Игровое занятие по экологии. Тема: Амурский тигр — хозяин Дальневосточной тайги


План-конспект занятия
Тема: «Амурский тигр — хозяин Дальневосточной тайги»
(Игра-путешествие)
Составила: педагог дополнительного образования:
Войтова Галина Викторовна
2015 год
Тема занятия: «Амурский тигр — хозяин Дальневосточной тайги».
Цели занятия:
Создать условия, при которых учащиеся познакомятся с образом жизни и биологическими особенностями амурского тигра, как с животным, занесенным в Красную книгу.
Научить детей анализировать с различных точек зрения и дифференцировать позитивные и проблематичные вопросы, связанные с необходимостью сохранения тигра в среде его обитания.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с некоторыми заповедниками Хабаровского и Приморского края, как средой обитания Амурского тигра;
Формировать умение делать выводы на основе полученных знаний помочь сформировать определенное мнение, свою оценку ситуации по отношению к тигру амурскому и дикой природе.
Развивающие:
Развить инициативность, самостоятельность, творческие способности детей в деле пропаганды природоохранных идей.
Воспитывающие: 
Воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде;
Привлечь учащихся к акции «Сохраним амурского тигра»;
Показать большую значимость работы по сохранению уникальных природных уголков.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная.
Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные.
Формы организации: фронтальная и индивидуальная и групповая формы обучения.
Оборудование:
Географическая карта Хабаровского края и Дальнего Востока;
Для каждого ребёнка вырезанные заранее картинки с представителями флоры и фауны;
Лист ватмана, клей, ножницы;
Конверты с фотографиями животных;
Презентация;
Призы, смайлики, картинки животных для подарка.
Продолжительность: 45 минут.
План занятия:
Организационный момент (1 мин.).
Актуализация знаний (3 мин.).
Постановка познавательного задания (2 мин.).
Усвоение новых знаний(12 мин.).
Первичное закрепление знаний (5 мин)
Вторичное закрепление знаний (3 мин)
Физкультминутка (2 мин.).
Обобщение и систематизация (5 мин.).
Продуктивная деятельность (8 мин)
Рефлексия (2 мин.)
Подведение итогов (2 мин.)
Ход занятия:
Этапы занятия Действия педагога Действия воспитанников
1.Организационный момент
Слово педагога об акции «Сохраним Амурского тигра».
Беседа с детьми.
Ребята! Обратите внимание на красоту нашей природы. Она нуждается в нашей защите. Давайте, не допустим её полного уничтожения. Вы являетесь защитниками, помогайте её сохранять, делитесь своими знаниями с другими.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность. Готовятся к занятию
2.Актуализация знаний.
2. Объявление целей, плана занятия.
– Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по заповедным местам Хабаровского края и познакомимся с редкими представителями животного мира нашего края, но особое внимание уделим только одному. В течение всего занятия вы будете набирать баллы смайликами. У кого в конце занятия окажется больше всех смайликов, те получат награду победителей.
Слайд 2.
— А вы знаете место, где мы живём и, как называется край, в котором мы живём?
— Можете ли показать на карте, где находится Дальний Восток и Хабаровский край?
Слайд 3. Дети отвечают на вопросы.
Дети выходят к доске и показывают по карте.
3. Постановка познавательного задания
Работа с картой.
1. Определите местонахождение Хабаровского края на территории Дальневосточного региона? Покажите это место на общей карте.
Ответ: Хабаровский край расположен на Дальнем Востоке России.
Показывают.
4.Усвоение новых знаний
Педагог:
— Прекрасна и исполнена многообразия природа Хабаровского края. Создано множество заповедников и заказников на Дальнем Востоке и в том числе в нашем Хабаровском крае.
— Подумайте, по какой причине были созданы заповедники, заказники и другие охраняемые территории на Дальнем Востоке?
Слайд 4.
Педагог:
— Ребята, кто знает, что такое заповедник?
— Какие заповедники Хабаровского края вы знаете?
Педагог:
— Я расскажу вам о некоторых заповедниках нашего Хабаровского и Приморского края. Я буду рассказывать про них и про их обитателей. Будьте внимательны. Вы должны мысленно выделить только одно животное из общего числа. Это будет то животное, о котором сегодня пойдёт речь? Вы готовы к путешествию? Но для того, чтобы отправиться в лес необходимо знать правила поведения в лесу. Какие это правила вы узнаете из стихотворения.
