Открытый урок по чтению Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №17»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:


Подготовила и провела
учитель I категории
Деревягина М.И.

г. Светлоград, 2015 г.
Тема урока: «Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»"
Тип урока: урок изучения новых знаний.Цели:
Познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»;
Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности, обогащать словарный словарь,
Воспитывать любовь к чтению, прививать любовь к природе, развивать  эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, ИД, презентация, индивидуальные листы, учебники.
Ход урока.
Орг. момент.
Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите «дерево настроений», но у этого дерева нет листочков. Они лежат у вас на парте. Давайте, определим, с каким настроением вы начинаете урок. Зеленый – отличное, желтое – так себе, коричневый – плохое настроение.
(Дети вешают листочки).
- Сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, и великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебники, дневники, ручки, карандаши, альбомные листы, ваша смекалка и внимание, верные друзья и хорошее настроение.- Как вы считаете, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед!
Артикуляционная гимнастика. (слайд 1)1. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, сегодня вам придется много читать и говорить, поэтому давайте сделаем дыхательную гимнастику.
- Представьте, что вы находитесь на поляне, где растет много цветов.
- На вдох понюхаем цветок, на выдох – произнесем слово «хорошо», «очень хорошо».
2. Речевая гимнастика.
- Чтобы речь у нас была правильной и красивой, давайте выполним речевую зарядку.
В гости к нам пришла весна,
Ребят радует она.
Солнце светит, солнце греет,
Всюду травка зеленеет.
III. Проверка домашнего задания.1. Игра «Кто лишний?» (слайд 2).


Корова, лошадь, скворец, овца.
- Почему?
- Какой рассказ вы изучали с главным героем скворцом.
- Чтобы отправиться в путешествие со станции «Школьная», вы должны ответить домашнее задание.
- К нам на урок пришел скворец Яшка, он поможет мне проверить домашнее задание.
2. Игра «Эстафета».
- К кому прилетит Яшка, тот ученик и будет читать.
3. Краткий пересказ по плану (слайд 3).
План.
Скворец Яшка.
Вывелись птенцы.
Заботливые родители.
Мальчик помогает птицам.
Прощание с родными местами.
IV. Сообщение темы и цели.
– Впереди первая страница «Раздумий». Прослушав загадку, вы скажите, о каком времени года сегодня будет идти речь.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(весна)
(слайд 4 - картины весенней природы).

– Итак, сегодня на уроке мы совершим «путешествие в весну». Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года послушайте отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Весна».
- Назовите весенние месяцы.
- Как вы понимаете пословицы:
Весна красна цветами, а осень – плодами.Март – с водой, апрель – с травой.Увидел грача – весну встречай?- О каком весеннем явлении мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
Г
( Г цветок розы)
Весна гроза
- Составьте сочетание слов.
- Это и будет наша тема «Весенняя гроза».
- А кто написал это стихотворение, определите по первым буквам:
Тетрадь юла торт часы ель волк (Тютчев)
- Правильно, ребята , мы совершим путешествие в весенний мир поэзии и познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева«Весенняя гроза».
V. Изучение нового материала.
1. Следующая страница нашего путешествия «Встреча с поэтом». (слайд 5).

Ф.И.Тютчев (1803 -1873гг.).
Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны, урожденной Толстой. Благодаря своим удивительным способностям , учился он необыкновенно успешно, рано пристрастился к чтению. Тютчев вошел в русскую литературу прежде всего как певец природы. Природа являлась для него источником впечатлений и раздумий.
Выставка книг.
- Вспомните, какое стихотворение этого автора мы учили?
(«Весенние воды»).
- Кто расскажет нам его?
2. Страница «Театральная».
Прослушивание стихотворения в записи.
Чтение стихотворения учителем.
Проверка первичного восприятия.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину? - Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат).
Физминутка.Был нелегким этот путь, предлагаю отдохнуть.
Хлопаете – если это относится к весне, топаете – если нет.Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая и т.д.3. Страница «Поэтическая».
1). Чтение стихотворения про себя.
- Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.
3. Страница «Словарная». (слайд 6)
- Какие слова вам показались непонятными?
РЕЗВЯСЯ - играя, веселясьРАСКАТЫ - грохотПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.НЕ МОЛКНЕТ- не молчитГАМ-гул, гудение, крик птиц.ВТОРИТ - повторяетШУМ НАГОРНЫЙ - гул, шум воды в горах.
VI. Закрепление нового материала.
1.Страница «Выразительное чтение».
Работа над выразительным чтением:
1). Чтение «Цепочкой « по строфам.
Читаем 1 строфу.- Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)- Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)- Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.- Кто может резвиться и играть? (ребёнок)- Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.Читаем 2 строфу.- Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.( раскаты молодые, гром молодой – первый)- Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)Читаем 3 строфу.- Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)- Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)2). Чтение вслед за учителем.
3). Чтение хором по рядам: «Кто лучше?»
4). Хоровое чтение.
 2. Страница «Художественная».- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?
( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)
VII. Итог урока. - Какие мысли, чувства пробудил в вас урок? - Что узнали для себя нового? - Что понравилось?
- А сейчас давайте определим, с каким настроением вы заканчиваете урок. (Дети вешают листочки).

Выставление и комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание. Дифференцировано.
-6836-179481
Выучить стихотворение наизусть.
Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию (2 вар.).