Конспект урока по обществознанию «Философские представления о человеке. Человек, индивид, личность»


«Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»
Конспект урока для II курса колледжа
по предмету «Обществознание»
Автор: Алферьев Данил Станиславович
Тема урока: «Философские представления о человеке. Человек, индивид, личность».
Тип урока: мультимедийный, комбинированный.
Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Цель:
Изучить понятия: «человек», «индивид», «личность»
Основные методы: беседа и дискуссия.
Оборудование: учебник, мультимедийная доска.
Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:
а) в области знаний:
дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности
б) в области умений и навыков:
способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
предложенного материала
уметь работать с дополнительными образовательными ресурсами.
в) в области качеств, отношений, ценностей:
интерес к политическому устройству своего государства;
интерес к самостоятельному поиску информации к уроку;
способствовать воспитанию уважения к человеку, личности
Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание. - М.: Просвещение, 2009. – 351 с.
Дополнительная литература:
Ильенков Э.В. Что же такое личность? Философия и культура. – М.: «Политиздат», 1991. – 413 с.
Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: «Политиздат», 1998. – 195 с.
План.
Человек, подходы к его изучению.
Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
Личность.
Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность
Ход урока
I. Оргмомент (4 мин.) (Приветствие).
II. Проверка домашнего задания (16 мин.)
- обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему
- фронтальный опрос по пройденным темам
Примерные вопросы:
1. Что такое общество?
2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?
3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)
III. Изучение нового материала.(60 мин).
Постановка цели и задач урока
- объявление темы урока
- постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.
Человек, подходы к его изучению.
В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.
Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.
Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)
Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.
Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.
Основные теории происхождения человека
1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.
В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.
Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.
2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.
Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.
Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.
К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория, и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.
Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.
Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.
Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.
Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.
Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.
Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)
Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.
Извне Изнутри
Сопоставление человека сБиологическое строение, психика,
природой (космосом), обществом, нравственные, духовные,
Богом, другим человеком общественные позиции
Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.
3. Индивид и индивидуальность
Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.
Индивид
1. отдельно взятый представитель всего человеческого рода;
2. человек – как один из людей.
Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.
Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.
Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.
4. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.
Личность –
1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;
2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Подходы к изучению личности:
1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;
б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;
в) самооценка.
2. Через набор функций, ролей.
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.
Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.
5. Подведение итогов.
Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.
IV. Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа. 25 мин.).
Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)
Философские системы Высказывания о сущности человека
1. Древняя философия Востока Человек – часть природы
Человек – часть Великой Триады
2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо
Человек – мера всего
Природа человека определяется его душой и телом
3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной
Творческие возможности человека безграничны
5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.
Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.
V. Итоги урока. Рефлексия (9 мин.).
Ответы навопросы:
Сегодня я узнал….
Мне было особенно трудно…
Мне было легко…
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
VI. Домашнее задание: (6 мин.)
Написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой