Адаптированная рабочая программа по учебному предмету География для 6 класса ( по ФГОС )


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________Р.З.Юсупова«_____»_______________2015 УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :__________И.Н. Дешевых
«____»_________________2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету « География»
для 6 класса
Разработала: Волоскова Л.Б..,
учитель ВК
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2015г
протокол №__
Ульяновск,2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
«Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;
базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся.
Цель:
формирование у обучающихся целостных представлений о природе Земли как планеты людей в пространстве и во времени, а также о неоднородности еѐ различных территорий.
Задачи:
показать школьникам географию как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
1.Общая характеристика предмета «География».
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии предусматривает наличие межпредметных связей со следующими предметами: история, биология, ИЗО, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «Природа нашей Родины», 8 класс — «География материков и океанов», 9 класс — «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия».
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить обучающимся, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
2.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :Класс Количество часов
В неделю В год
6 2 68


3.Описание ценностных ориентиров содержания « География». 6 класс.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
4.Планируемые результаты освоения учебной программы.
Личностными результатами обучения географии являются:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные БУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
Коммуникативные БУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса в 6 классе являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира;
– объяснять роль различных источников географической информации;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
– выделять причины стихийных явлений в геосферах;
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов;
– понимание смысла собственной действительности;
– формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
5.Содержание образовательной области «Географии », 6 класс.
Начальный курс физической географии.
Введение (4 часа)
1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз¬наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 клас¬сы. Знакомство с новым учебником.
Ориентирование на местности (5 часов)
5.Горизонт. Линия горизонта.
6.Стороны горизонта.
7.Компас и правила пользования им.
8.Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
9.Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд). Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
План и карта (9 часов)
10.Рисунок и план предмета.
11.Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
12.План класса.
13.План школьного участка.
14.Условные знаки плана местности.
15.План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
16.Условные цвета физической карты.
17.Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).
18.Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли (4 часа)
19.Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
20.Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
21.Овраги, их образование.
22.Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).
Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе.
Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Вода на Земле (10 часов)
23.Вода на Земле.
24.Родник, его образование.
25.Колодец. Водопровод.
26.Река, ее части. Горные и равнинные реки.
27.Как люди используют реки.
28.Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
29.Болота, их осушение.
30.Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
31.Острова и полуострова.
32.Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобрази¬тельная деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, по¬луострова или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих:
а)растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б)очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)
Земной шар (14 часов)
33.Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
34.Планеты.
35.Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
36.Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
37.Физическая карта полушарий.
38.Распределение воды и суши на Земле.
39.Океаны на глобусе и карте полушарий.
40.Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
41.Первые кругосветные путешествия.
42.Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
43.Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
44.Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
45.Природа тропического пояса.
46.Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
Эпоха географических открытий (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).
Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
• Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Карта России (20 часов)
47.Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.
48.Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
49.Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
50.Моря Тихого и Атлантического океанов.
51.Острова и полуострова России.
52.Работа с контурными картами.
53.Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
54.Работа с контурными картами.
55.Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
56.Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
57.Работа с контурными картами.
58.Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
59.Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
60.Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.
61.Реки Лена, Амур.
62.Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
63.Работа с контурными картами.
64.Наш край на карте России.
65.Повторение начального курса физической географии.
66.Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение).
Вода, полезные ископаемые {естествознание).Различение цвета и его оттенков {изобразительная деятельность).Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных
географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции —
его название — основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся .Обучающиеся должны знать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
масштаб, его обозначение;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и знаки географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
основные типы климатов;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте
полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
читать условные цвета и знаки географической карты;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.
6.Календарно-тематическое планирование.
География 6 класс-68 часов
№ Тема урока. Часы Дата. Базовые учебные действия. Планируемые результаты..Д/зЛичностные Познавательные Коммуникативные. Регулятивные ВВЕДЕНИЕ (4 часа) 1 География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. 1 Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование знаний о изучаемом предмете, о географических сведениях своей местности. Умения отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Определять цели УД; работают по составленному плану. c. 4-7
2 Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. 1 с. 7-13
3 Компоненты погоды. температура. Явления природы. Меры предосторожности. 1 с. 13-16
4 Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. 1 с. 17
4.1 Входное контрольное тестирование по теме «Сведения о географии» Иметь положительную мотивацию к учёбе.
Умения применять полученные знания на практике. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (5 часов) 5 Горизонт. Линия горизонта. 1 Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности;
Иметь знания о горизонте, линии горизонта, ориентирование, определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Создание условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь выделить признаки, присущие только объектам неживой природы. с.18-19
6 Стороны горизонта. 1 с.20-21
7 Компас и правила пользования им. 1 с.22-24
8 Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. 1 с.24-27.
9 Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. 1 ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 часа) 10 Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. 1 Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности.
Иметь положительную мотивацию к учёбе.
Формирование знаний в ходе изучения рельефа своей местности.
Умения применять полученные знания на практике. Умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Соблюдение правил поведения в школе, умение строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. 11 Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. 1 с. 28-30
12
13 Овраги, их образование.
Контрольное тестирование по теме «Ориентирование по местности» 1
1 с. 31-32
14 Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. 1 с. 33-38
ВОДА НА ЗЕМЛЕ (10 часов) 15 Вода на Земле.
1 Иметь положительную мотивацию к учёбе.
