Разработка урока по географии на тему Особо охраняемые природные территории Бурятии


"Особо охраняемые территории России. Заповедники России"
Цели урока:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях Бурятии.
Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
Определить роль охраняемых территорий.
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Формировать экогеографическое мировоззрение.
Задачи учителя:
Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно.
Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.
Тип урока:
Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
фронтальная;
индивидуальная;
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
исследовательский.
Межпредметные связи:
география – история;
география – экология;
география – краеведение;
Средства обучения:
Физическая карта России;
Карта “Заповедники России”;
Учебник: «География. Природа России», «География Бурятии» 8кл
Тетради;
Схема: “Охраняемые территории России”;
Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся;
Содержание урока:
На доске тема: “Охраняемые территории Бурятии. Заповедники Бурятии. (слайд 1)
Ход урока
I. Оргмомент:
приветствие;
рассаживание учащихся по группам;
проверить подготовку ребят к уроку.
II. Постановка цели.
Ученик читает стихотворение Н.Г.Дамдинова:
Мой отчий край – долина Баргузина.
Над ней сплошной стеной стоят хребты.
Как в небе облака,
Бело и длинно
В степи овечьи тянутся гурты.
Мой отчий край в народе величают
Высокой поднебесною землей.
Великолепье темных скал венчает
Бархан- гора
Вершиной ледяной.
Мой отчий край соседствует с Байкалом,
И Баргузин всю жизнь спешит туда,
Где медленно вздымает вал за валом
Бездонная, былинная вода.
У нас, как зов кукушки в час заката,
Чисты и звонки голоса парней.
Идущий к сердцу каждого бурята,
Могучий бас БадмыГреми сильней!
У нас в долинах, где прозрачен воздух,
Не счесть красавиц.
Из далеких мест
К нам приезжают парни и увозят
С собою лучших на земле невест!
В ветвях крадется соболь, замирая.
Хребты надежно держат небосвод.
Откуда я? Я из родного края!
Кто я такой? Сын этих гор и вод!
Учитель: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.
Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.
Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.
Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это республика Бурятия частицей которого является Баргузинская долина и село Арзгун.
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам нашей республики. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.
III. Изучение нового материала.
1) Работа тетрадью.
В тетради: тема урока.
Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.
2) схему ООПТ в тетрадь (слайд 3)
3) Актуализация знаний.
Вопрос учителя: Какие мы знаем заповедники у нас в Бурятии. (Баргузинский, Байкальский, Джергинский)
Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?
Историческая справка развития заповедного дела в Бурятии.
Развитие заповедного дела в Бурятии является составной частью комплексной программы охраны природы, экологического образования и просвещения всех жителей республики.
История взаимоотношений человека и природы в Байкальском регионе нас насчитывает не менее 35 тысячелетий. Она прослеживается с эпохи верхнего палеолита, когда человек впервые отметил наскальными письменами свое поселение на высоких террасах Селенги, Уды, Чикоя, Хилка, Джиды и, естественно, Байкала.
Древние люди умели ладить с природой, уважали ее и обожествляли, что накладывало определенные ограничения на количество добываемых растений и животных.
Раньше лесные буряты жили лесом. Почитали его. Они верили, что в деревьях живут души их предков. И каждое дерево для них было священно, они умели понимать язык деревьев и не причиняли им боль без нужды.
После смерти Чингис- хана территория бассейна Байкала была на три столетия объявлена заповедной зоной с очень жесткими ограничениями на хозяйственную деятельность. Поэтому нашим предкам удалось сохранить в первозданном виде священный Байкал и природу прилегающей к нему территории.
А удастся ли нам с вами сохранить природу Байкала родной Бурятии? Что передадим потомкам в наследство?
(Слайд 4)
3)Запись определения в тетрадь-«заповедник»
Презентация 1«Баргузинский заповедник» - Цыванов АмгаланПрезентация 2 «Джергинский»- Самбилов АрсаланПрезентация 3 «Байкальский заповедник»- Намжилова Светлана
Слайд 5
4)Записать определение «Заказник»
В Республике Бурятия природно-заповедный фонд особо охраняемых природных территорий включает ООПТ: 
1) федерального значения – 2 биосферных и 1 природный заповедник, 2 национальных парка, 3 государственных природных заказника федерального значения. 
2) регионального значения – 13 заказников в 13-ти административных районах и 1 природный парк, 1 рекреационная местность, 62 памятника природы. Из них 11 расположены на Байкальской природной территории, в том числе 4 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории
 3) 5 рекреационных местностей местного значения. 
Всего в России более 4000 заказников, общей площадью более 60 млн. га.
Определение в тетрадь - Памятники природы (слайд 7)
Определение в тетрадь «Национальные парки»(слайд 9)
Слайд 8 Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.).
Учитель: Так значит какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
Баргузинский заповедник организован в 1916 г. Расположен северо- восточном побережье озера Байкал и западных склонах Баргузинского хребта. Известны более 60 видов растений ( из них 10 эндемиков), 39 видов млекопитающих, 233 птиц, 4 вида рептилий и два вида амфибий.
Баргузинский заповедник – 100 лет охраняет природу.
С незапамятных времен здесь кочевали эвенки шемагирского и киндигирского больших родов, промышляя драгоценного зверя. Эпидемия черной оспы в середине прошлого века была опустошительной. Вскоре сюда проникли алчные скупщики, начался безудержный промысел соболя. Богатейший край быстро оскудел. Царское правительство было вынуждено принять экстренные меры. В 1912 г. было запрещено добывать соболя 3 года, а в 1914 г. были организованы экспедиции выбора мест под заповедник. С большим трудом проникли Г.Г. Доппельмаер, З.Ф.Сватош и К.А. Забелин в Подлеморье. Тщательные подсчеты выявили здесь всего 20-30 соболей. В декабре 1916 г. Сенат принял решение об установлении Баргузинского заповедника. В 1923- 1926 гг. существование заповедника подтверждено указами Советского правительства. Так был спасен самый – самый лучший соболь в мире.
Сейчас соболь живет в заповеднике повсюду – от прибрежной тайги Байкала до гольцов Баргузинского хребта.
Заключение
Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по ООПТ Бурятии , и
в заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу:
«Охранять природу –значит охранять Родину, а наша родина – это наше село , а как мы с вами можем охранять природу?
А теперь каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока:
Рефлексия
(слайд10)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала…
было интересно…
я поняла, что…
меня удивило…
мне захотелось…
я попробую
Выставление оценок: К сегодняшнему уроку вы проделали очень большую работу, и я считаю, что вы поработали на «Отлично».
Спасибо за урок!