Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по математике в 9 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области

Принято решением педагогического совета
Протокол № __18_
от _04__ _сентября_2015г «Согласовано»
Заместитель директора Кошелева В.С.
____________
« » _________ 2015г. Утверждаю
Директор ________ Пронин А. А.
Приказ № __151_
от « 4 » сентября 2015г

Адаптированная образовательная программа
обучения по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с умственной отсталостью
учителя Котковой Нины Николаевны
по математике в 9 классе
2015 – 2016
учебный год
с. Виткулово
Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по математике в 9 классе
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по математике в 9 классе
составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы - М.:«Просвещение», 2006год, авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 9 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 2221с.: ил.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Математика направлена на коррекцию высших психических функций, аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе.
Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата коммунальных услуг, расчёт процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин.  
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
дать обучающемуся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
воспитывать у обучающегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Составитель - Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по математике в 9 классе
составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы - М.:«Просвещение», 2006год, авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 9 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 2221с.: ил.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основными функциями данной адаптированной образовательной программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по математике в 9 классе являются информационно-методическая и организационно - планирующая, которые позволяют участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащегося средствами данного предмета; предусматривают выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащегося. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт личности, которые помогут учащемуся стать полезным членом общества.
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по математике в 9 классе
включает в себя пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся.
Логика изложения и содержание адаптированной образовательной программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью
учитывает особенности познавательной деятельности учащегося, направлена на развитие личности, способствует умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Цели курса:
- формирование практически значимых знаний и умений;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
- создание условий для социальной адаптации обучающегося;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающегося, коррекция недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей на различных этапах обучения;
- воспитание у обучающегося целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Формы организации учебного процесса Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающегося являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием дидактического материала, предполагающего дифференциацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
Формы и средства контроля
контрольные работы - 4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников, (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;
выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
различать геометрические фигуры и тела; строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда
Основные направления коррекционной работы:
Развивать память, мышление, внимание, через упражнение;
развивать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий;
развивать математическую речь учащихся посредством ввода новых слов.
развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
развитие основных мыслительных операций;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Межпредметные связи:
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач. Соблюдение строки. Определять количество звуков и букв в словах
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
География. История, Обществознание. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающегося по математике:
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала.
 Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Содержание изучаемого материала
Арифметические действия с целыми и дробными числами.
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на однозначные, двузначные, трёхзначные числа. Геометрия: Углы. Виды ломаной линии. Построение треугольников. Геометрические тела: куб, прямоугольный прямоугольник.
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. Геометрия: Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности. Развёртка правильной, полной пирамиды. Круг. Окружность. Шар.
Конечные и бесконечные дроби.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Геометрия: Цилиндр, развёртка. Конусы.
Все действия с десятичными дробями и целыми числами.
Сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Геометрия: Симметрия: осевая, центральная.
Обыкновенные дроби.
Сложение и вычитание. Умножение и деление на целое число. Смешанное число. Геометрия: Площадь. Единицы измерения площади, их соотношения. Площадь круга.
Совместные действия целых чисел с обыкновенными дробями и десятичными дробями.
Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять другими. Геометрия: Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1 куб.мм, 1 куб.см, 1 куб.дм, 1 куб.м, 1 куб.км. Соотношения. Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
Перечень учебно-методических средств обучения
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2006;
Математика. 9 класс:  Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/  Перова М.Н. - М.: «Просвещение», 2009.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока дата
провед
план дата
провед
факт к-во
час
1 Десятичные дроби. Преобразование десятичных дробей. Сравнение дробей. 7.09 1
2 Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. 14.09 1
3 Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. 21.09 1
4 Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. 28.09 1
5 Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. 5.10 1
6 Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. 12.10 1
7 Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. 19.10 1
8 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей». 26.10 1
9 Линии. Линейные меры. 2.11 1
10 Квадратные меры. Меры земельных площадей. 16.10 1
11 Куб, прямоугольный параллелепипед. Развертка. 23.11 1
12 Понятие о проценте. Замена процентов десятичными и обыкновенными дробями. 30.11 1
13 Нахождение нескольких процентов числа. 7.12 1
14 Замена нахождения нескольких процентов числа. 14.12 1
15 Нахождение дроби числа. 21.12 1
16 Контрольная работа по теме «Проценты» 28.12 1
17 Нахождение числа по 1%. 18.01 1
18 Запись десятичной дроби в виде обыкновенной дроби. 25.01 1
19 Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. 1.02 1
20 Объем. Меры объема. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. 8.02 1
21 Образование и вычитание дробей. 15.02 1
22 Преобразование дробей. 22.02 1
23 Сложение и вычитание дробей. 29.02 1
24 Сложение и вычитание дробей. 7.03 1
25 Умножение и деление дробей. 14.03 1
26 Все действия с дробями. 21.03 1
27 Контрольная работа по теме «Действия с дробями». 4.04 1
28 Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. 11.04 1
29 Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. 18.04 1
30 Геометрические фигуры. 25.04 1
31 Геометрические фигуры. 25.04 1
32 Геометрические тела. 16.05 1
33 Геометрические тела. 16.05 1
34 Итоговая контрольная работа. 23.05 1