Урок по русскому языку Тема текста.Основная мысль текста


Тема: Текст. Определение темы и основной мысли текста.
Цели: обучающие: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся, научить определять тему и основную мысль текста; развивающие: развивать умение критически мыслить; воспитательные: прививать бережное отношение к природе; формировать эстетический вкус детей.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают смысл понятий «текст», «тема» и «основная мысль»; правильно определяют тему и основную мысль текста.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Правописание тся и ться в глаголах.
Глаза боят…ся, а руки делают. Любишь катат…ся, люби и саночки возить. Не будешь ленит…ся, так и дело не будет из рук валит…ся. Кто пахать не ленит…ся, у того и хлеб родит…ся. Не будешь старат…ся, без всего можешь остат…ся.
Работа со стихотворением М. А. Дудина
Берегите Землю! Берегите 
Жаворонка в голубом зените. 
Бабочку на стебле повилики. 
На тропинке солнечные блики 
На камнях играющего краба. 
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем. 
Ясный месяц над речным покоем. 
Ласточку, мелькающую в жите. 
Берегите Землю! Берегите!..
Вопросы и задания
♦   Объясните лексические значения непонятных слов: зенит, повилика, жито.
Словарная работа
Зенит — высшая степень, вершина чего-нибудь.
Повилика — сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.
Жито — всякий хлеб в зерне или на корню.
•   О чём это стихотворение?
*   Какие чувства оно вызывает у вас?
III.  ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Цель урока: научиться определять тему, более детально ознакомиться с основной мыслью текста. Сегодня на уроке мы проанализируем, сравним тексты. В процессе анализа текста очень важно определить тему текста и понять авторскую мысль: в чём убеждает читателя автор текста. IV.  ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.
Какая из записей является текстом? Ответ аргументируйте.
1.Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.
2. Богатство Восточно-Казахстанской области - пихтовые, кедровые и осиновые леса. В них обитают медведи, рыси, маралы, черные аисты и множество других животных. Через всю область протекает судоходная река Ертис.
- Что такое текст?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте -
Порядок предложений; порядок слов в предложениях.
Тема текста – это то, о чем в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Основная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Конструирование текстов (работа в группах).
1. Главный город Акмолинской области – Кокшетау. Акмолинская область расположена на севере Республики Казахстан. Этот край знаменит не только хлебными полями. Он богат сосновыми лесами, чистыми озерами и горами. Сюда приезжают люди, чтобы поправить здоровье, полюбоваться красотой природы. Известный курорт – Боровое.
На территории области расположен Коргалжынский заповедник. Здесь охраняют редких птиц и животных.
2. Главный город Актюбинской области – Актобе. Актюбинская область – одна из самых больших. Здесь добывают нефть и газ, другие полезные ископаемые. В области много заводов и фабрик. Разнообразен животный мир. В степях обитают джейраны, сайгаки, волки, тушканчики.
3. Главный город Западно-Казахстанской области - Уральск. Он стоит на берегу реки Жайрык. В реке водятся виды рыб: осетр, белуга, севрюга. В лесах встречаются лоси, кабаны, лисы, волки. Область богата нефтью и газом.
4. Главный город Карагандинской области - Караганда. Караганда – шахтерская столица. На территории области расположены невысокие горы, в которых можно встретить марала, кабана, лису, барсука и архара. Здесь расположено одно из самых необычных озер мира – БАЛКАШ, одна половина которого соленая, а вторая – пресная.
5. Главный город Костанайской области - Костанай. Ее территорию занимают обширные степи и леса. В этом краю можно встретить косулю и сайгака. Область называют хлебной житницей нашей страны. Недра богаты полезными ископаемыми. В области расположен Наурзумский заповедник, в котором охраняют редких птиц: розового и кудрявого пеликана, журавля-красавку.
6. Главный город Кызылординской области - Кызылорда. Кызылорда стоит на берегу реки Сырдария. В области находится известный во всем мире Байконыр. На полях выращивают рис, арбузы и дыни. На территории области находится Аральское море. Сейчас оно сильно обмелело. Люди спасают море и его обитателей.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Составьте 2 вопроса к тексту.
Физминутка.
2. Дифференцированное задание.
1. Упражнение .
2. Напишите небольшой текст по данному началу
Поздняя осень в лесу. ….
3. Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте, запишите, вставляя пропущенные буквы.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях д..ревьев, и вдруг выкатилось на простор з..лотым к..лесом с огненными спицами. Над соседним лесом пок..зался краешек солнца. Луг весь засв..ркал, заискрился, сл..пя глаза тысяч..ми разноцветных, перел..вающихся огоньков.
4. Составьте на основе записи текст.
Хорош осиновый лес в осенние _____________(ясные) дни! В пурпурно-красный и _______(желтый) цвет окрашена л…ства. Цв…тным ______________(чистым ковром) расстилаются под д…ревьями опавшие листья. Еще цв…тут кое-где зап…здалые ____________(лесные) цветы. От дерева к дереву прот…нуты _________ нити _________паутины. Прозрачен и __________воздух
3. Тест.
1.Текст – это:
а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически; б) отдельные предложения;
в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
2. Текст имеет:
а) только заглавие; б) заглавие и части; в) только части.
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте; в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная; б) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
а) да; б) нет.
Самопроверка.
А
Б
А
Б
А
VI. Итоги урока. Рефлексия.
-Какую задачу ставили на уроке?-Удалось ее решить?(Самооценка работы на уроке)
Усвоил весь материал – 6 б.
Со всеми заданиями справился – 5 б.
Усвоил частично – 4 б.
Мало, что понял – 3 б.
Допустил ошибки – 2 б.
Не справился – 1 б.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 80 , составить текст на тему « Осень в лесу».
1. Усвоил весь материал – 6 б.
2. Со всеми заданиями справился – 5 б.
3. Усвоил частично – 4 б.
4. Мало, что понял – 3 б.
5.Допустил ошибки – 2 б.
6. Не справился – 1 б.