Конспект урока Газообмен в легких и тканях


Тема урока "Газообмен в легких и тканях"
Задачи урока:
Обучающие
Повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Углубить знания о газообмене в легких и тканях.
Подвести учащихся к пониманию физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
Развивающие
Формировать у учащихся умение сравнивать, выделять главное и делать выводы;
Развивать творческое мышление и речь учащихся.
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
Воспитательные
Расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
Развитие коммуникативных способностей.
Оборудовние: компьютер, проектор; раствор гидроксида кальция, Резиновая груша, стеклянная трубка, хим.стаканы.
Методы обучения:
метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
метод работы с дидактическим материалом,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение целей, хода урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Задача 1. Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха никто не может прожить даже десяти минут. В чем заключается функция органов дыхания?

Задача 2. Используя знания из курса «Животные» и знания прошедшего урока, решите задачу 2. Представьте себе молекулу кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Из перечня органов тела человека выберите воздухоносные пути и соедините их стрелками.
Задача 2.
воздухоносные пути Сердце
Носовая полость
Желудок
Носоглотка
Кровь
Гортань
Пищевод
Трахея
Кишечник
Легкие
Грудная клетка
Бронхи
По окончании работы учащиеся осуществляют самопроверку
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81767/?interface=catalog&class=50&subject=29IV. Изучение нового материала
Учитель: Дыхание – свойство всех живых организмов . Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого процесса , который как и все процессы в живых организмах, подчинен законам физики .
Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях»
– Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Ответы ребят)
Обобщение, сообщение целей и хода урока
Ребята, подумайте, какие биологические термины мы будем применять в процессе достижению цели нашего урока.
Учитель: человек дышит атмосферным воздухом, который состоит из смеси газов. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха , который мы выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен)– Подтвердим это опытным путем. Демонстрация опыта: взаимодействие атмосферного и выдыхаемого воздуха с раствором известковой воды. (Межпредметная связь с химией).
Эвристическая беседа:
– Как изменилась вода в пробирках? – В какой пробирке вода помутнела? – Какой можно сделать вывод? – Как вы думаете, что это за вещество?
Обратимся к слайду «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» http://festival.1september.ru/articles/575675/pril5.swfБеседа
Учитель: Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе? – Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха? Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Газ Вдыхаемый воздух Выдыхаемый воздух
Кислород 20,9 %,  16,3 %, 
Углекислый газ 0,03 %,  4 % 
Азот 79,03 79,07
Учащиеся: Из таблицы видно, чтов выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%.
Физкультминутка
1.Рисуем горизонтальную восьмерку глазами (8 раз).
2.Рисуем вертикальную восьмерку глазами (8 раз).
3.«Постреляем» глазами в разные стороны.
4.Смотрим на дерево за окном, на оконную раму (5 раз).
5.Сильно зажмурим глаза.
6. Глаза открыли и работаем
Учитель: Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как осуществляется газообмен в организме.
Показываем анимацию «Газообмен в легких и тканях»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000870-1000-4ddd-074d-5000475d60a3/11_014.swfУчитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)
Ученики могут сразу и не ответить на вопрос, тогда обсудить вопрос при работе с текстом.
Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом.
Работа в группах с текстом «Газообмен в легких»:

Газообмен в легких
1-я группа задает несколько вопросов 2-й группе и наоборот.
  Например:
1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
2. Где происходит легочной газообмен?
3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?
5. Какая кровь покидает легочные капилляры?
6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?
Обсуждение результатов работы. Ученики  правильно ответившие на вопросы получают бонусы.
Учитель: Результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную. А для чего нужен кислород нашему организму? (Для обмена веществ) Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клетку нашего тела. Этому способствует газообмен в тканях
Газообмен в тканях
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы.
1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?
2. Почему в тканях мало кислорода?
3. Почему в тканях много углекислого газа?
4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?
Осуществите самоконтроль, отметив результат «+» или «–».Обсуждение результатов работы. Ученики правильно ответившие на вопросы получают бонусы.По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу (1 группа-газообмен в тканях, вторая газообмен в легких. Название 2-х видов газообмена Где происходит Что проникает в кровь Что
Выходит из крови? Физическая причина В каком круге кровообращения Какая кровь в какую превращается
Газообмен в легких (Легочное дыхание)
В капиллярах легких Кислород Угдекислый газ Диффузия МаломВенозная в артериальную
Газообмен в тканях (Тканевое дыхание) В капиллярах тканей Углекислый газ Кислород Диффузия Большом Артериальная в венозную
Беседа
Этапы газообмена
Газообмен между воздушной средой и легкими
Газообмен между легкими и кровью
Транспортировка газов кровью
Газообмен в тканях
1. В чем сходство и в чем отличие процесса газообмена в легких и тканях? Сходство заключается в том, что в обоих случаях газообмен осуществляется через стенки капилляров за счет диффузии. Отличие заключается в том, что во время газообмена в тканях гемоглобин отдает кислород в клеткам, забирает углекислый газ, и кровь становится венозной, а в легких происходит обратный процесс – углекислый газ из венозной крови через стенки альвеол попадает в дыхательные пути и внешнюю среду, а кислород тем же путем поступает в кровь, которая становится артериальной и вступает в соединение с гемоглобином.2. Какие системы внутренних органов связаны между собой? (Дыхательная и кровеносная)
Обобщаем сказанное записываем выводы в тетрадь.
Выводы:
1. В основе газообмена в легких и тканях лежит процесс диффузии. (Газы перемещаются из области большей концентрации в область меньшей концентрации)2. Кислорода много в альвеолах и мало в капиллярах, углекислого газа, наоборот, мало в альвеолах и много в капиллярах.3. В легких кислород через тонкие стенки альвеол и капилляров поступает из воздуха в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. Кровь становится артериальной (малый круг кровообращения).4. В тканях кислород поступает из крови в тканевую жидкость, затем в клетки, а углекислый газ из тканей переходит в кровь. Кровь становится венозной (большой круг кровообращения).
III. Закрепление
Каждому ученику выдается тест
Легочное дыхание обеспечивает:
а) газообмен между кровью и клетками тканей;
б) газообмен между воздухом и кровью.
Что относится к верхним дыхательным путям:
а) носоглотка;
б) бронхи;
в) носовая полость.
В состав носовой полости входят:
а) гортань;
б) обонятельные клетки;
в) голосовая щель.
Хрящевые кольца имеют:
а) трахея;
б) бронхи;
в) альвеолы.
Не пропускает пищу в гортань:
а) плевра;
б) надгортанник;
в) трахея.
IV Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке?В чемэт выражается?
 V. Домашнее задание : изучить текст на с.142-144, ответить на вопросы, используя электронные ссылки.
Темы сообщений (опережающее задание) (по желанию)
1. История открытия и борьба с туберкулезом.2. Влияние курения на органы дыхания и весь организм.3. Окружающая среда и здоровье человека.4. Болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика.5. Влияние физических упражнений на органы дыхания. 6. Можно предложить свою тему реферата.
VI. Выставление оценок за урок
1.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81768/?interface=catalog&class=50&subject=292. http://festival.1september.ru/articles/575675/pril5.swf