Презентация к уроку литературы по творчеству М.Горького Челкаш


Антитеза как средство раскрытия образов главных героев Цель урока Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа М.Горького «Челкаш». Эпиграф «Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам». (А.В.Луначарский) «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал М.Горький. «Радует меня удача ваша…»В.Г.Короленко Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?Почему его порадовал рассказ М.Горького?



ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Челкаш Гаврила«Острое хищное лицо», «длинный, костлявый, сутулый»; «горбатый, хищный нос»; «кот», «степной ястреб»,«хищная худоба»,«хищная птица», «волчьи лапы». «Здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сощурив глаза», «безумное лицо».
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y




СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕЧелкаш«Босяк», «бывший крестьянин», «потерял связь со своим сословием и опустился».«Было когда-то своё гнездо… Отец-то был из первых богатеев на селе».Гаврила«Бедный крестьянин», вынужден «пойти в зятья».«Отец у меня умер. Хозяйство малое, мать старуха, земля высосана»
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y

ppt_xppt_y
ОДЕЖДАЧелкаш«Грязная ситцевая рубаха»Гаврила«Пестрядинная рубаха»
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯЧелкаш«Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»;«презрительно сплюнул и отвернулся от парня»;«в нём этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался».«И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y





ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯГаврила«Недоумевающее восхищение»; «у него даже лицо печально тускнело»; «он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нём хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y


КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ДРУГ ДРУГАЧЕЛКАШ о ГаврилеГАВРИЛА о Челкаше
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y ИМУЩЕСТВО ЧелкашГаврила«Разорванная рубаха да грязные штаны»СВОБОДЕН«Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля»ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались».А.П.ЧеховЧелкаш«Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»Гаврила«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Становится очевидным заданное автором противопоставление ЧелкашГаврила
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y В конце рассказа:
ppt_xppt_y
ppt_y Когда началось это дьявольское превращение?
ppt_xppt_y
ppt_y Кто же из двоих страшнее?ЧелкашГаврила
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_y
ppt_y О ком и о чём рассказ?О двух несчастных людяхО совестиО свободе

На чьей стороне автор?Челкаш – романтический герой.Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.
Зачем В.Г.Короленко настоял на написании рассказа?«Босяцкая» тема была актуальна на рубеже веков, но никто до М.Горького не обращался к ней.В.Г.Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами. Домашнее заданиеПодготовиться к контрольной работе за четверть.Написать сочинение-миниатюру на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?» РЕФЛЕКСИЯсегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрёл…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… Спасибо за внимание! Использованные ресурсы:http://www.grafru.ru/clip/full.php?cat=tex_water&img=ripple3.jpg&title=%D2%E5%EA%F1%F2%F3%F0%E0%20%E2%EE%E4%E0http://byaki.net/uploads/posts/2009-03/1237664493_byaki3-0.jpghttp://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/08/anchor.jpg