непонятно, что нужно сделать?
Кто испытывает затруднения?
Это и будет ваше домашнее задание.
8. Уточнение и углубление понятия.
- Могут ли с помощью окончания образоваться новые слова?
- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
- Как найти в слове окончание? Прочитаем определение с. 128
V. Подведение итогов.- Определите тему нашего урока. (На доске учитель записывает тему урока)
- Задайте вопросы по данной теме группам.
- Хорошо ли мы исследовали окончание?
- Были ли допущены ошибки в исследовании?
- Что нужно сделать дома во избежание ошибок?
- Были вы внимательны друг к другу?
VI. Выставление оценок за работу в группах.
VII. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Как группы работали сегодня нас уроке?
Учитель: Я благодарю вас за успешную работу на уроке. Предлагаю вам подарить улыбку друг другу.
- Молодцы, ребята!
VII. Домашнее задание.
Учебник на с. 129. упражнению №190.

МОДУЛЬ 2. МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Практические задания к модулю 2
Практическое задание 1.
Цель: знать:
 современные подходы к организации современного обучения;
 требования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
уметь:
 создавать интерактивные дидактические материалы для активных
методов обучения.
Познакомьтесь с тем, как Т. В. Рыжкова алгоритмизирует процесс
формулировки целей урока литературного чтения (в кн. Рыжкова Т.В.Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие.  СПб: Изд-
во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006) (см. файл «Рыжкова_Литературное развитие младших школьников» в папке Библиотека)
Воспользовавшись данным алгоритмом, сформулируйте цели одного из уроков литературного чтения:
Тема урока, класс, название и авторы программы, учебника: …
Стихи русских поэтов. Иван Захарович Суриков "Детство", 3 класс, «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. по УМК «Школа России»
Цели в
общемвидеЧто
смогут
узнать
дети из
урока?
Какие
понятия
дети освоят
на уроке
или будут
продолжать
осваивать?
Чему научатся
дети на уроке? Какие умения
будут
осваивать, на
каком уровне?
В какой
самостоятельной
деятельности учеников
проявятся их знания,
понимание и умения?
Что они смогут сделать
во время урока и после
него дома?
Познакомить детей с произведениями С. Маршака, формировать систему читательских умений, развивать представление об отношении автора к героям произведения на основе стилистического анализа, обучать выразительному чтению Узнают о том, что С. Маршак написал много произведений для детей, в том числе забавные загадки, сказки, переводил произведения для детей с английского и др. иностранных языков (этап подготовки к восприятию). Будут продолжать осваивать представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте; изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, Научатся находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузыУченики смогут в конце урока выразительно прочитать стихотворение, объяснить, что такое изобразительные средства языкаа, и привести примеры в изученном стихотворении, аргументированно объяснить смысл названия стихотворения и как и почему автор так относится к своим персонажам (этап обобщения).
Детство.
Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой;
Вот свернулись санки,И я на бок - хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.
Всё лицо и рукиЗалепил мне снег...Мне в сугробе горе,А ребятам смех!
Но меж тем уж селоСолнышко давно;Поднялася вьюга,На небе темно.
Весь ты перезябнешь,Руки не согнёшьИ домой тихонько,Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнкуСкинешь с плеч долой;Заберёшься на печьК бабушке седой.
И сидишь, ни слова...Тихо всё кругом;Только слышишь - воетВьюга за окном.
В уголке, согнувшись,Лапти дед плетёт;Матушка за прялкойМолча лён прядёт.
Избу освещаетОгонёк светца;Зимний вечер длится,Длится без конца...
И начну у бабкиСказки я просить;И начнёт мне бабкаСказки говорить:
Как Иван-царевичПтицу-жар поймал;Как ему невестуСерый волк достал. Слушаю я сказку,—Сердце так и мрёт;А в трубе сердитоВетер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.Тихо речь журчит,И глаза мне крепкоСладкий сон смежит.
А во сне мне снятсяЧудные края.И Иван-царевич —Это будто я.
Вот передо мноюЧудный сад цветёт;В том саду большоеДерево растёт.
Золотая клеткаНа суке висит;В этой клетке птицаТочно жар горит.
Прыгает в той клетке,Весело поёт;Ярким, чудным светомСад весь обдаёт.
Вот я к ней подкралсяИ за клетку — хвать!И хотел из садаС птицею бежать.
Но не тут-то было!Поднялся шум, звон;Набежала стражаВ сад со всех сторон.
Руки мне скрутилиИ ведут меня...И, дрожа от страха,Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,Солнышко глядит;Пред иконой бабкаМолится, стоит.
Весело текли вы,Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда.
