Конспект открытого урока математики Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик 2 класс Школа 2100


Математика , 2 класс
Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»
Тип урока: ОНЗ(открытие нового знания)
Технология:ТДМУМК: «Школа 2100», автор учебника: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, М., БАЛАСС, 2012г.
Учитель: Нечаева Елена Валерьевна
Цели:
1.Познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания. Сформировать умение выполнять письменно сложение и вычитание двузначных чисел « в столбик» без перехода через десяток;
2.Продолжить работу над формированием навыков табличного сложения и вычитания в пределах 20; формировать представление о письменном сложении и вычитании на основе знаний нумерации (разрядных единиц);
3.Развивать умение решать текстовые задачи, познавательный интерес к предмету через дидактическую игру.
Формировать:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебное затруднение совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
-умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в паре( коммуникативные УУД);
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; вычитывать все виды текстовой информации(познавательные УУД).
1 Мотивация к учебной деятельности.
Цель:- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи. Слайд 1
-Почему надо дорожить каждой секундой ?- Над какой темой мы сейчас работаем?(Сложение и вычитание двузначных чисел)
- Какие числа называются двузначными? (Числа, состоящие из разряда десятков и разряда единиц)
-Сегодня на наш урок очень хотел попасть Лесовичок, но Баба Яга спрятала его в своей избушке на курьих ножках и не отпустит до тех пор, пока мы не выполним все её задания. Поможем Лесовичку?
-С чего мы начнем урок?(С повторения пройденного)
-Для чего мы будем выполнять задания для повторения?(Это нам пригодится для новой темы)
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности. Цель:- организовать активизацию умений устного сложения и вычитания чисел в пределах 100;- мотивировать к пробному учебному действию.
- Б.Я. приготовила для нас первое задание - перейти через реку, для этого нам нужно построить мост. Мы перейдем через реку, если выполним такие задания:
Слайд 2
1)В парах продиктуйте друг другу задания по карточке. Запишите цифрами..1 вариант 2 Вариант 1 дес. 2 ед 9 дес. 1 ед.
4 дес.0 ед. 6 ед.
2 дес.6 ед. 3 дес.4 ед.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Сверьте ответы.
- Какое задание выполнили? (состав двузначных чисел из разрядных слагаемых)
-Оцените работу соседа по парте.
Слайд 3
2) –Внимательно посмотрите на задание, какова цель этого задания?
--Используя образец на слайде и правило сложения и вычитания двузначных чисел, выполните задание, которое находится в тетради.
Образец.
5 дес.6 ед. - 6 ед.
_56__ - _6__ = _50__
а) 6 дес. 8 ед. – 5 дес.
___ - ___ = ___
б) 9 дес. 3 ед. + 4 ед.
___ + ___ = ___
Проверка.
-Вспомните правило, как складывают и вычитают двузначные числа? (Десятки складывают с десятками , единицы с единицами. Десятки вычитают из десятков, единицы из единиц.) -У кого были ошибки? Оцените себя.
-Молодцы! Построили мост, перешли реку.
-Теперь мы оказались в лесу. Хозяин леса- Мухомор Мухоморович. Чтобы мы могли пройти через лес и в нем не заблудились, он предлагает нам свою помощь и мы выполним следующее задание.
3 Пробное действие.
Цель: - фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование.
-По образцу представьте второе слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых и найдите значение выражения.
-Какой компонент вы будете представлять в виде суммы разрядных слагаемых?
23+ 15 =(23+10) +5= 38
5513070698500046843956985000422719569850002598420698500021221706985000157924569850009982206985000а) 24 +12 = ( + ) + = б) 37 - 14 = ( - ) - 4 =
Проверка. - Все согласны?
- Только второе слагаемое и вычитаемое можно представить в виде суммы разрядных слагаемых ? ( Можно и первое слагаемое или уменьшаемое представить в виде суммы)
4 Выявление места и причины затруднения.
Цель:- организовать фиксацию места, где возникло затруднение.
-Пока мы с вами вычисляли, мы столько времени потеряли, почему? (Долго расписывали выражение)
-Удобна ли такая запись? (Нет, нужно много расписывать)
-А как удобнее, быстрее? (В столбик)
- Запишите эти выражения в столбик у себя в тетради.
-У кого возникло затруднение ? В чем?(Мы не знаем, как записывать в столбик) - Кто из вас знает и может показать запись этих же выражений у доски в столбик?А откуда вы это узнали? Кто вам помог? Какие молодцы!
-Тогда расскажите по порядку алгоритм вычислений.
-В этом есть затруднение?
Над этим мы и будем сегодня работать.
5Построение проекта выхода из затруднения
Цель: -организовать формулировку темы, цели урока, шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться складывать и вычитать двузначные числа в столбик, изучить алгоритм +и – двузначных чисел в столбик )-Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный?(Уточнять известный алгоритм)
-Исходя из цели, назовите тему урока.(Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)
-Молодцы! Вы сделали открытие!
Слайд 4 эталон
-Сравните с эталоном. Верна ли запись? Какие ошибки были допущены?
Итог:
-Как записывают двузначные числа, складывая их в столбик?
-Как находят сумму?
-Как записывают двузначные числа, вычитая их в столбик?
-Как находят разность?
-С какого разряда начинаем вычислять?(С самого маленького - разряда единиц)
А теперь сверьте свои ответы с алгоритмом в учебнике на стр 76.
-Подтвердились ли ваши ответы?
Физминутка 1-подняться, потянуться.2- согнуться, разогнуться.3- в ладоши три хлопка.и у парты три прыжка.на 4-руки шире.5-на ножке поскакать.6-за парту тихо сесть.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

-Мухомор Мухоморович доволен вами, он нас провел через лес и мы очутились перед замком.
8Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Слайд Алгоритм
Работаем с проговариванием алгоритма у доски.
-Запишите выражение в столбик с объяснением и найдите его значение.
Сумма чисел 43 и 5
Разность чисел 48 и 5
Слайд 5(в строчку) Цель : записать в столбик.
*43+54 43+50 67-5
93-50 98-55 54+3
Проверка.слайд 6 (в столбик)
-Все так записали? Проверим значения выражений.
-Кто допустил ошибки? В чем? Что посоветуем? Оцените себя.
Гимнастика для глаз.-Зажмурьте глаза сильно, сильно.А теперь откройте и сделайте их круглыми, как у совы.(повторите 2 раза)
8Включение в систему знаний и повторение.
Цель: - организовать повторение учебного содержания.
- Избушка повернулась, Б.Я.придумала для нас последнее испытание.
Задача №5 (а) стр.77
- Прочитайте задачу самостоятельно. О чем говорится в задаче?
-Что известно в задаче? Что означает число 76 см, 3 дм 4 см?
-О чем спрашивается в задаче?
-Начертите отрезок АВ. Как построить отрезок СВ?
- Что такое 76см - целое или часть?
-Видно на отрезке, что это целое?
-Можно найти и измерить отрезок АС?
- Как можно решить эту задачу другим способом?(Перевод величин в меньшие единицы длины и составить решение)
76см-34см 7 дм 6см – 3дм 4 см
-Как больше нравится? Как удобнее?( любой) Запишите любым способом.
Проверка слайд 7
-Чему равна длина отрезка АС?(42 см)
-У кого длина АС равна 4 дм 2 см?
- А что получилось два разных ответа?(нет)
-У кого получился другой ответ? Что посоветуем? Оцените себя.
-Б.Я.довольна нами.Теперь Лесовичок может приходить к нам в гости.
10 Рефлексия учебной деятельности.Итог урока.
Цель: -зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;
-организовать обсуждение и запись домашнего задания.
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Кто запомнил и может рассказать, как надо складывать и вычитать двузначные числа ?Отметьте себя на лестнице успеха.
11 Домашнее задание: стр.77 №4,№ 5(б),№7
Выберите 2 самых трудных для вас задания