Урок по литературе на тему : Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. 9 класс


Урок литературы, 9 класс
Тема урока: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова
Цель урока:
помочь обучающимся обобщить материал, связанный с жизнью и творчеством поэта и писателя, дать обзор его произведений;
создать условия для совершенствования культуры устной речи учащихся, для развития критического мышления;
обеспечить условия для воспитания патриотизма, читательской культуры.
Межпредметные связи: история России, немецкий язык.
Оборудование:карточки для опроса, ученические презентации, проектор, выставка книг, портреты М.Ю.Лермонтова, интернет-ресурсы ( в том числе:ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов, Михаил Юрьевич
Эпиграф к уроку:
«...Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей...»
( В.Г.Белинский)
Ход урока
1. Оргмомент, приветствие.
2. Повторение ( работа по карточкам).
3. Объяснение нового материала.
- Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока, исходя из оформления доски и материала, лежащего у вас на партах?
Тема: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (запись в тетрадь).
- Какие цели вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке?
Учитель знакомит обучающихся с количеством часов, отведённых в программе на изучение творчества М.Ю.Лермонтова, и сообщает дату итогового урока, который будет проходить в виде анализа ученических презентаций, разработанных в течение изучения темы.
- Сейчас вы услышите рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Слушайте внимательно и составляйте хронологическую таблицу. Подумайте над вопросом: «Какие люди и события повлияли на становление М.Ю.Лермонтова-поэта, писателя, художника?»
Сообщения обучающихся с использованием презентаций (опережающее домашнее задание).
Темы сообщений:
- «Детство и юность Лермонтова»;
- «Военная служба»;
- «1841-й год»;
- «Лермонтов-переводчик».
4. Закрепление изученного.
Фронтальная беседа:
- Какие события детских и юношеских лет повлияли на выбор жизненного пути Лермонтова?
- Как на его творчество повлияла военная служба?
- С каким стихотворением поэт вошёл в русскую литературу?
- Прав ли был Белинский, говоря о Лермонтове слова, выбранные в качестве эпиграфа к уроку?
Задания на выбор
Прослушайте стихотворение Г.Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» (опережающее домашнее задание — чтение наизусть подготовленного обучающегося). Как вы поняли содержание? Напишите подстрочник к нему. Найдите среди лирики Лермонтова вольный перевод оригинала.
ИЛИ:
Используя материалы о Лермонтове, помещённые в Википедии, составьте план к устному ответу по теме урока.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание:
- прочитать стихотворения «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Пророк», «Родина»; подготовить выразительное чтение и анализ одного из них (по выбору обучающихся);
- подготовить сообщение+презентацию на тему «Лермонтов и православие» (индивидуальное задание);
- подготовить сообщение+презентацию на тему «Симферополь: места, связанные с именем Лермонтова»