Текст. Тема и основная мысль текста (5класс)


Тема: «Текст. Тема и основная мысль текста»
Речевая тема: Образ «любви» в представлении русского языка и культуры
Тема речевого общения: «Времена года. Весна»
Тип урока: урок развития связной речи.
Класс: 5
Форма работы: индивидуально – групповая
Методы обучения на уроке:
проблемный метод (частично-поисковая деятельность, эвристические беседы);
поисковый метод (исследовательская, (теоретически-познавательная деятельность);
исследовательский метод;
метод творческих и нестандартных заданий;
метод развития критического мышления;
мозговой штурм;
кластер как метод;
метод кейсов;
информационно-коммуникационные технологии.
Цели урока:
обучающие: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся, научить определять тему и основную мысль текста;
развивающие: развивать умение критически мыслить; коммуникативную и лингвистическую компетентность средством организации групповой работы;
воспитательные: воспитывать любовь к художественному искусству, прививать бережное отношение к природе и окружающей среде; формировать эстетический вкус детей.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают смысл понятий «текст», «тема» и «основная мысль»; правильно определяют тему и основную мысль текста.
Оборудование: учебник, проектор с экраном для показа презентации, раздаточный материал, мультимедийные ролики на тему: «Весна в живописи», «Текст. Тема и основная мысль»; таблицы самооценивания; музыкальные композиции Шопена, Дж. Бокаччо.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организационный момент.
Учитель:
Слайд №2
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать?
Слайд №3
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать вместе с вами.
2. Речевая разминка.
Слайд №4.
Выразительно прочитать четверостишие. (учитель, затем хором весь класс)
Март, апрель и май зеленый
Дарят листья липам, кленам.
Просыпаются сады,
Распускаются цветы.
О каком времени года идет речь? (о весне)
Как называются весенние месяцы?
Какой сегодня месяц за окном? (март)
А что вы знаете о марте месяце?
Ответ ученика:
В народе говорили: «Март - марток, надень семь порток!»
Да и в наше время март – еще не весна. В народном календаре март называют утром года. Ведь когда-то наши предки Новый Год встречали именно в марте.
Представление метода «Кейс».
Слайд № 5
Какие народные приметы марта вам известны?
Ответ ученика:
В народе говорят: «Март зиму ломает, весне путь очищает!»
Увидели грача на улице или в саду – пришла весна.
Если рано в марте начал таять снег – значит, долго не растает.
Раннее мартовское тепло ненадежное.
В марте тучи плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Записать дату, классная работа. (запись на доске)
II. Операционно-познавательный этап.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое текст и как определить тему и основную мысль текста
Конструирование текста.
Учитель:
Итак, начинаем трудиться!
Послушайте предложения. Читает учитель.
Слайд 6
Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха.
Можно ли это высказывание назвать текстом? (конечно, нет!)
А что мы называем текстом?
Ответ ученика:
Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Работа в парах.
Учитель: В данном случае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить порядок предложений.
Читают образцы исправлений.
Проверьте и сравните:
Слайд 7
Нам подарили собаку Жучку.
Скоро у неё появился крошечный щенок.
На голове торчат два остреньких уха.
Глазки блестят, как круглые пуговки.
Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.
Вывод:
Ученик:
В этом тексте описывается щенок. Текст состоит из пяти предложений, которые связаны между собой по смыслу. К нему можно подобрать заголовок. Ваши варианты! (например: Щенок.)Итак, о чем у нас сегодня будет идти речь на уроке?
Ученик:
О тексте; будем учиться определять тему и основную мысль текста!
Запись в тетради темы урока. (тема записана на доске)
Презентация мультимедийного ролика.
Что же такое текст, тема и основная мысль текста?
Теоретические сведения по теме «Текст, тема, основная мысль». (до 0.42 мин.)
Работа с учебником. Стр.164, упр.422. (дополнительные сведения по теме)
Какую новую информацию о тексте нам несет учебник?
Оформление кластера по теме урока.
Слайд №8.
Задание проблемного характера.
Продолжение мульт. ролика (с 0.42мин. по 1.27мин.)
Прослушать текст. Восприятие текста на слух.
Придумать заголовок.
Назовите тему текста.
Назовите главную мысль текста.
Сравним ваши ответы с авторскими! (с 1.27мин. по до конца ролика)
(В этом тексте говорится о гусенице. Значит, это и есть тема текста.
Какова же главная мысль?
Автор этого текста хотел рассказать нам, как гусеница превращается в бабочку. Это – главная мысль текста.
А как озаглавить текст? Наверное, заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.
Поэтому вы были правы, если озаглавили текст так: «Гусеница». Не ошиблись и те, кто выбрал заголовок «Превращение гусеницы» или «Появление бабочки»).Комплексная работа с текстом
I этап. Предтекстовая работа
Презентация мультимедийного ролика на тему: «Весна в живописи»
Учитель:
Как и у многих направлений деятельности человека, у КУЛЬТУРЫ есть свои покровители.
К КУЛЬТУРЕ мы с уверенностью относим такие виды искусства как и театр, и поэзию, и музыку, и танец, и кино, и ,конечно, художественное искусство. Поэтому сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в художественную галерею.
Вы просмотрите репродукции картин известных русских и мировых художников 19-20 веков.
Будьте внимательны. Обратите внимание на название картин и их авторов. А музыкальным сопровождением для нас будет музыкальная композиция Шопена.
Подумайте, какая тема объединяет эти картины? Внимание, на доску!
Презентация мультимедийного ролика «Весна в живописи».
Муз. мультимедия №2 (всего 3.5 мин)
Творческий анализ просмотренных репродукций картин. Составление монолога.
Скажите, ребята, какие чувства вызывают у вас эти картины?
Какая тема объединяет эти репродукции картин? (Весна)
Репродукции каких полотен вам понравились больше всего?
Экспериментально - творческое задание. (на партах цветные карандаши и бумага)
А какими красками вы бы раскрасили свою картину о весне?
Работа с цветными карандашами на листике бумаги.
Словарно-семантическая работа.
Назовите жанр этих картин. (Повторение - Пейзаж)
Объясните лексическое значение слова «пейзаж». Работа со словарем.
«ШПАРГАЛКА» - ПОДСКАЗКА
ПЕЙЗА́Ж (франц.paysage,от pays"местность,страна";лат.pagus"село,деревня") - жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, её преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде – ландшафту: лесам, полям, морям, долинам и горным вершинам. В качестве самостоятельного жанра пейзаж появляется в то время, когда человек начинает ощущать себя отдельно от природы; противопоставляя себя ей, он смотрит на окружающую местность отстраненно.
Учитель:
Мы с вами обратились к толковому словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете, обязательно загляните в толковый словарь.
Психологическая разгрузка. (включать сразу)
Слайд №9.
Муз.композиция «Пробуждение природы». Джованни МаррадиКомплексный анализ текста.
Предтекстовая работа.
Знакомство с текстом
Слайд № 10.
Просмотреть текст.
Познакомиться с его структурой. (5 абзацев)
Учитель: Сообщение о «красной» (абзац) строке.
Выразительно и вдумчиво прочитать текст молча.
Тексты также разложены также на партах.
Что случилось с природой? Все вокруг ож(и,ы)ло, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.
Своим любимым зел(е,о)ным цветом она раскрасила травку. Зел(е,о)ной дымкой покрыла лес, а бере(з,с)ке подарила зел(е,о)ные сере(ж,ш)ки.
Кроме зел(е,о)но(г,в)о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.
Не забыла весна и ж(е,о)лтую краску. Она разбросала по зел(е,о)ному полю ж(е,о)лтые огоньки. Это первые весенние цветы.
Але попереду у Весни ще багато роботи. Різні фарби потрібні будуть для неї, щоб розфарбувати квітучі садки та поля.
II этап. Текстовая работа
Выразительно и вдумчиво прочитать текст.
Текст читает учитель или подготовленный ученик.

Задание проблемного характера. (Задание , 2, 3 выполняются одновременно). Работа ученика у доски.
Дети столкнулись с проблемой: последний абзац текста записан на украинском языке.
Записывает перевод с украинского на русский язык. Проверяем с текстом.
Комментированное письмо. (выполняю 2 ученика - дуэль у доски)
Выпишите из текста выделенные слова, вставьте нужные буквы.
Прочитать с комментарием, выполнить проверку.
Лингвистический анализ текста.
Слайд № 10.
Докажите, что это высказывание называется текстом.
Подберите к нему заголовок. Запишите в тетради.
Назовите тему текста.
Определите основную мысль данного текста.
Из каких основных частей состоит текст? (В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.)
III этап. Послетекстовая работа
Культура речи. Работа в парах. Наблюдение над содержанием текста. Работа в группах. Составление монолога-рассуждения .Слайд №11.
Выразительно прочитать текст в исправленном варианте.
Каким настроением проникнут текст?
С каким вопросом обращается автор? Что его волнует?