Практическое задание 2.
Цель: знать:
 структуру учебного занятия с применением различных методов обучения
русскому языку и особенности его подготовки в начальной школе;
уметь:
 создавать дидактические материалы для продуктивного обучения
развитию речи в начальной школе.
Проанализируйте урок русского языка по плану. Конспект урока см. в
папке библиотека папка «Урок литературного чтения». План анализа
прилагается.
План анализа урока:
1. Корректность и полнота целей урока с точки зрения требований
ФГОС НОО.
2. Логичность и содержательность урока.
3. Цели и оптимальность включения в урок работы по орфографии.
4. Отражение в содержании урока поставленных целей. Предположение
об эффективности урока.
5. Предложения по улучшению урока.
Текст Н. Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» (см. в папкеБиблиотека)Материал не открывается.
Практическое задание 3.
знать:
 структуру учебного занятия с применением различных методов обучения
русскому языку и особенности его подготовки в начальной школе;
уметь:
 создавать дидактические материалы для продуктивного обучения
развитию речи в начальной школе.
Разработайте содержание урока изучения литературного произведения.
Произведение какого жанра Вы выберете для изучения? Какие структурные
компоненты будут включены в структуру урока?
Представьте конспект урока следующим образом:
Тема: Г. Цыферов «Град»
Цели:
Образовательные:
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Г. Цыферова; показ особенности сказки-миниатюры этого автора; совершенствование навыка чтения; воспитание добродушия, чувства сострадания; развитие интереса к чтению.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Развивать способность к рефлексии, формировать способность к эмоционально-личностной децентрации; формировать нравственно-этические ориентиры.
- Регулятивные УУД: Формировать способность к контролю и самоконтролю.
- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; составлять связное высказывание в качестве продолжения прочитанного;
- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения; ориентироваться в книгах; анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей, определения авторского отношения к персонажу, определения личного отношения к персонажу, с целью характеристики персонажа.
Оборудование:
Учебник «Любимые страницы», 2 класс. О.В.Кубасова
Тетрадь к учебнику «Любимые страницы», 2 класс, О.В.КубасоваУчебная презентация
Ход урока:
Этап урока (названиеэтапа + время на егореализацию)
Содержание работы
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
1. Оргмомент (2 минуты)
Уточняет тематические рамки. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
2. Вступительная беседа,
словарная работа.
Подготовка к восприятию
литературного
произведения. (15 мин)
Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися .
Читает отрывок из сказки.
Проводит игру «О ком так говорят»
Вводит понятие «миниатюра» С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока
Выразительно читают текст домашнего задания.
Отвечают на поставленные вопросы.
.
Слушают отрывок, который читает учитель.
Участвуют в игре, отгадывают о ком идет речь.
3. Первичное знакомство с
содержанием
произведения (10 мин)
Читает сказку вслух.
Задает вопросы по содержанию прочитанного.
Знакомит учащихся с биографией автора. Слушают чтение учителем сказки
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Слушают информацию о жизни и творчестве писателя.
4. Анализ литературного
произведения
(10 мин) Контролирует качество чтения.
Выполняют задания в ТПО, составляют картинный план
5. Вторичный синтез
(5 мин)
+ рефлексия
(3 мин) Организует работу по повторному чтению.
Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию.
Выполняют вторичное чтение, отвечают на вопросы, связанные с идеей произведения.
Оценивают свою работу на уроке
К конспекту по возможности приложите текст произведения или дайте
на него ссылку.
Когда был град, ослик всегда прятался. (В О) Больно было! (П) В этот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике, и мне не больно. А домику больно. Надо его спрятать».
Ослик полез на крышу и закрыл домик зонтиком.
– Всё хорошо! – сказал он.
Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, домику не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?» (В О)
– Глупый ослик, – заворчал медвежонок, – всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
– Если так, – сказал ослик, – пусть будет больно мне.
И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать – защищать её от града. (П)
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
– Ты очень добрый...
– Что ты, что ты! – замахал на него ослик ушами. – Просто мне всех жалко.
МОДУЛЬ 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Практическое задание 1
Цель:
знать:
 структуру учебного занятия с применением различных методов обучения
русскому языку и особенности его подготовки в начальной школе;
уметь:
 создавать дидактические материалы для продуктивного обучения
развитию речи в начальной школе.
Разработайте конспект урока развития речи: работа над изложением и
оформите его следующим образом:
Русский язык 3 класс
УМК Школа России
Тема: Обучающее изложение «Путешественница» по И. Аксёнову.
Цели: развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты (задачи урока):
Предметные: воспринимать текст на слух;
выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных;
делить текст на части, озаглавливать части;
предполагать по ключевым словам и фамилии автора содержание текста;
подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;
грамотно записать пересказ;
увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.
Метапредметные (УУД):
определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
договариваться с одноклассниками во время работы в паре и группе.
Личностные:
обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);
понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
Текст для изложения: Путешественница
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листке сидела маленькая птичка. Это королёк. Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королёк опустился на листик и поплыл, как на кораблике.
По И. Аксёнову
Оборудование:
технические средства для демонстрации презентации;
плакат с ключевыми словами;
карточки с текстом изложения (по количеству учащихся);
таблица условных обозначений;
изображение смайликов (улыбается, хмурится, нейтральный);
диск с мелодией для динамической паузы.
Ход урока:
1. Начало урока (оргмомент, сообщение темы и целей урока).
2. Вступительная беседа.
3. Предъявление текста.
4. Вопросы, выявляющие качество восприятия текста.
5. Анализ текста (работа с планом, вычленение из текста опорных слов,орфографическая подготовка к написанию текста).
6. Пересказ текста по плану и опорным словам.
7. Прочтение текста целиком.
8. Написание изложения, самопроверка, редактирование.
9. Сдача на проверку учителю.
Ход урока
Слайд№1.
Организационный момент.
Встаньте ровно, все готово?
Начинаем наш урок.
С изложением разбираться
Продолжаем точно в срок.
Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы будем писать изложение. Тексты изложений бывают разных типов.
- Какие типы текстов вы знаете?
(Повествовательный текст, текст-описание, текст-рассуждение)
- Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Слайд№2.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
Слайд№3.
- А вот и наша птичка. Кто знает её название? (Это королёк)
- Что вы знаете об этой птичке?
Королек – это вторая по величине, а вернее сказать по миниатюрности птица в мире. Длина 9-10 см. Уступает он только колибри. А если учесть то, что колибри живет на Американском континенте, можно с уверенностью сказать — в нашем полушарии королек рекордсмен по миниатюрности. Из-за такого первенства иногда его даже называют «северным колибри». Эти маленькие птички и действительно коренные жители суровых хвойных северных лесов. Там если прислушаться, можно услышать их негромкое попискивание (по-другому и не назовешь) среди густых таежных зарослей. щелчок
Королек настолько мал, что его невозможно было бы увидеть даже с малого расстояния, если бы не его яркий хохолок, который, то складывается, то опять оттопыривается на миниатюрной головке.
Слайд№4.
Скорее всего, и имя свое корольки получили за такую вот «корону». Но любопытный читатель может спросить: «Почему королек, а не король?». Ну, какой же из этой птички величиною со стрекозу, а то и меньше король? Не более чем королек. Но как бы, то, ни было, а королек, несмотря на свои крохотные размеры, может подниматься на такую высоту, что скажем, синице или воробью никак и не под силу.
Слайд№5.
Корольки очень подвижные, активные птички. Они постоянно лазают по ветвям, подвешиваясь на их концах, перепархивают, зависая в воздухе и трепеща крыльями.
На деревьях они предпочитают жить на самых верхушках. И такая любовь к высоте вознаграждается. Нет королькам там конкуренции и они могут себе найти пропитание. А ведь ладно летом, но зимой найти 6-7 граммов насекомых или личинок не так просто (именно столько съедает королек за день и ровно столько же он весит сам).

Слайд№6.
Гнезда королька в виде кошелька, высоко на дереве. Птица искусно подвешивает гнездо к еловой лапе, маскируя так, что найти его практически невозможно.
Хотя летом у королька тоже забот невпроворот. На высоте 10-12 метров на одной из лап ели совьет семья гнездышко и снесет самка 6, а то и 11 яиц. Попробуй прокормить такую ораву. Мало того – два раза в год кладку делает королек, вернее королевна. Раз по триста в день прилетают корольки к гнезду с кормом для птенцов.
Подсчитали любопытные ученые, что один королек уничтожает за год более трех килограммов насекомых, а это более 8 млн. и большинство из них вредителей леса. Вот и получается, что такая маленькая птичка, но для леса лучший доктор.
- Давайте прочитаем и узнаем, что же с ней приключилось.
Слайд№7.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом.( учитель наизусть читает текст)
Путешественница
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листке сидела маленькая птичка. Это королёк. Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королёк опустился на листик и поплыл, как на кораблике.
По И. Аксёнову
- Вам понравился текст?
- Что показалось особенно интересным?
- О ком говорится в этом тексте? (О корольке.)
- Почему текст назван «Путешественница»? (Птичка плавала на осенних листиках, как на корабликах.)