Развивать ответственность в отношении к выполнению задания.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» .Формирование знаний о воде на земле, родниках, колодцах и водохранилищах.
Получение знаний в ходе изучения рек, озёр, водохранилищ, болот, океанов, морей.
Получение знаний в ходе изучения островов и полуостровов. Умения принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе.
Умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию. Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и
других общественных местах.
коррекция
наблюдательности.
Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
с. 39-42
16 Родник, его образование.
1 с. 43-44
16 Колодец. Водопровод.
1 с. 45-47
17 18 Река, её части. Горные и равнинные реки.
1 с. 47-51
19 Как люди используют реки.
1 с. 51-53
20 Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
1 с. 54-57
21 Болота, их осушение. 1 с.57-60
22 Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
1 с.60-63
23 Острова и полуострова.
1 с.64-66
24 Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. 1 с.66-68
ПЛАН И КАРТА (9 часов) 25 Рисунок и план предмета.
1 Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
Легенда физической карты.
Легенда карты, знаки физ. карты.
Физ. карта, Россия, значение карты. Получение знаний в ходе изучения плана и карты, масштаба.
Формирование знаний о плане класса, школьного участка, знаний условных знаков плана местности.
Знать план и географическую карту, основные направления на карте.
Уметь делать зарисовку в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов и знаков карты. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Умение критично относиться к своему мнению.
Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ).
Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и
других общественных местах.
Под руководством учителя оценивать правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
с. 69-72
26 Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
1 c. 72-74
27 План класса.
1 с. 74-76
28 План школьного участка.
1 с.76-78
29 Условные знаки плана местности.
1 с. 78-80
30 План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
1 с.81-83
31 Контрольное тестирование по теме «План и карта» 1 32 Условные знаки физической карты.
1 с. 86-88
33 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
1 с. 88-90
ЗЕМНОЙ ШАР (14 часов) 34 Планеты.
1 Умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету.
Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
Умение давать позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету.
Формирование умений зарисовки схемы Солнечной системы.
Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов.
Умения работы с картой и глобусом.
Формирование знаний о Солнце, освещении, климате и поясах освещения.
Умения вычерчивать. в тетради схемы расположения поясов освещённости. Уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе.
Умения принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе.
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Уметь
работать с учебными принадлежностями.
Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Умения управлять своей познавательной деятельностью. с. 94-96
35 3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. 1 с. 96-100
36 Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. 1 с.100-102
37 Физическая карта полушарий. 1 с.103-104
38 Распределение воды и суши на Земле.
1 с.104-105
39 Океаны на глобусе и карте полушарий.
1 с.104-105
40 Материки на глобусе и карте полушарий. 1 с.109-112
41 Первые кругосветные путешествия.
1 с.112-116
42 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности. 1 с.116-118
43 Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. 1 с.199-122
44 Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. 1 с.122-125
45 Природа тропического пояса.
1 с.125-131
46 Природа умеренных и полярных поясов.
1 с.128-131
47 Контрольное тестирование по теме «Земной шар» 1 Иметь положительную мотивацию к учёбе.
Умения применять полученные знания на практике. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
КАРТА РОССИИ (20 часов). 48 Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва. 1 Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.
Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
Объяснять роль различных источников географической информации.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
Определять на карте местоположение географических объектов.
Уметь делать зарисовку в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов и знаков карты. Уметь ориентироваться по карте, находить географические объекты.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Моделирование и оценивание
различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.
Уметь принимать точку зрения других, договариваться.
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Умения управлять своей познавательной деятельностью.
Умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Под руководством учителя оценивать правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.
с.132-138
49 Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. 1 с.138-140
50 Контрольное тестирован за четверть 1 51 Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. 1 с.140-143
52 Моря Тихого и Атлантического океанов. 1 с.143-147
53 Острова и полуострова России. 1 С.148-152
54 Работа с контурными картами. 1 55Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. 1 с.152-155
56 Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. 1 с.155-158
57 Работа с контурными картами. 1 58 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
1 с.159-161
59 Работа с контурными картами. 1 60 Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. 1 с.162-165
61 Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. 1 с.166-168
62 Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС. 1 с.168-171
63 Реки: Лена, Амур. 1 с. 172-174
64 Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. 1 с.175-177
65 Наш край на карте России. 1 с.178
66Повторение начального курса физической географии. 2 67 Итоговое тестирование по теме «Карта России» 1 7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу Биология.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках геграфии относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор, таблицы, карточки, наглядный материал, физическая карта России.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
компьютерные презентации
тестирование на компьютере
работа на интерактивной доске.
8.Учебно-методическое обеспечение учебного курса «География»
6 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012.
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 2001
9.МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ.
1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Ф.И. обучающегося Результаты анализа личностных результатов обучающегося
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3 балла -значительное продвижение
2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3балла-значительное продвижение
ВСЕГО: Кол чел/% Кол чел/% Кол чел/%
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
«География»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области «Природоведение» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « География» в 6 классе
Ф.И. обучающегося Результаты анализа освоения программы
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
2.Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «География» в 6 классе
Результаты анализа освоения программы
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Всего Кол.чел/% Кол.чел/% Кол.чел/%
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
10.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценивание устного и письменного ответов обучающихся.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:
правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставятся.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания по заданиям учителя.
Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.