Рабочая программа кружка.Рабочая программа дополнительного образования учащихся Кружка «Уроки здоровья» Авторская программа разработана Каморной И.М. и утверждена в соответствии с положением о рабочей программе


Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов г.Заринска Алтайского края
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
методическим объединением
классных руководителей Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №15
по УВР г. Заринска
___Т.Г. Прудникова от «____» _________2015г. _______ П.И.Макашенец «____» _______2016г
Протокол №_______
«____» _________2015г. Приказ №_____


Рабочая программа
дополнительного образования учащихся
Кружка «Уроки здоровья»
Авторская программа разработана Каморной И.М. и утверждена в соответствии с положением о рабочей программе
Срок реализации программы:
2016-2017 учебный год
Составитель: Каморная Ирина Михайловна,
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
Заринск 2016
Пояснительная записка
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение. Можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цель кружка: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. 
Задачи:
1. научить с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье;
2. организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности;
3. воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью;
4. расширять кругозор учащихся; 
5. повышать степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность; 
6. пробуждать активность исследовательских и познавательных интересов; 
7. развивать логическое и творческое мышление; 
Ценностные ориентиры:
 
Предполагают воспитание у обучающихся способности восприятия жизни по законам живой природы красоты, гармонии, эстетики
Общая характеристика организации учебного процесса
Работа начинается с 1 класса, рассчитана на весь курс начальной школы, включая среднее звено школьников. Занятия планируется проводить через классные часы и школьные мероприятия:
- выпуск бюллетеней здоровья
- оформление стенда за здоровый образ жизни
- проведение конкурсов
- создание проектов
- проведение фото выставок
- выпуск дневника здоровья
- оформление памяток
- проведение рейдов
- презентаций видеороликов
- проведение минуток здоровья
- сбор статистических данных
- развитие познавательных мотивов
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения статистических данных в школе), творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
1.Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
2.Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
3.Повышение приоритета здорового образа жизни.
4.Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5.Повышение активности учащихся в мероприятиях школы,класса, города.
6. первоначальные навыки по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
7.Сплочение коллектива.
Используемые технологии
1. Здоровье сберегающие образовательные технологии.
2.Технологии контекстного обучения (групповая работа).
3.Современные информационные технологии.
4.Технологии проблемно-диалогового общения.
5.Технология проблемного обучения.
6.Технология развивающего обучения.
7.Технологии дифференцированного обучения.
8.Обучение развитию мышления.
Методы организации учебного процесса
Словесные: вербальные (лекция, семинар, беседа, объяснение, дискуссия, рассказ).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация).
Практические (опорные конспекты).
Репродуктивные.
Продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические). Работа с источником. Работа с иллюстрациями и схемами
Работа с наглядным материалом (таблицы)
Работа над проектом (в группе)
Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов
Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов и др. заданий.
Формы организации учебной деятельности
Выбор форм организации учебной деятельности соответствует следующей классификации форм по видам учебных занятий: урок, практическая работа, практическое занятие, консультация, конференция, семинар и др.
Средства обучения
Для полноценного осуществления всех видов деятельности создано специально организованное образовательное пространство, обеспеченное необходимым материально-техническим, информационно-методическим и учебным оборудованием, включающим:
- средства ИКТ;
 цифровые образовательные ресурсы;
- учебно-методическую литературу;
- экранно-звуковые средства.
Это достигается за счёт использования технологии развития критического мышления, методов развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, элементов исследовательской деятельности на уроках.
 Особенности программы
 Данная программа строится на принципах:
           - научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
- доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
          - системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Режим занятий
продолжительность занятий - 40 минут.
Количество часов на которое рассчитана программа кружка – 20 часов, 2ч в неделю.
Планируемые результаты:
На интеллектуальном уровне – это обобщение представлений об окружающем мире, о связях между явлениями природы и здоровьем человека.
На эмоциональном уровне – это формирование чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
На практическом уровне – это формирование навыков исследовательской деятельности, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Формирование первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Закрепление вожатской деятельности в школе среди учащихся среднего и старшего звена.
Развивать коммуникативные навыки общения
Освоив программу, учащиеся будут уметь:
Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни. 
Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
Определять уровень физической и умственной нагрузки, осуществлять простейшие физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.
Соблюдать правила личной гигиены.
Применять приемы и методы психической релаксации.
Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Изучив программу, учащиеся будут знать:
Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.
Способы сохранения и укрепления здоровья.
Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.
Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.
Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.
Основные приемы и методы психической релаксации
Темы программы:
Нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки 4ч
Нормы и правила работы с компьютером 4ч
Вред и польза Кока-Колы. Исследования, опыты и эксперименты 5ч
Здоровое питание - дань моде или норма жизни. Правила питания для школьников. 4ч
Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Влияние бытовой химии.

Кладовая витаминов. Нормы употребления витаминов 4ч
Режим дня школьника

Солнце воздух и вода- наши лучшие друзья 4ч
Итого 34часа
Формы работы учащихся кружка:
1.Организация работы, составление графика, распределение, обязанностей, приоритетных направлений в работе;
2.Поиск информации;
3.Составление материала для бесед.
4. Изготовление презентационного материала;
5.Поиск игр по тематике бесед;
6.Выпуск стенгазет, листовок, бюллетеней;
7.Изготовление наглядности;
8.Выступления на классных часах, выступления по плану в начальной школе и на уроках биологии 8 класса и ОБЖ;
9.Игры – путешествия
10.Беседы
11.Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
12.Праздники, КВНы
13.Подвижные игры
14.Устные журналы
15.Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
16.Встречи с медицинскими работниками
17.Рецензирование работ учащимися и корректировка;
18.Подведение итогов работы;
19.Выставление информации на сайте школы.
Тематическое планирование
№ Наименование тем часы Методы и средства Формы Сроки проведения
1. 1.Нарушения в осанке, от чего это бывает?
2.Как сохранить осанку.
3.Разучивание физических упражнений для сохранения осанки.
4.Приготовление презентационного материала для бесед 4 Методы:
словесные
-наглядные)
-Средства ИКТ;
Учебно-методическую литературу;
- учебно-практическое и лабораторное оборудование;
- экранно-звуковые средства.
1.Организация работы, составление графика, распределение, обязанностей, приоритетных направлений в работе;
2.Поиск информации;
3.Составление материала для бесед.
4. Изготовление презентационного материала;
5.Поиск игр по тематике бесед;
6.Выпуск стенгазет, листовок, бюллетеней;
7.Изготовление наглядности;
8.Выступления на классных часах, выступления по плану в начальной школе и на уроках биологии 8 класса и ОБЖ;
9.Игры – путешествия
10.Беседы
11.Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
12.Праздники, КВНы
13.Подвижные игры
14.Устные журналы
15.Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
16.Встречи с медицинскими работниками
17.Рецензирование работ учащимися и корректировка;
18.Подведение итогов работы;
19.Выставление информации на сайте школы.
Сентябрь 2016
07.09.
14.09.
21.09.
28.09.
2. 1.Предназначение компьютера и его место в доме.
2.Вред компьютера
3.Нормы и правила работы с компьютером
4. Приготовление презентационного материала для бесед 4 Октябрь 2016
15.10.
12.10.
19.10
26.10
3. 1.История создания напитка Кока-Колы
2.Исследования, опыты и эксперименты
3.Мифы и реальность о напитке
4.Вред и польза Кока-Колы.
5. Приготовление презентационного материала для бесед 5 Ноябрь 2016
16.11
23.11
30.11
Декабрь 2016
07.12
14.12
4. 1.Зачем нужно питание. Потребность расти здоровым
2.Правила питания для школьников.
3.Здоровое питание - дань моде или норма жизни.
4. Приготовление презентационного материала для бесед 4 21.12
28.12
Январь2017
11.01
18.01
5. 1. Значение кожи для человека
2.Строение кожи
3. Заболевания кожи и их профилактика
4.Постановка опытов и экспериментов
5. Приготовление презентационного материала для бесед 5 25.01
Февраль 2017
01.02
08.02
15.02
22.02
6. 1.Что такое витамины
2.Кладовая витаминов.
3.Нормы употребления витаминов
4. Приготовление презентационного материала для бесед 4 Март 2017
01.03
15.03
22.03
Апрель 2017
05.04
7. 1.Режим дня школьника
2.Для чего нужен отдых
3.Здоровый сон
4. Приготовление презентационного материала для бесед
4 12.04
19.04
26.04
Май 2017
10.05
8. 1.Солнце – влияние на организм человека
2.Значение чистого воздуха
3.Водные процедуры
вода- наши лучшие друзья
4. Приготовление презентационного материала для бесед
4 17.05
24.05
31.05
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья. 1995 Т.2. №2.
Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН. 1993. №5.
Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. 1994. Т1. №1.
Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб, “Акцидиетн”, 1998.
Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. – СПб, 1994.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. // Учебное пособие. – М. “Владос”. 1995
Синякова В.А. Поурочные разработка по основам безопасности жизнедеятельности. М. “ВАКО”. 2009
Степанов С. О натурах творческих // Школьный психолог. - №46 2001.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – СПб, “КАРО”. 20033.
И.Товпинец. Уроки здоровья. -
 
Список учащихся кружка:
1.Сокальцова Алёна 6Б кл
2. Баёва Ольга 5Б кл
3.Вайлерт Его 5В
4.Герасимов Иван 5В
5.Горелова Елизавета 5В
6.Дударев Никита 5В
7.Масленников Данил 5В
8.Одиноков Данил 5В
9.Прощалыгин Тимофей 5В
10.Рожков Михаил5В