Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему Как Васютка выжил в тайге (по Рассказу В. П. АстафьеваВасюткино озеро

Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: «Что помогло Васютке выжить в тайге (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)»

Организационная информация

Предмет
Литература

Класс
5 класс

Тема урока
«Что помогло Васютке выжить в тайге (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)»


Учитель
Мельникова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение
МБОУ СОШ №3 г. Завитинска Амурской области

Методическая информация

Тип урока
Урок общеметодологической направленности

Цель урока
организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.

Задачи урока
совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки;
активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности;
развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
формировать умение находить и обрабатывать информацию;
формировать умение работать в группе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные


Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные


Знать содержание прочитанного произведения;

уметь анализировать художественный текст; давать
характеристику герою произведения.
Р1- принимать учебную задачу;
Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;
Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;
К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.
П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);
П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;
П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы
Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе, защита проекта.

Педагогические технологии
Проблемное обучение.
Проектное обучение.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология развития критического мышления.

Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, проектор, раздаточный материал.

Структура урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

1
Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. (Прикрепляет к доске табличку с надписью «Тайга»)
Вторая часть “ребуса”:
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.(Прикрепляет к доске табличку с надписью «Васютка»)
Включает видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».
Подумайте, на какой вопрос мы должны с вами ответить? Сформулируйте тему урока.


2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся. Ребята, как вы думаете, насколько жизненно важен ответ на вопрос, который мы с вами должны сегодня найти?
Приводит статистические данные. Прошлым летом, по официальным сообщениям, 9 амурчан потерялись в лесу. Все найдены. 18 февраля 2015 года в отделение погранзаставы посёлка Толбузино поступила информация о том, что потерялись дети. Трое ребят в возрасте от 9 до 11 лет днём ушли в лес и к вечеру не вернулись. Благодаря слаженным оперативным действиям пограничников отделения и членов добровольной народной дружины детей нашли. Выйти на потерявшихся удалось благодаря детским следам на дороге, которые уходили по распадку в сторону реки Амур. Пограничный наряд со служебной собакой пошёл по этим следам. В десятом часу вечера в лесу, в четырёх километрах от реки Амур, поисковики заметили огонь. Это дети грелись у костра. Ребята рассказали, что пошли в лес посмотреть на зайцев. Когда поняли, что заблудились, разожгли костёр, чтобы обозначить место нахождения. Путешественников доставили домой, сообщает пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Амурской области.

Просит выдвинуть предположение об актуальности поставленного вопроса.



У.: Сегодня мы продолжаем разговор о главном герое рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». « велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное». Вместе с Васюткой мы оказались в тайге.



Смотрят видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».
Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Выдвигают предположения о теме урока.











·










Формулируют тему урока и основной проблемный вопрос «Почему Васютка выжил в тайге? Что ему помогло?»

Говорят о том, что люди довольно часто теряются в лесу.


























Учащиеся должны сделать вывод о том, что каждый должен знать, что нужно делать, если ты заблудился. Тем более, если ты кадет класса МЧС.
Л1
Р1
К3
П1

2
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Активизирует знания учащихся. Организация взаимоопроса.
С помощью опорных картинок вспомним основные события, выпавшие на долю Васютки. Задайте три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с этими событиями.
- кедровая шишка.(Чем снабжал рыбаков, зачем ходил в тайгу?)
- глухарь (Можно ли погоню за глухарем рассматривать как первый промах Васютки?)
- хлеб ( Почему мама заставила взять в тайгу хлеба?)
- затеси (Почему сравнивает себя с мухой, попавшей в паутину и застрявшей там навеки? Зачем автор употребляет эпитет «липкий» к слову страх?)
- Озеро, рыба (Почему, увидев в озере рыбу, Васютка удивился?)
-5 (Сколько дней блуждал в тайге?)









Учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с прочитанным рассказом «Васюткино озеро».

Л2
Р3
К1
П2


3
Этап постановки учебной задачи (проблемы)
Цель:
выявить места и причины затруднения;
организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.
Создание проблемой ситуации. Хотелось бы мне знать, как десятилетний мальчик смог выжить в тайге, блуждая в течение пяти дней фактически без еды, как справился со страхом?
Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока.

У.: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.
А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока.
1 группа «Психологи»: работают над ответом на вопрос : «Что чувствовал Васютка, оказавшись один в тайге»
2 группа «Топографы»: проследить путь Васютки по тайге. Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как он выбрался.
3 группа «Знатоки текста»: вам надо подготовить связный рассказ на тему «Какие знания помогли Васютке выжить в тайге».
4 группа «Географы»: отец Васютки говорил: «Тайга-наша кормилица», но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает писатель тайгу?
5 группа «Спасатели»: готовят памятку- презентацию: «Что делать, если ты заблудился в лесу», «Советы идущему в лес», «Как вести себя в лесу», «Как развести костер».
Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.
Р1
К1
П1


4
Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах.
Цель:
постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Учитель организует групповую деятельность учащихся.
Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах.
Л3
Р2, Р4
К4
П1, П2


5
Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель:
включение нового способа действий в систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Организует деятельность учащихся по защите проектов.

Учитель организует беседу по вопросам после выступления каждой группы.
1 группа:
Как преодолел страх Васютка? Прикрепите на доску свой ответ на поставленный вопрос.
2 группа: Прикрепите на доску свой ответ на поставленный вопрос.
3 группа: (Посмотрим, какие личные качества помогли Васютке выжить)
- Какие черты характера Васютки помогли ему выжить?
4 группа: какие подсказки дает природа мальчику? Какие ловушки устраивает? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
- Можно ли сказать, что герой в тайге был абсолютно один? Чему тайга научила Васютку?
Прикрепите на доску свой ответ на поставленный вопрос.
Вывод:
Васютка выжил в неприветливой тайге. Что же ему помогло?

5 группа: Васютка «с детства впитал таёжные законы». А что делать нам, городским жителям, если мы заблудимся в лесу?
Защищают проекты.




Отвечают на вопросы учителя.
Создают кластер.
Тайга



Васютка














Формулируют вывод по проблеме урока.
Р3
К2, К3
П3


6
Этап рефлексии учебной деятельности
Цель:
оценить результаты собственной деятельности.
Организовывает фронтальную беседу. Что хотел донести Астафьев до читателя? Какова идея рассказа? Природа – мудрый наставник, друг, учитель, она помогает выбраться из тайги, однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Значение имени Васютка).

У нас в разных местах кабинета расположены цитаты. Какая цитата, на ваш взгляд, наиболее точно передает идею произведения?

Предлагает сдать оценочные листы и выбрать домашнее задание. (записать на доске)

У.: Подведем итоги урока. Подумаем над вопросами:
- Что я узнал на уроке?
- Где мне это пригодится?
Прием «Ладошка».
Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению:
1 уровень: сообщение по плану «Как Васютка выжил в тайге»
2 уровень: «Письмо Васютке»
3 уровень: один день из «Дневника Васютки»




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.

Л2
Р5
К3
П3



15