- Каким образом она путешествовала по ручью? (Она доплывала до изгиба ручья, возвращалась назад и ждала снова яркий листик.)
- Как вы понимаете выражение парад листиков! (Торжественно, празднично проплывали листики.)
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Слайд№8.
- В какое время года происходило путешествие?
- Кто путешествовал и на чем?
- Как она путешествовала?
- Сколько раз она так путешествовала?
- А вы видели, что-то подобное?
3. Деление текста на части и составление плана (работа в индивидуальных карточках с текстом).
- О чем вы будете писать сначала?
Слайд№9.
1) Парад листиков.
- Что такое парад?
- А как вы себе представляете парад листиков?
- А дальше? Кто герой нашего рассказа?
- Как ее называет автор текста?
щелчок
2) Путешественница
- Зачитайте получившиеся части.
- И, наконец, мы опишем как она ….(путешествовала)
щелчок
3) Первое путешествие.
щелчок
4) Второе путешествие.
Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Пересказ по плану.
- Как можно заменить слово КОРОЛЕК?
Слайд№10.
2. Орфографическая подготовка.
- На какие правила встречаются слова в тексте?
- Докажите, почему так пишутся слова.
Слайд№11 + плакат на доску для постоянной демонстрации детям.
3. Опорные слова .
королек
тихо
на листике
доплыла
изгиб ручья
вспорхнула
вернулась назад
подплыл
опустился
как на кораблике
V. Написание изложения. VI. Самопроверка.
VII. Итог урока, эмоциональная рефлексия. Чтение 2 – 3 работ вслух. Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ. Ученик получает за удачную работу на память карточку с изображением королька. Такие же карточки получат остальные ребята по результатам проверенных работ. Все вместе по плану анализируем результаты работы на уроке. Установка на успех. (Что у вас получалось особенно хорошо?) Дети рефлексируют, выбирая соответствующий смайлик.
VIII. Творческое домашнее задание. Учащимся предлагается придумать продолжение путешествия королька.
Практическое задание 2.
Цель:
знать:
 структуру учебного занятия с применением различных методов обучения
русскому языку и особенности его подготовки в начальной школе;
уметь:
 создавать дидактические материалы для продуктивного обучения
развитию речи в начальной школе.
Разработайте конспект урока развития речи: работа над сочинением и
оформите его следующим образом:
Тема:
Цели:
Оборудование:
Ход урока:
1. Начало урока (оргмомент, сообщение темы и целей урока).
2. Вступительная беседа.
3. Предъявление темы и основной мысли сочинения.
4. Составление плана, сбор материалов для сочинения.
5. Написание сочинения, самопроверка, редактирование.
6. Сдача на проверку учителю.
Тема урока: обучающее сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»
Цель урока: научить детей писать сочинение по картине
Задача урока: формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;
2. Регулятивные – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;
3. Познавательные – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.
4.Коммуникативные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок развития речи
Оборудование:
технические средства для демонстрации презентации;
орфографические словари;
Иллюстрация к картине И.Левитана плакат с планом сочинения;
таблица условных обозначений;
изображение смайликов (улыбается, хмурится, нейтральный);
диск с мелодией для динамической паузы и П. И. Чайковского «Времена года».
Планируемый результат: сочинение-описание; любовь к родному краю.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный  момент
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Посмотрите, всё ли у вас готово к работе.
Дети настраиваются на работу, проверяют наличие письменных принадлежностей
Актуализация знаний А теперь послушайте загадки:
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...(осень)
- Назовите месяцы осени.
- О каком месяце говорится в загадках?
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!(Сентябрь)
Листопад, зазимник, грязник,
Ветер рвёт златой наряд,
Землю грязную тем златом
Покрывает всю подряд. (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!(Ноябрь)
Краткая беседа об изменениях природы осенью.
Показ картины.(Слайд 2)
Краткий рассказ о художнике И. Левитане. Посмотрите на эту картину. Её писал И. Левитан, русский художник, мастер «пейзажа настроения». Все его картины четки по композиции (построению), по цвету. И. Левитан родился в Литве, в местечке Кибарты. В начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. Рано стал сиротой. Много пришлось путешествовать. В своих картинах постарался передать красоту природы. Картины его находятся в Третьяковской галерее. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки, высказываются об изменениях природы осенью.
Рассматривают картину И.Левитана,
Целеполагание Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок развития речи?
- Правильно, на уроке развития речи мы будем любоваться красотами природы; учиться наблюдать, сравнивать, переживать, передавать своё отношение к происходящим изменениям в природе; последовательно, грамотно излагать устную и письменную речь. Формулируют тему урока и его цель
Основной этап урока.
