Конспект обобщающего урока по географии в 7 классе Южная Америка


Южная Америка
Урок обобщающего повторения
Цели:
Образовательная: 1. Повторить изученный материал (рельеф и полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, флору, фауну).
Развивающая: 2. Развивать географическое мышление, способность применить имеющиеся знания в поисках решений, умение ориентироваться по карте.
3. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению географии; бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: Карта «Южная Америка» (физическая, климатическая, атласы 7 кл)
Памятка (игрокам)
Карточки с заданиями
На столах – контурные карты, листы ватмана для художников, тетради, чистые листы.
Ход урока
I. Организационный момент (знакомство команд с памяткой для игры)
II. Вступительное слово учителя.
На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только «Дон» и «Магдалина» - быстроходные суда
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда…
Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей,
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Стихи Р.Киплинга в переводе С.Я. Маршака
О каком континенте идет речь? (Южная Америка)
Как вы догадались?
Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, ПК материка; изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь останется в вашей памяти надолго.
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность выполняя различные задания.
I задание.
Путь всегда начинается с карты. Карта – это вид сверху. Давайте поработаем с картой и определим географические объекты по координатам.
1 группа 680 з.д. и 200 ю.ш.
500 з.д. и 150 ю.ш.
600 з.д. и 50 с.ш.
780 з.д. и 10 ю.ш.
600 з.д. и 50 ю.ш.
600 з.д. и 300 ю.ш2 группа 600 з.д. и 250 ю.ш.
650 з.д. и 20 ю.ш.
780 з.д. и 10 ю.ш.
650 з.д. и 60 с.ш.
450 з.д. и 100 ю.ш.
730 з.д. и 150 ю.ш.
Ответы: 1(6) горы Анды; 2(5) Бразильское нагорье; 3(4) Гвианское нагорье; 4(3) Вулкан Котопахи; 5(2) Амазонская низменность; 6(1) Ла-Платская низменность.
II задание.
Рельеф Южной Америки (2 мин.):
1. Что такое рельеф?
2. Какие основные элементы земной коры формируют материк? (платформа, складч. области)
3. Какие формы рельефа соответствуют основным элементам земной коры? (равнины, горы)
4. Приведите доказательства молодости Анд. (землетрясения, вулканы)
5. Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка? (Cu, Sn, Pb, Zn, Ag, W, V, нефть, селитра, Mo, U, Al, Fe, Mn)
III задание.
А теперь проверим как вы усвоили географическую номенклатуру. Вы должны за 5 минут отметить то, что принадлежит Южной Америке. (оценки получат все, после того, как проверю работу).
Также получают задание художники. Они должны изобразить какую-либо природную зону с типичными представителями флоры и фауны.
В конце урока они предоставляют свои работы жюри (учителю).
IV задание.
Климат – это … (режим погоды)
Теперь мы поработаем с климатограммой – определить к какой климатической области относится данная климатогамма.
V задание
По внутренним водам материка мы проводим игру «Геошанс». На столе лежат вопросы на 1, 2, 3 балла. Из каждой команды подходят к столу по 1 человеку и берут вопрос из той группы, на которую они могут ответить. Если не отвечает этот ученик, то команда отвечает, но получает только половину баллов.
VI задание
Конкурс капитанов (получают письменное задание – карточку и отвечают на вопрос)
VII задание
Защита проектов «Флора и фауна ПК Южной Америки» (художники)
Подведение итогов урока, оценка работы команд и отдельных учащихся.

Закончить урок можно стихами:
Во многих странах побывали
И каждая к себе манит.
Маршрут сменили мы недавно
Пред нами – южный материк.
Вы много потеряете, поверьте,
Не встретив на материке
В высоких Андах лам печальных,
Пираний кровожадных на реке Вы не услышите шум леса
И рокот водопада там, в горах,
Колибри – крошечную птичку –
Вы не заметите в садах.
И зря сидеть за школьной книгой,
Вам скажет каждый ученик:
Кто не мечтает побывать здесь,
Тот не увидит материк.
Приложение к заданию 3
Карточка 1.
Отметьте то, что принадлежит Южной Америке.
Мысы: 1. Альмади. 2. Гальинас. 3. Байрон
Острова:4. Галапагос. 5. Тасмания 6. Новая Гвинея
Плоскогорья: 7. Бразильское 8. Эфиопское
Архипелаги: 9. Огненная Земля 10. Канадский
Равнины: 11. Ла-Платская 12. Ливийская
Реки: 13. Парана 14. Оранжевая 15. Нил
Озера: 16. Маракайбо 17. Танганьика 18. Титикака
Горы: 19. Анды 20. Драконовы 21. АтласскиеГорода: 22. Лима 23. Кейптаун
Государства: 24. Колумбия 25. ЮАР
Карточка 2.
Отметьте то, что принадлежит Южной Америке.
Мысы: 1. Игольный 2. Париньяс 3. Йорк
Острова: 4. Фонклендские 5. Новая Зеландия 6. Мадагаскар
Плоскогорья: 7. Гвианское 8. Восточно-Африканское
Архипелаги: 9. Чилийский 10. Филиппинский
Равнины: 11. Амазонская 12. Миссисипская
Реки: 13. Мадейра 14. Дарлинг 15. Нигер
Проливы: 16. Дрейка 17. Гибралтарский 18. Ла-Манш
Горы: 19. Анды 20. Уральские 21. Кавказ
Города: 22. Рио-де-Жанейро 23. Сидней
Государства: 24. Аргентина 25. Танзания
Карточка 3.
Отметьте то, что принадлежит Южной Америке.
Заливы: 1. Гудзонов 2. Ла-Плата
Реки: 3. Миссисипи 4. Амазонка
Горы: 5. Атлас 6. Кордильеры 7. Анды
Озера: 8. Виктория 9. Титикака
Архипелаги: 10. Канадский 11. Чилийский
Нагорья: 12. Мексиканское 13. ГвианскоеМысы: 14. Игольный 15. Йорк 16. ФроуэрдОстрова: 17. Мадагаскар 18. Огненная Земля
Города: 19. Бразилия 20. Вашингтон 21. Сидней
Государства: 22. Чили 23. Конго 24. Перу 25. Алжир
444527813000209042027813000417639527813000Приложение к заданию 4
Приложение к заданию 5
«Геошанс»
Вопросы на 1 балл:
В воды каких океанов впадают реки Южной Америки?
Какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
Назовите водопад на Гвианском плоскогорье, абсолютная высота которого равна 2810 м?
Назовите самое высокогорское озеро в мире?
Самая крупная реки Южной Амерки?
Вопросы на 2 балла:
Объясните причины полноводности Амазонки.
Приведите пример транзитной реки Южной Америки.
Назовите периоды половодья для рек Парана, Ориноко, Амазонка.
Определите черты сходства и различий рек Амазонка и Конго.
Почему количество и полноводность рек, несущих свои воды в Атлантический океан больше, чем в Тихий?
Вопросы на 3 балла:
Определить тип устья Амазонки. Объясните образование именно такого типа устья в этой реке. Какие условия влияют на образование этого явления?
Можно ли Амазонку из-за ее глубины и ширины назвать морем? Ответ поясните.
В каких реках Южной Америки встречается поророко? Какие условия позволяют ему проявляться в этих реках?
Чем озеро Титикака похоже на озеро Байкал?
Какой реке характерна бифуркация реки (раздвоение)?
Приложение к заданию 6
Это животное всю жизнь проводит на деревьях в подвешенном состоянии, спиной вниз. Спит по 15 часов в сутки. Очень медлительное. Имеет зеленоватый окрас шерсти, что делает его практически незаметным в лесу. Питается листьями, побегами, цветками, плодами деревьев. На земле совершенно беспомощен, с трудом передвигается, ищет за что можно зацепиться когтями. Животное очень устойчиво к голоду, переносит такие травмы, от которых другие звери погибают. Легко переносит сильные отравления.
Вес этих птиц 1,5-2 кг., клюв тонкий и длинный (по длине превосходит голову, шею, туловище). Ножки слабые. Оперение разнообразное. Сердце занимает почти половину полости тела, частота его сокращается до 1000 ударов в минуту. Может двигаться вперед, назад, в стороны, лететь задним ходом, делая до 50 взмахов крыльями в секунду. Птицы очень много едят (нектар цветов, насекомых, пауков). В неволе не живут.
Это хищное животное обитатель амазонской сельвы. В длину достигает 2 м, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мыши до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США.
У древних народов Америки это растение было ы особом почете. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные ритуалы. Бога дождя изображали с этим растением. В Европе впервые узнали об этом растении от Христофора Колумба, сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусны, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейское название этого растения – маис. А как называет его мы?
Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который называли «тео брома», т.е. напиток Богов, дающих силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство.
Пожалуй, нет на Земле человека, который не знал бы этого растения, часто называемого вторым хлебом. В России до второй половины 18 века его не знали. В Европе растение впервые появилось в Испании и Англии благодаря Христофору Колумбу и Френсису Дрейку. В Испании его назвали по индийски «папа», в Италии – «трюфель», во Франции – «земляное яблоко». В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии Петр I. При царском дворе его называли «тартуфель» и подавали только на банкетах. В наши дни это растение растет чуть ли не на каждом огороде. Как же его называют?