Конспект урока «Климат Ростовской области» 8 класс


Урок географии Климат Ростовской области.
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна Стенькина.
Друзья мои! Я очень радаВойти в приветливый ваш класс.И для меня уже наградаВниманье ваших умных глаз.Я знаю: в классе каждый гений,Но без труда талант не впрок,Скрестите шпаги ваших мнений -Мы вместе сочиним урок.
Актуализация знаний
Известный российский физико-географ, писатель Ю.К. Ефремов сказал:
Люблю и знаю, знаю и люблю,И тем сильней люблю, чем больше знаю…
Как вы понимаете эти слова?
Действительно, есть что любить и узнавать, ведь нам выпала замечательная возможность жить в одном из крупнейших и интереснейших регионов страны.
Сегодня мы поговорим о природе нашего края.
Природа удивляет своим разнообразием, т.к . состоит из множества компонент.
Все компоненты тесно и неразрывно связаны друг с другом. И говорить на эту тему можно бесконечно, но сегодня у нас есть возможность поговорить только об одном компоненте.
Определить тему разговора вы сможете с помощью моего рюкзака.
Термометр, барометр, флюгер (эти приборы позволяют нам давать характеристику климата).
Сообщение темы, целей.
Тема урока: Климат Ростовской области
Ребята, запишите дату и тему урока в ваши тетради.
- Ребята, что вы знаете о климате? (климат - многолетний режим погоды)
- Назовите компоненты климата (температура, АД, скорость и направление ветра, влажность, облачность и атмосферные осадки)
- А все ли вы знаете о климате нашей области? (нет)
Сегодня на уроке нам нужно дать полную характеристику климата нашей области.
Изучение новой темы
В Америке в рамках программы «Разговоры с Землей» проходит ежегодный симпозиум по вопросам климата.
Представьте, что вы–молодые ученые Дона получили приглашение на этотфорум. Вам необходимо подготовить доклад на тему «Климат Ростовской области»
- Как вы думаете, какие источники информации необходимо использовать для подготовки?
Мы будем работать с географическими картами, научными текстами, статистическими данными.
Выберите,пожалуйста,научного руководителя, который будет выступать от имени всей группы. С помощью текстов и климатических карт подготовьте короткие выступления. Темы у вас на столах. Время на подготовку 5 минут.
- Помните девиз всех ученых? (краткость – сестра таланта)
Текст (приложение № 1)
Задания для групп
I группа(готовятся у доски)
Каково географическое положение нашей области?
Какую роль играет географическое положение в формировании климата? (44°-50°)
Какой тип климата формируется на территории Ростовской области?
II группа(готовятся у доски)
1. Главные климатообразующие факторы
2. Господствующие воздушные массы
3. Место региона в системе общей циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны)
III группа (работа с картой)
Температуры января и июля
Суммарная солнечная радиация
Среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения
IV группа
Климат Тацинского района (географический центр Ростовской области)
Температуры, количество осадков, постоянные ветры.
Подведем итог работы
Выступление групп
Уважаемые ученые. Не забывайте делать пометки в ваших тетрадях!
Какой вывод о климате нашей области вы можете сделать?
Ученые такой тип климата называют аридный (теплый засушливый)
Какая природная зона образовалась в нашей области под влиянием аридного климата?
- Какова роль климата в природе и жизни человека?
Ролик
Что обеспечивает повышенную урожайность с/х культур нашей области?
Закрепление
Уважаемые ученые, подскажите, пожалуйста, как называется наука изучающая климат? (климатология)
О чем спорят климатологи мира? Какую важную проблему решают? (изменение климата, потепление или похолодание)
А давайте проверим. Вам необходимо построить график хода среднегодовых температур и проанализировать его.
Вывод: за последние 13 лет наблюдается тенденция повышения среднегодовых температур в нашей области.
Что может произойти с природой Ростовской области, в связи с изменением климатических условий?
А сможет ли человек предотвратить эти изменения?
Каким образом?
Обобщение наш урок подошел к концу.
СинквейнНазовите тему урока Назовите 2 прилагательных, которые
характеризуют климатнашей области.   Назовите 3 действия, которые можно
Выполнятьиспользуя знания о климате.  Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока Оценки
Домашнее задание
Закончить работу в контурной карте.
Составить хвалебную оду климату нашей области от имени колоска.
Проанализировать среднегодовые температуры нашей области за последние 20 лет и составить график хода температур.
Ваши работы я жду по адресу svetlana.stenkina41@yandex.ruКЛИМАТ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ростовская область находится в южной части Восточно-Европейской равнины и на северо-западе Кавказа.
Крайняя южная точка - 45°с.ш. (Песчанокопский район). Широта 45 ° является пограничной т.к. равноудалена от экватора и Северного полюса.
Главные факторы, формирующие климат нашего края – географическое положение, воздушные массы, приходящие с Атлантики, с Северного Ледовитого океана или из внутренних районов материка и характер равнинного рельефа.На территории области формируется умеренно – континентальный климат с ярко выраженными временами года. Характерно сочетание избытка тепла с относительным недостатком влаги.
Территория области лежит в пределах степной зоны, лишь крайний юго-восток является переходным районом от степей к полупустыням.
Средняя температура воздуха в январе-(-7С), в июле -(+ 23С).
Абсолютный максимум + 43° отмечен в селе Заветном на Ю-В области, - 40° в станице Боковской на севере области.
Суммарная солнечная радиация за год в среднем составляет 110 ккал/год
С июня по сентябрь среднемесячные показатели продолжительности солнечного сияния в Ростове-на-Дону и Сочи мало отличаются друг от друга.
На территории района наиболее распространены воздушные массы умеренных широт. С приходом черноморских и атлантических циклонов. Антициклоны часто вторгаются со стороны Сибири или Северной Атлантики. Из Закаспийских пустынь проникают континентальные воздушные массы, которые вызывают сухость и запыленность воздуха. С юго-запада через Черное море вторгается иногда морской тропический воздух, способствующий выпадению осадков и повышающий температуру, особенно зимой.
Осадки выпадают преимущественно в теплое время года. Их количество уменьшается в направлении с северо-запада (500 мм) на юго-восток (до 340 мм). Из-за частых оттепелей снежный покров неустойчив. Наша область одна из самых гололедных в России.
Высокие температуры лета и длинный вегетационный период обеспечивают повышенную урожайность пшеницы, бахчевых, садовых культур и винограда.
Наш край один из самых ветреных районов страны. Часто бывают пыльные бури. В течение года преобладают ветры восточных румбов. Летом нередки засухи и суховеи.
I группа (записать ответы на вопросы на доске)
Каково географическое положение нашей области?
Какую роль играет географическое положение в формировании климата?
Какой тип климата формируется на территории Ростовской области?
IIгруппа (записать ответы на вопросы на доске)
1. Главные климатообразующие факторы.
2. Господствующие воздушные массы.
3. Место региона в системе общей циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны).
III группа (работа с интерактивной доской)
Температуры января и июля.
Суммарная солнечная радиация.
Среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения.
IV группа
Рассказать о климате Тацинского района (географический центр Ростовской области).
Температуры, количество осадков, постоянные ветры.
Приложение 3
СинквейнНазовите тему урока Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют климатнашей области. Назовите 3 действия, которые можно выполнять,используя знания о климате.  Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока