Презентация по русскому языку на тему Урок-коммуникация


Материал для выступления на педсовете «Инновационные технологии в учебном процессе»Тема выступления: «Урок-коммуникация»2013 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мезенская средняя общеобразовательная школа»Автор: учитель русского языка и литературы Рапина Татьяна Евгеньевна Урок-коммуникация имеет целью в первую очередь создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи. Это не обычный урок в привычном смысле слова с традиционными компонентами и выставлением оценки, однако это и не свободный диспут, позволяющий уводить учеников за случайно возникшим обсуждением. Это строго организованная учебная ситуация, в которой: все участники (и учитель, и ученики) начинают с постановки цели и помнят о ней до конца беседы;придерживаются определенных правил обсуждения (не кричать, не перебивать, не болтать, не обижать); следят за оформлением своих высказываний;заканчивают сравнением полученного результата с поставленной в начале урока целью и восстановлением хода рассуждений, который фиксирует способ получения результата. Человеческое сознание, как установили опытным путем ученые-психолингвисты, имеет свойство искать для входящей информации место в своих «кладовых», т.е. соотносить внешнюю кодировку (звучащую или печатную) с внутренней (значениями и смыслами, которые у него уже имеются). Адресат (воспринимающий) ищет в своем сознании соответствия услышанному или прочитанному. Часто неправильно обозначенное в его сознании - дефектные значения, смыслы, не соответствующие общепринятым или нормированным, - вызывает неадекватную реакцию. Если в процессе расшифровки входящего текста накапливается отрицательная эмоция - сознание страхуется и «отбрасывает неприятное». Если идет новая информация, еще не отягощенная какими-либо отношениями, она воспринимается положительно лишь в том случае, если дозировка ее не превышает возможностей конкретного сознания. Определенное (дозированное) количество информации - это не каприз, а закон природы! Правильно организованная учебная деятельность позволяет ученику самостоятельно дозировать осваиваемый материал. Чтобы научить наших учеников этим умениям, следует продумывать каждый урок с точки зрения регулирования соотношения коллективной и самостоятельной работы на уроке. Коллективное «распредмечивание» текста дает широкую панораму наличествующих у детей значений прочитанного: с одной стороны, сразу выявляются дефектные представления, с другой стороны, ученик привыкает к мысли, что прочитанное не всегда соответствует тому пониманию, которое он имеет. В ходе дискуссии ученики приобретают навык соотносить собственные - правильные или неправильные - представления с языковой нормой. Именно текст с нормированным (литературным) языком становится критерием оценки верного, грамотного осмысления прочитанного. Необходимо различать этап первичного впечатления (сразу после целиком прочитанного текста) и этап анализа, ведущего к более глубокому и верному осмыслению материала. Рассмотрим процесс понимания материала «по шагам»:эмоция «включает» интерес, который «запускает» природный стимул ребенка к познанию, т.е. любознательность → значит, методически важен этап организации мотивации (загадка или проблемный вопрос);   интерес «включает» внимание, которое формирует интенцию (готовность) к восприятию, «отключая» все другие мыслительные операции и эмоционально-волевые реакции (сравнения, сопоставления, гнев, смех и т.п.), чтобы внешней информации не мешали личностные смыслы и эмоции → значит, методически необходим этап организации целеполагания; формулируется цель - понять входящую информацию, исключив эмоционально-оценочные реакции → значит, методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа, контролирующая удержание в сознании учеников цели и содержания их учебных действий. Урок-коммуникация, который учитывает механизмы процессов понимания, относится к урокам развития , так как решает:-  общедидактические задачи: формирует умение самостоятельно организовать внимание к внешней информации и ее дозировке;-      общеметодические задачи: формирует навыки связной устной и письменной научной речи.