Классный час Доброта истинная и ложная

Классный час "Доброта истинная и доброта ложная"

Цели: 1. Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям.
2. Осмысление категории “доброта”, мотивация на добрые дела;
3. Развитие толерантности;

Оборудование:
Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе);
Лепестки для игры “Ромашка” с описанием черты характера человека.
Кубики для строительства Дома Доброты. На кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;
Дерево, на ветках которого нет листочков, на корнях написано: доброта. У детей чистые листочки, на них они запишут свои добрые дела.
Мячик, для проведения ресурсного круга.
Маленький шарик на ниточке с изображением зла (модель зла).
Карточки с текстами заданий: “Пять добрых дел”, рассказ “Нет худа без добра”.

Ход занятия
I. Присоединение к теме:
1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Жизнь дана на . дела.
Мир не без людей.
.желаешь – и делай.
Истинное всегда просто.
слово человеку – что дождь в засуху.
2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
“Не ищи красоты, а ищи доброты” - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
II. Сообщение цели:
Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”
III. Основная часть:
1. В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим..; Провожая гостей; Утром; Вечером и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)
Чтение стихотворения “Обидное слово”, автор Татьяна Дашкевич
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.
2. Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.
3. А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.
Самостоятельно выбери пять добрых дел. Подчеркни своё решение.- Думать о родителях - Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего - Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком - Помогать ближним
- Завидовать - Сделать кормушку для птиц
Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение.- Думать о родителях - Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего - Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком - Помогать ближним
- Завидовать - Сделать кормушку для птиц

Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую – нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь – добро и делай.
Истинное добро всегда просто.
Чтение рассказа “Нет худа, без добра”
Маша заболела. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка плакала, кому приятно пить эту горечь.
Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”
Услышала этот разговор мама, покачала головой и строго сказала: “Чтобы быстрее поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря в народе говорят: “Нет худа, без добра”.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.
- Трудно ли быть добрым?
4. Игра “Ромашка”
На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:
Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют.
Человека, у которого доброе сердце, называют..
Человек, который желает другим только добра, называют..
Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют
Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют.
Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?
Давайте представим себя жителями Дома под названием “Доброта”
Дети встают в круг, передают друг другу мячик и говорят: “В Доме Доброты я чувствую.”Завершая работу, учитель благодарит детей.
6. Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок – крупица Зла, от которого становится темно и страшно. И если такая крупица, капелька попадёт между кирпичиками доброты, то учитель маленьким шариком (модель Зла) должен один раз так ударить по кирпичикам Дома Доброты, что бы он распался.
7. Дети огорчены. Можно исправить ситуацию? Ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Дети приходят к решению, что их добрые дела и поступки смогут исправить ситуацию.
IV. Рефлексия.
Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.
15