Работа по теме. 1. Беседа по картине. Лексическая работа
- На календаре уже осень.
- Что вы видите на картине?(Деревья, покрытые жёлтыми листьями, луг с увядающей травой, тёмную реку)
- Какой период осени изобразил художник? Почему вы так думаете?(Это золотая осень: листья на деревьях пожелтели и опадают, трава увядает)
- Что можно сказать о листьях? (Жёлтые, коричневые, жёлтая трава)
- Какой стоит день? (ясный, солнечный)
- Какое небо?(голубое с белыми и розоватыми облаками)
- Что мы чувствуем, когда смотрим на картину? (Грустно смотреть на, пожелтевшие деревья. Природа прощается с летом)2.Составим ассоциативный ряд к слову «осень» используя имена существительные, имена прилагательные и глаголы.(Слайд 3)
одновременно проводится и орфографическая работа(обратить внимание на безударные гласные, парные звонкие/глухие согласные, словарные слова, незнакомые орфограммы) уделяется внимание красоте русского языка
-Составьте 2-3 предложения, используя данные слова.
3.Работа над планом сочинения. (Слайд 4)
- Перед вами план. Что вы будете описывать в своём сочинении, глядя на картину?(день, небо, реку, лес, берега, луг…)
1.Какой стоит день?
2.Описание неба.
3.Описание леса.
4.Описание реки, берегов.
5.Какое настроение вызывает картина?
4. Работа над составлением предложений.
- К каждому пункту плана даны слова – помощники. А теперь прочитайте первый пункт плана, посмотрите на слова – помощники (слайд 5), на картину и, выбрав подходящие словосочетания, составите предложения. Аналогичная работа по 2-4 пунктам плана.
- Подберите прилагательные  к слову «картина» (прекрасная, необыкновенная, новая, чудесная, весёлая)
- Составьте 1-2 предложения, выразив собственное настроение, отношение к картине
Итог. Нам предстоит описать картину так, как видит его каждый из вас, выразить своё отношение к нему, и всё это при помощи слов. Пусть речь ваша будет точной, правильной, красивой. Рассматривание картины. Ответы детей.
Подбирают слова.
Высказывают своё мнение.
Составляют предложения.
ФизминуткаПоработали – отдохнём:
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете. Выполнение движений:
Руки вверх, вниз, наклоны, приседания
Самостоятельная работа Ребята, сочинение должно быть написано не только содержательно и связно, но еще и грамотно. Посмотрите на слова – помощники. Вы их можете использовать в своем сочинении.
Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, просмотрите ваши записи, отредактируйте ваши сочинения, придумайте заглавие.
1.Самостоятельная творческая работа детей под музыку
П. И. Чайковского «Времена года»
2.Самостоятельная проверка.
3.Окончание работы
Итог урока -Какой теме посвящено наше сочинение? (осени)
-Кто из вас хочет зачитать свою работу?
Читаем и обсуждаем 1 – 2 сочинения.
-Какая часть речи помогала вам сегодня сделать вашу речь яркой, точной?
Составьте синквейн на тему «(Слайд 6,)
Итог. Всем спасибо за работу. Правильная и красивая речь помогает высказать своё мнение, чувства Чтение работ учащимися.
Обсуждение.
Самостоятельная работа.
Обсуждение.
Рефлексия – Кому понравилось работать на уроке?
- Что было интересного на уроке? Проводят самооценку работы
Список использованной литературы:
Урок литературного чтения;
Урок правописание приставок;
Безударные гласные в корне слов;
С. Маршак, "Кот и лодыри";
Т.Н. Митрофанова, Большая буква в именах, отчествах и фамилиях;
Конспект урока русского языка в 3 классе;
Н. Гарин-Михайловский, "Тема и жучка";
Л.А. Адамбаева, "Организация работы над изложением";
Л.М. Третьякова, "Организация работы над сочинением";
Е.И. Козлова, Проект урока развития речи по теме "Обучающее изложение";
Литературное развитие младших школьников;
Разумовская М.М. Методика обучения Орфографии в школе: Книга для учителей. М., 1996. С.7.;
Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др., под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение. 2010. С.22.;
Программа формирования УУД (личностные и метопредметные результаты)// Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, М., 2010.С. 25;
УМК «Гармония» учебник «Любимые страницы», 2 класс. О.В.Кубасова;
УМК «Школа России» «Литературное чтение», 3 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
УМК «Школа России» «Русский язык» ,2, 4 классы, Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.;
УМК «Гармония» Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.;
УМК «Школа 2100» Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.