Какие предметы раскрасила весна? Как мы их называем? (явления природы)
Почему слова «Весна» и «Художница» написаны с прописной буквы?
Какое время года вы любите больше всего и почему?
Наблюдение над текстом. Составление диалога. Работа в паре. Предварительное задание.
Краски какого цвета у весны любимые?
От какого слова происходит прилагательное «любимые»? (от слова «любовь»)
Что же такое любовь?
Словарно-семантическая работа. Объяснить лексическое значение слова «любовь». Работа со словарем.
«ШПАРГАЛКА» - ПОДСКАЗКА
Этимология слова (первоначальное значение):
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
В словаре Даля В.И. – «Толковый словарь живого великорусского языка»
есть примеры:
Родители любят детей своих, желают им добра, болеют за них сердцем.
Я люблю сахар, а меду не люблю.
Мотылек любит солнышко.
Эмоционально творческое задание.
Какое прекрасное чувство «любовь»!
Возьмитесь за руки и скажите друг другу как другу: «Я тебя люблю»!
Скажите, кого больше всего вы любите?
Скажите, что больше всего вы любите?
Творческая индивидуальная работа. Составление текста. Установить связь прочитанного с жизненным опытом. Устно.
•«Мое отношение к природе». (записано на доске)
Поэтическая минутка.
Музыкальная композиция № 3. «Весенний вальс». Шопен
Выразительное чтение стихотворений о бережном отношении к природе, подготовленных учениками или предложенных учителем.
Экспериментальная работа в группах. Для всех желающих.
(Задание 7, 8 выполняются одновременно)
Работа с учебником. Стр. 165,Упр. №426.
Прочитайте текст.
Назовите тему текста.
Найдите и выпишите предложение, содержащее основную мысль.
Редактирование текста. Работа в парах. Для творческих детей.
Слайд № 12.
Вставь пропущенные слова – действия:
Уж … снег, … ручьи, (тает, бегут)
В окно … весною... (повеяло)
… скоро соловьи, (засвищут)
И лес … листвою! (оденется)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце …, (стало)
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго … ... (миновала)
Алексей Плещеев
Проверяем.
Слайд №13.
Докажите, что это стихотворение есть текстом.
Записать стихотворение в тетради по памяти.
III. Коррекционно-оценивающий
Цель этапа: проверить усвоение учащимися знаний о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся, темы и основной мысли текста;
Открытый микрофон. (микрофон)
Продолжить предложение:
Слайд № 14.
Текст состоит из …( предложений).
Предложения в тексте связаны …(по смыслу).
Текст может иметь …(заголовок).
Заголовок отражает …(тему или основную мысль текста).
В тексте есть три части: …(начало, основная часть, концовка).
Учитель:
А для чего создаются тексты?
Учитель:
Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные. Но об этом речь пойдет на следующих уроках.
Домашнее задание.
Слайд №15.
Урок №48, теория, кластеры;
Выполнить упр. 428 (Б или В);
Подобрать загадки о весне;
Написать рассказ на тему: «Мое отношение к природе».
Оценивание учителем и самооценивание. (Таблицы самооценивания разложены на партах)
Как вы думаете, кто был на уроке …
самым активным?
самым умным?
самым смышленым?
самым ленивым?
Рефлексия
Слайд № 16.
Я научился(научилась)…
Было трудно…
Сегодня я узнал(а)…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Итог урока
Музыкальная композиция№4. Оркестр Поля Мориа «Любовь»
Слайд №16.
А как вы чувствовали себя на уроке?
Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.
Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны и активны, а главное – проявили свое творчество!
Я всем вам благодарна!
Вставь пропущенные слова - действия
Уж … снег, … ручьи,
В окно … весною.
… скоро соловьи,
И лес … листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце …,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго … ...
(тает, бегут, миновала, стало, оденется, засвищут, повеяло)
______________________________________________________________Вставь пропущенные слова - действия
Уж … снег, … ручьи,
В окно … весною.
… скоро соловьи,
И лес … листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце …,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго … ...
(тает, бегут, миновала, стало, оденется, засвищут, повеяло)
Завершите предложение
Текст состоит из …
Предложения в тексте связаны …
Текст может иметь …
Заголовок отражает …
В тексте есть три части: _____________________________________________________________
Завершите предложение
Текст состоит из …
Предложения в тексте связаны …
Текст может иметь …
Заголовок отражает …
В тексте есть три части: _____________________________________________________
Завершите предложение
Текст состоит из …
Предложения в тексте связаны …
Текст может иметь …
Заголовок отражает …
В тексте есть три части: ______________________________________________________