Слайд 5.
Правила поведения в природе.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать
И костры не разжигать.
В лес приходят отдыхать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Педагог: В заповедниках живут разные звери, растут разные растения.
Итак, заходим в заказники и заповедники Хабаровского края и знакомимся с их обитателями.
Слайд 6.
Посмотрите, вот карта заповедников и заказников Хабаровского края. Красным цветом обозначены заповедники, голубым заказники, зелёным – национальные парки.
(Демонстрация объектов). Далее педагог называет заповедник, рассказывает о его обитателях.
Слайды 7 – 12.
Педагог: Назовите, какие заповедники были представлены? Какое животное, по вашему мнению, можно выделить особо и оно встречается в каждом названном заповеднике (оставить вопрос открытым)?
Педагог: У меня на столе конверт, его передал лесник нашего Комсомольского-на-Амуре государственного заповедника. Этот лесник любит заниматься фотоохотой. Много интересных снимков он сделал, но фотографии животных оказались разрезанными лешим. Их нужно спасти. У лесника очень много работы и он один справиться не может, по этой причине он обращается к нам с просьбой восстановить эти фотографии. Они в маленьких конвертах. Выберите один конверт на двоих и помогите леснику. Отвечают на вопросы. Получают за правильный ответ весёлого смайлика.
Подготовленный ребенок читает стихотворение:
Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с обитателями.
Дети работают в паре.
Определяют животных.
5. Первичное закрепление знаний.

Слайд 13.
Игра «Собери животное».
Цель: отыскать недостающие части предоставленного животного и «собрать портрет» одного животного.
Педагог: Хорошо! Фотографии спасены. Продолжаем наше путешествие.
(Для тех, кто справляется быстро, даётся дополнительное задание).
Игра «Назови, чьё».
Детям предоставляются карточки с изображениями частей тела животных (например: хвост лисы, пасть тигра, лапа медведя, голова кабарги и т.д.).
Педагог:
— Кто догадался, о каком животном сегодня пойдёт речь?
Слушайте загадку.
Этот зверь почти как кот,Играть же с ним опасно,В природе дикой он живет,Большой он и клыкастый!Если близко подойти,Громко рыкнет для острастки,С этим зверем не шути,Он огромный и зубастый!Длинный коготь, острый клык,Лютый нрав и грозный рык.
Лишь чуть-чуть, совсем немножко,Схож с домашней рыжей кошкой.
Слайд 14.
Педагог:
— Скажите, теперь вы сможете ответить на вопрос, о каком животном мы будем с вами говорить особо?
— Что вы знаете о тигре? Задание
сопровождается спокойной музыкой.
Обучающиеся работают в паре, выполняют практическую работу.
Дети подписывают части тела изображенного представителя животного мира.
Дети отгадывают загадку.
Дети отвечают на вопросы.
6. Вторичное закрепление новых знаний.
Рассказ. «Где живут тигры?»
Любимые места обитания — горные кедрово-широколиственные леса. В декабре 2015 года по данным GPS-навигатора в Комсомольском-на-Амуре государственном заповеднике в центре Хабаровского края стало возможно встретить тигров. Тигры в Хабаровском крае обосновались в Ботчинском, Джугджурском, Большехехцирском 
заповедниках и Анюйском национальном парке. Особенно любит тигр леса со скалами, каменными нишами и пещерами. Слайд 15.
Ребята, а вы знаете, что тигра называют хозяином Дальневосточной тайги. Знает ли кто-нибудь из вас как называли тигра коренные жители Дальнего Востока, удэгейцы?
Педагог: Верно. Удэгейцы жили и охотились в тайге и поклонялись дикой кошке по имени «Амба». Её считали мудрым, священным и неприкосновенным животным. Охотники никогда в неё не стреляли. Прошли годы, и дикая кошка получила от людей ещё одно имя — тигр амурский. В Приморском крае в 2012 году был создан национальный парк «Земля леопарда» для сохранения популяций дальневосточного леопарда и амурского тигра. Он включает в себя заповедник «Кедровая Падь» и заказник «Леопардовый». Там построен 800-метровый экологический тоннель этой дороги. Строительство этого тоннеля предназначено для того, чтобы тигры, леопарды и другие животные могли свободно перемещаться, чтобы дорога им не мешала. Они будут это делать над тоннелем, на сопках.
Итак, постоянным местом обитания можно считать только южную и центральную частях Сихотэ-Алиня (показ). Но область тигриных заходов бывает значительно шире: таёжная часть Амурской области, Якутия и Сахалин (показ).
Слайд:16.
Педагог: Устали? Пора бы, и поразмяться нам немного. Ответ: Амба
7. Физминутка
Слайд 17.
Музыкальная физкультминутка «Весёлые тигрята». Обучающиеся танцуют вместе с тигрёнком.
8. Обобщение и систематизация
Педагог: Предлагаю вам посмотреть слайд-шоу «Образ жизни Амурского тигра».
Слайды: 18-26.
Педагог: Итак, ребята, что мы выяснили?
— Есть ли у тигра враги?
— Любимые места обитания тигра? — Как называли тигра коренные жители Дальнего Востока, удэгейцы?
— Сколько лет живет тигр в дикой природе?
 — Котята рождаются слепыми или могут видеть с самого рождения?
— Строит ли тигрица «дом» для тигрят?
—Сколько диких копытных съедает тигр за год?
— Боятся ли тигры воды?
— Кто является добычей тигра? Рассматривание слайдов.
Дети отвечают на вопросы.
9. Продуктивная деятельность.
Практическая работа: «Где живет тигр». Педагог:
— Смотрите на карту, лес у нас по всему Дальневосточному краю, обозначен он зелёным цветом. Встаньте полукругом, не мешая друг другу, вспоминаем места обитания амурского тигра, сравнивайте с картой и расселяйте его по его по местам обитания. Для правильной ориентировки вам предоставляется карта слайда № 6. Под спокойную музыку дети вырезанные силуэты флоры и фауны, располагают и наклеивают на большом листе ватмана.
Слайд 26. Дети, пользуясь картой, расселяют Амурского тигра.
10. Рефлексия

11. Подведение итогов Педагог:
— О каком животном мы говорили на занятии?
— Что нового узнали о тигре?
— С какими незнакомыми для вас животными мы познакомились?
— Что нужно делать людям для спасения полосатого красавца, природы края, в котором мы живём?
— Что бы вы предложили для охраны тигра?
— Как вы думаете, что может случиться, если люди перестанут заботиться о животных и охранять их?
Подсчёт заработанных баллов. Награждение победителей. Звучит музыка.
Слайд № 27.
Дарение фотоснимков тигра.
Дети отвечают на вопросы.
Ведётся подсчёт смайлов.
Использованная литература:
Амурский тигр: Фотоальбом / В.Г. Юдин, А.С. Баталов, Ю.М. Дунишенко. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006.
Дунишенко Ю.М.,  Тигр на счётчике// Родное Приамурье. 2005. № 4.-  С.34
Дунишенко Ю.М., Куликов А.Н. Амурский тигр. – Хабаровск, 1999
Старостин В. Тигров становится меньше?// Родное Приамурье. 2006. № 3.- С. 10 -11
Про тигра и тигрят. Сборник методических материалов для работы с детьми. – Владивосток: WWF – Россия, 2008.
Региональный компонент к изучению предметов естественнонаучного цикла «Тигр амурский». Пособие для учителей. – Владивосток, 1998
Тигр амурский и биоразнообразие Уссурийской тайги: Учебно-методическое пособие с электронным приложением / Сост. А.Э. Врищ. – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://fb.ru/article/30238/klassifikatsiya-jivotnyihhttp://innovaciivdou.at.ua/index/puteshestvie_v_stranu_tigrov_triz_starshaja_gruppa/0-64http://elhow.ru/zhivotnye/dikie-zhivotnye/gde-zhivut-tigry?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=cthttp://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/08/zanyatie-po-ekologii-amurskiy-tigr-khozyainhttp://pedportal.net/po-tipu-materiala/dopolnitelnoe-obrazovanie/zanyatie-po-ekologii-quot-amurskiy-tigr-hozyain-dalnevostochnoy-taygi-quot-867191http://nova.rambler.ru/search?query=Что%20в%20лесу%20нельзя%20шуметь%2C%20%20Даже%20очень%20громко%20петь.%20Испугаются%20зверушки%2C%20%20Убегут%20с%20лесной%20опушки.