Конспект урока литературы в 5 классе Нравственные уроки и народная мудрость сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Трудный путь Фильки к доброте.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Островского района Костромской области.

Тема урока: Нравственные уроки и народная мудрость сказки К.Г.Паустовского
«Тёплый хлеб». Трудный путь Фильки к доброте.
Тип урока - урок «открытия» новых знаний.
Содержательная цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать опыт в наблюдательности над ролью детали в тексте и средств выразительности в создании художественного образа.
Деятельностная цель: создание условий для усвоения темы, создание ситуации успеха, развитие готовности мышления к осознанию новых способов деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Задачи: 1.Образовательные: формировать навык выразительного и аналитического чтения, усвоение нового в процессе анализа текста, умение отображать образы и характеры героев, умение пользоваться текстом для доказательства своих выводов.
2.Развивающие: развитие умений анализа, синтеза и сравнения, развитие способности размышлять над поступками героев и их последствиями, развивать культуру речи и интереса к изучению произведения, создание условий для развития памяти, внимания и воображения, развитие у учащихся критического и практического мышления, формирование самостоятельной деятельности.
3. Воспитательные: формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение, воспитывать чувство доброты, чуткости и ответственности за свои слова и поступки, прививать любовь к природе, Родине и труду.
Оборудование:
1. Текст сказки в учебнике В.Я.Коровиной «Литература» 5 класс.
2.Ноутбук.
3. Проектор.
4. Толковый словарь школьника.
5.Мультимедийная презентация.
6.Мультипликационный фильм «Тёплый хлеб» 1973 год.
7.Атрибуты для сценки.
8.Свежеиспеченный хлеб.
9.Раздаточный материал.
10.Иллюстрации к сказке.



Используемые УУД
1.Личностные: мотивация к учебной деятельности, нравственно – этическая ориентация; самоопределение, оценивание усвоенного материала.
2.Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принятие решения.
3. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, моделирование, смысловое чтение.
4.Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, целеполагание,планирование,прогнозирование.






















Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент урока.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Сегодня у нас не простой, но интересный урок. Урок, на котором мы попытаемся ответить на нравственные вопросы. Нам иногда так трудно оценить свой поступок, найти правильный выход, порой попросить прощения. А в этом нам помогут герои литературной сказки К.Г.Паустовского.
- Дети, чему посвящает свои произведения писатель?
(Взаимоотношениям между людьми, уважительному отношению к природе. Автор воспевает в своих произведениях Родину, природу, красоту и романтику труда).
- Что такое сказка?
(Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
- В чем особенность этой сказки?
(С первых минут чтения создается впечатление, что это правдивая история, а в концовке автор усиливает эффект фантастичности. Таким образом, мы видим, что это сказка- быль).
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомним героев сказки, основной сюжет через ключевые слова. Для этого мы разгадаем кроссворд, а зарифмованные слова по вертикали помогут нам сформулировать тему и задачи урока.
1. В каком населенном пункте происходят события? (ответы записываем по горизонтали).
2.Кто остался в деревне после Гражданской войны?
3.Кто рассказал легенду о старом солдате?
4.У кого жил раненый конь?
5.Кто стал свидетелем разговора Фильки и Панкрата?





1. Д
е
р
е
в
н
я




2. к
о
н
ь









3. б
а
б
к
а



4. П
а
н
к
р
а
т








5. с
о
р
о
к
а







1.Что случилось в природе после злого поступка, когда Филька прогнал коня, просившего хлеба?
2.Что образовалось около мельницы Панкрата?
3.Сколько лет прошло, по мнению Бабки, с тех времен, когда в Бережках завелся злой человек?

1. м
о
р
о
з







2. л
ё
д



3. с
т
о



-Обменяйтесь листочками с другом, проверим ваши ответы. Верните свои листочки.

3. Открытие нового.
- У нас образовались по вертикали ключевые слова. Итак, сформулируйте тему урока.
«Трудный путь Фильки от зла к доброте».
Для того чтобы пройти вместе с героем этот путь, что нужно решить?
- Нужно уметь понимать прочитанное, владеть текстом, высказывать свое мнение, уметь рассуждать, быть наблюдательным и прислушиваться к мнению товарищей.
Эпиграфом нашего урока стали слова писателя.
Доброта – это бесценное человеческое качество,
без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь.
К.Г.Паустовский.
Умел ошибиться – умей поправиться.
Что означает слово ДОБРОТА? Обратимся к словарю.
Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.
Стремление делать благие дела.
Доброта всегда приносит радость окружающим. Люди стремятся к добру и не приемлют зло.




