Рабочая программа учебной группы Музей блокады Ленинграда МБОУ Школа №29 городского округа Балашиха.

Управление по образованию Администрации
городского округа Балашиха
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

Рассмотрена Утверждена
На методическом совете Приказом директора центра «Созвездие»
От « ___»_________2013г. От_______________2013г. №_____


ПРОГРАММА

Учебной группы
«Музей Блокадного Ленинграда»
Рассчитана на 2 года обучения
Возраст детей 15-16 лет


Фисенко Светлана Александровна
Волокитина Людмила Дмитриевна





г.о Балашиха
2014год





Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Он обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, и призван быть в школе центром патриотического воспитания.
Образовательная программа обучения активистов школьного музея, «Музей Блокады Ленинграда» построена с учётом специфики школьного музея. Она, во-первых, нацелена на получение знаний по основам музейной теории и практики, которые необходимы для полноценной работы музея и выполнения возложенных на него функций.
Согласно с профилем и тематикой музея, в программе много места отведено изучению истории Блокады Ленинграда, боевых действий в Ленинграде, на Балтике и Ладожском озере в период Великой Отечественной войны.
Ещё одним необходимым элементом программы является краеведческий блок, так как школьный музей является также и центром краеведческой работы в образовательном учреждении.
Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории страны в период Великой Отечественной войны музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа «Школьный музей» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».
Программа рассчитана на один год обучения, 144 часа. 4 часа в неделю.





Цель программы:

-формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

-воспитание творческой личности средствами музея;

-расширение кругозора.

Задачи:

- изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;

-знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области,
-развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности, развитие самостоятельности и инициативы.
- создание условия для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;
-формирование уважительного отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с
музейными ценностями;
-обучение музейной терминологии и музейному языку, методам научно-исследовательской работы
-обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания, умению общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
-развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.


Формы и методы работы:

-словесные (объяснение, рассказ, беседа)
-наглядные (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, изучение экспозиций музея Блокадного Ленинграда, посещение выставок музеев Балашихи);
-практические (комментированные упражнения, познавательные игры, погружение в прошлое)
-исследовательские ( изучение документальных и вещественных источников из фондов музея)
-оформительские (подготовка выставочных материалов, отчётов)
- организаторско-массовые ( встречи с интересными людьми – ветеранами войны и труда, старожилами города, праздники, конкурсы, викторины, литературно-художественные композиции)
-активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование сети Интернет.

форма учебной работы может быть:

-лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
-семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала; -научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
-оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
-организационно - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

Ожидаемые результаты:
знать:
-Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
-направления работы школьного музея;
-историю школы, семьи, Балашихи;
-историю Блокады Ленинграда

уметь:

-самостоятельно работать с литературой и другими источниками;
-уметь проводить экскурсии по музею Блокадного Ленинграда;
-уметь работать с различными документами фондов музея;
-составлять простые и развёрнутые планы, тезисы, аннотации;
-выявлять предметы музейного значения и уметь описывать их.













Учебно-тематический план 1-го года обучения





Название темы

Количество часов




Всего
Теория
Практика
Экскурс.

1.

Вводное занятие

2



2




-





2.
Знакомство с основами музейной педагогики
22
8
10
4

3.
История школы, история семьи, история Блокадного Ленинграда
24
12
12
-

4..
Изучение фондов музея
14
8
6
-

5..
Комплектование, учёт и хранение фондов
18
6
8
4

6.
Экспозиция школьного музея
16
6
6
4

7.
История родного края
20
10
6
4

8.
Поисковая деятельность
12
4
8
-

9.
Разработка, организация и участие в мероприятиях школы, МБОУ ЦДОД «Созвездие»
16
-
16
-


Всего: 144 56 72


Содержание разделов программы. 1-ый год.

Тема №1 Введение. Беседа с воспитанниками по правилам техники безопасности.2 часа

Тема №2 Знакомство с основами музейной педагогики. 22часа
Теория 8 часов. Знакомство с понятиями музей, история, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод. Музейный экспонат, его значимость Музейные профессии. Музеи мира. Предмет музейного значения и его изучение. Понятие «памятник», виды памятников.

Практика 10 часов Заполнение карточек научного описания музейных предметов.

Экскурсия 4 часа
В школьный музей «Земское образование и современность» в МАОУ «Земская гимназия»

Тема №3. История школы, история семьи, история Блокадного Ленинграда. 24 часа
Теория 12 часов
Патриотизм, Отечество, Страницы истории школы. Род, родственники, родословие, личность. Семья и её роль в жизни человека. Блокада Ленинграда. Эхо блокадного детства, «Дорога жизни», Маршрутами Победы, Они ковали Победу – наши современники.

