Способы подчинительной связи слов в словосочетании.


Класс _______________
Предмет_____________
Дата:
Тема: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Цель: повторить синтаксис, виды словосочетаний.
Задачи:
1.Повторить синтаксис, что такое словосочетание его основные виды.2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
1.Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).
Распределите словосочетания в два столбика:
Именные Глагольные
Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.Изучение нового материала.
Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания:- согласование,- управление,- примыкание.
Знакомство с правилом в учебнике.
Задание 1.
Выберите словосочетания с грамматическим значением
а)«действие  и предмет , на который оно переходит»Пронзительно каркая, лесная сплетница, опустилась на елочку, стрекотать неуемно.б) «Действие и его признак»Огненные листья, блестящими глазами, слушает зачарованно, разноцветный шатер в) « Предмет и его признак» Унес тайну, последний лист, ходят медленно, собирают листья.
Задание 2.
Составить словосочетание со словом, определите вид подчинительной связи, чтобы оно было:1) главным2) зависимымосень, лист, дорожки, воздух.(золотая осень - люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки - увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.Медленно опускаться на парашюте.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.Для России такой путь заказан.
Закрепление.
Тестирование.1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.1) я люблю2) над лесом3) черной тучей4) будто по сигналу.2.Среди  сочетаний найдите  словосочетание с грамматической связью «согласование»1) бредешь по бору2) дробно постукивает3) высоченное небо4) впереди опустилась3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»1) по Ставропольскому бору2) стесненно замирает3) опустилась на елочку4) с розовыми свечками.4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»1) трепетно замирает2) невидимый работяга3) взбалмошная сорока4) взметнулась по сигналу.
Подведение итогов.
Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете. Примеры.
Домашнее задание.
_____________________
_____________________
Р.р.
***
***