4. Релаксация
Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте себе добро, используйте только светлые яркие краски. Оно светит нам как солнышко. А теперь возьмите его в руки, оно, как мамины нежные руки, а теперь прижмите его к своему сердечку и откройте глаза.

5.У каждого из нас свой путь к доброте. А как же преодолел нелегкий путь Филька?
Трудный путь Фильки от зла к добру.
1. Внутренняя борьба добра и зла. «Зачем помирать? Надеяться надо».
2. Осмысление злодейства. « ночью он слез с печки, побежал к мельнице».
3. Покаяние мельнику Панкрату. «Чего ж мне теперь делать? »
4. Трудное решение. «Льготного срока не будет».
5. Искупление вины. «От теплоты лёд начал таять».
6. Радость примирения. «Филька - не злой человек. Бери хлеб, мирись!»
- В какой момент Филька осознал, что поступил плохо?
(Главный герой осознает свою вину во время рассказа бабки. Он плачет).
Выразительное чтение по ролям. Работа в группах.
Словарная работа: «охлаждение сердца». Как вы понимаете это выражение?
1. Умер от холода и голода.
2. Сердце не выдержало жестокости мужика.
- Почему после рассказа бабки Филька говорит: «Да ну его, Панкрата», а сам идет к нему?
(Филька понял, что разговор с Панкратом – единственное спасение).
Сцена из сказки. Передать внутренний мир героев.
- Внимательно посмотрите сценку и ответьте на вопрос: Сам Филька приходит к решению колоть лед или ему подсказал Панкрат?
- Труд – основа человеческой жизни. Простой мирный труд: починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба у Паустовского превращается в волшебство и радостный праздник.
Просмотр мультипликационного фильма «Тёплый хлеб». Киевская киностудия.1973 год.
- Посмотрите финал фильма и найдите разницу с текстом сказки?
(У Паустовского Филька молчит, а в фильме просит прощения и говорит, что никогда не скажет
слов «Да ну, тебя»). Зачем режиссер фильма изменил концовку?
Вывод: Филька благодаря своему внутреннему изменению превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. Обращение к эпиграфу «Умел ошибиться – умей поправиться».
Решение проблемного вопроса.
- Дети, сказка называется «Тёплый хлеб», а не теплый ветер, почему? Ведь именно он изменил ситуацию.
Словарная работа: тёплый – нагретый, ласковый, доброе отношение, отрадное чувство.
Теплый ветер (Индивидуальная работа)
- Ветер качал слепую рожь
- Враз сорвалась метель
- И всё выше взвивались столбы снежной пыли..
- Метель начала стихать к вечеру.
- Ветер дул с юга.
- Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи.
Автор открывает чудеса вокруг нас. Явления природы и животные ведут с нами диалог. Способны ли мы их услышать?
Теплый хлеб
Прочитайте выразительно эпизод о теплом хлебе.
Выпишите в тетрадь эпитеты о хлебе (Теплый хлеб, румяная корочка, чудесный хлеб).
- Что они помогли увидеть?
( Эпитеты помогли передать красоту хлеба и почувствовать его вкус).
Что олицетворяет собой хлеб?
1.Индивидуальное задание ученика. «Хлеб».
2. Назвать пословицы о хлебе.
3. Составить синквейн на тему «хлеб»
Хлеб
Вкусный, теплый
Растится, печется, воспевается
Хлеб – всему голова.
Доброта.

- Хлеб на Руси был превыше всего. Он становится теплым, когда все согреты теплом души, общим делом. Я хочу показать вам тоже кусочек теплого хлеба, но он особенный из блокадного города Ленинграда. Дети получали по 125 граммов хлеба в день. Все хорошее на Земле от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, то отдаем частичку своего тепла.
Рефлексия.
Символом урока стал хлеб, который можно сделать только с добротой. Я дарю каждому кусочек своей доброты . И мы вместе поделимся добротой с нашими гостями.
Итог урока. Дифференцированное домашнее задание :
1. Напишите творческую работу
« Речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью». Найдите
душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
(10 – 12 предложений).
2. Напишите творческую работу
«Зима в моём селе» (4-6 предложений).
3. Ответить на вопрос № 7 стр.98 учебника.
- Мы сегодня говорили о добре и зле. Чему учит сказка?
(Сказка учит доброте, ответственности за свои поступки, прививает уважение к труду).
Перед вами лежат полоски 2 цветов: жёлтого и синего. Жёлтые полоски –это лучи солнца, синие полоски полосы дождя из тучи. Сейчас вы должны выбрать полоску исходя из вашего состояния, которое у вас осталось после урока.




15