Практика 12 часов
Подготовка докладов: «Жители родного края – участники Великой Отечественной войны»
«Военные реликвии семьи», «Орден в твоём доме». Создание «Книги памяти»

Тема №4 Изучение фондов музея. 14 часов
Теория 8 часов
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательный фонд, музейные коллекции. Термины: коллекция, фонд, единица хранения. Интерактивный фонд( фонд подлинных документов и научно-вспомогательных материалов, доступных для тактильного контакта)

Практика 6 часов
Заполнение инвентарной книги, описание внешних признаков предметов ( внешняя информация, составление карточек научного описания.

Тема№5 Комплектование учёт и хранение фондов. 18 часов
Теория 6 часов
Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов. Картотеки учёта.

Практика 8 часов
Работа с музейным словарём. Составление паспортов музейных предметов.

Экскурсия 4 часа
В МБУК «Историко-краеведческий музей г.о.Балашиха»

Тема №6 Экспозиция школьного музея. 16 часов
Теория 6 часов. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций. Экспозиционное оборудование. ТЭП и архитектурно- художественное решение экспозиций. Тексты в экспозиции.

Практика 6 часов
Ролевая игра: «Мы моделируем музей». Работа с музейным словарём. Тренировка в написании оглавительных, сопроводительных текстов, Игра - практикум по составлению этикетажа к экспонатам.

Экскурсия 4 часа
В музей истории народного образования г.о. Балашиха

Тема №. 7 Истории родного края. 20 часов
Теория 8 часов
Летопись родного края. Сколько лет Балашихе. Герб и флаг Балашихи. Балашиха в годы Великой Отечественной войны. Каменная летопись Балашихи. Основные предприятия города. Их имена в названьях улиц.

Практика.8 часов
Сбор и оформление материалов по истории города. Подготовка выступлений и рефератов.

Экскурсия 4 часа
По достопримечательностям г.о.Балашиха. мкр. Балашиха-1

Тема № 8 Поисковая деятельность. 12 часов
Теория 4 часа
Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые, об учителях заслуженных. Методика исследовательской деятельности. Источники получения информации. Запись воспоминаний.

Практика 8 часов
Встречи с ветеранами. Оформление материалов. Работа над исследовательскими проектами.

Тема №9 Разработка, организация и участие в мероприятиях школы, МБОУ ЦДОД «Созвездие».16 часов
Практика 16 часов.
Военно-патриотический месячник. Вахта памяти. Музейные праздники. Районная краеведческая конференция «Моя малая Родина». Конкурс Экскурсоводов школьного музея, конкурс музеев образовательных учреждений «Мой музей»












Календарно-тематический план
объединения «Школьный музей блокады Ленинграда»
п.д.о. Волокитина Л. Д.
первого года обучения
на 2014-2015 учебный год


Название темы

Т.
П.
Э.
Кол.час.
Дата пров.

1
Тема I. Введение. Беседа по правилам техники безопасности.
Т
2
01.09.14

2
Тема II.Беседа по правилам дорожного движения.
Ответственность за нарушения ПДД. История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Т
2
05.09.14


Тема Ш. История родного края.




3-4
Страницы истории родного края.
Т.
2
08.09.14-

5.
Герб и флаг Балашихи.
Т.
2
12.09.14

6.
Балашиха в годы Великой Отечественной войны.
Т.
2
15.09.14

7.
Каменная летопись Балашихи.
Имена знаменитых и прославленных людей в названиях улиц.
Т.
2
19.09.14

8.
Основные предприятия города.
Т.
2
22.09.14-

9.
12.
Сбор и оформление материалов по истории города.
П.
8
26.09.14,
29.09.14,
03.10.14,
06.10.14,

13,14
15.
Подготовка выступлений и рефератов.
П.
6
10.10.14,
13.10.14,
17.10.14.


Тема IV. Знакомство с основами музееведения.




16.
Происхождение музея. Музеи мира. Музейные профессии.
Т.
2
20.10.14.

17.
ПДД. История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Т.
2
24.10.14.

18.
Музейный предмет и способы его изучения.
П.
2
27.10.14.

19.
Знакомство с понятиями музей, история, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод.
Т.
2
31.10.14.

20.
Экскурсия в школьный музей «Земское образование и современность» МАОУ «Земская гимназия»
Э.
4
07.11.14.

21.
Музейный экспонат, его значимость.
Т.
2
10.11.14.

22.
Предмет музейного значения и его изучение.
Т.
2
14.11.14.

23.
Составление «Музейного словаря»
П.
2
17.11.14.


Тема V. Изучение, комплектование, учет и хранение фондов музея.




24.
Структура и состав собрания школьного музея.
Т.
2
21.11.14.

25.
Термины: коллекция, фонд, единица хранения
Т.
2
24.11.14.

26.
Основной и научно-вспомогательный фонд.
Т.
2
28.11.14.

27.
Музейные коллекции
Т.
2
01.12.14.

28.
Интерактивный фонд.
Т.
2
05.12.14.

29, 30,31.
Заполнение инвентарной книги.
П.
6
08.12.14,
12.12.14,
15.12.14.

32, 33,34.
Создание мультимедийного фонда. Фото, видео хроника блокадного Ленинграда.
П.
6
19.12.14,
22.12.14,
26.12.14.

35,36.
Подготовка докладов: «Жители родного края – участники Великой Отечественной войны»,
П.
4
29.12.14,
12.01.15.

37-38.
Создание «Книги памяти»
П.
4
16.01.15,
19.01.15.

39.
Экскурсия в МБУК «Историко-краеведческий музей» г.о. Балашиха
Э.
4
23.01.15.


Тема VI. Экспозиция школьного музея.




40.
Концепция экспозиции школьного музея.
Т
2
26.01.15.

41.
Виды экспозиций.
Т
2
30.01.15.

42.
Экспозиционное оборудование.
Т
2
02.02.15.

43.
Ролевая игра: «Мы моделируем музей».
П.
2
06.02.15.

44.
Работа с музейным словарем.
П.
2
09.02.15.

45.
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам.
П.
2
13.02.15.

46.
Экскурсия в Музей истории народного образования г.о. Балашиха
Э.
4
16.02.15.

47.
ПДД. Игра «Дорога и люди».
П.
2
20.02.15.


Тема VII. Обучение музейного актива.




48,
49.
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.
Т
4
27.02.15,
02.03.15.

50,
51.
Виды экскурсий
Т
4
06.03.15
13.03.15

52,
53.
Обзорная экскурсия.
Т
4
16.03.15-
20.03.15.

54
Тематическая экскурсия
Т
2
23.03.15.

55.
Учебная экскурсия
Т
2
27.03.15,

56,
57.
Подготовка текстового материала для проведения экскурсий в школьном музее
П.
4
30.03.15,
03.04.15.

58,
59.
Подготовка экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы.
Т
4
06.04.15,
10.04.15,

60,
61.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика
П.
4
13.04.15,
17.04.15.

62.
Конкурс «Юный экскурсовод»
П.
2
20.04.15,

63.
ПДД. Оказание первой медпомощи лицам, пострадавшим в ДТП. Игра "Как ты знаешь правила дорожного движения".
П.
2
24.04.15.

64.
Проведение экскурсии для ветеранов Великой Отечественной войны в школьном музее блокады Ленинграда
П.
2
27.04.15.

65.
Проведение экскурсий для школьников младшего звена
П.
2
08.05.15.

66.
Проведение экскурсий для школьников среднего звена
П.
2
15.05.15.

67.
Проведение экскурсий для школьников старшего звена
П.
2
18.05.15.

68.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме
П.
2
22.05.15.

69.
Экскурсия по мкр. Балашиха-1
Э.
4
25.05.15


Всего:

144.





Используемая литература.

Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. М., 1992.
Буровик К.А. Родословная вещей. М., 1991
Вестник детско-юношеского туризма и краеведения №4(44) 2002.
Галкина Е.Л. Этнографический источник в музее: проблемы интерпретации. М., 1998.
Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе» М.,2001.
Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учёт и использование. Учебное пособие. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.М.:198
Лекционный материал семинара «Основы школьного музееведения»,2003.
Методическое пособие «Описание музейных предметов: основные элементы и образцы», М., 2003.
Методические рекомендации ЦДО «Что такое музей».
Методические рекомендации ЦДО «Как записать воспоминания ветеранов войны».
Методические рекомендации «Атрибуции фотоисточников в музее», М., 2000.
Методические рекомендации «Экспозиция школьного музея», М., 1986.
Столяров Б.Музейная педагогика :история и современность.// Народное образование» 2001, №5..
Туманов В.Е. «Школьный музей», М.,2002.
Юхневич М.Ю., сборник «Школьные музеи», М, 1998.











13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 415