Урок по ОРКСЭ на тему Каин и Авель. Зависть.


Урок «Каин и Авель. Зависть»
Цель урока: познакомить учащихся с легендой о Каине и Авеле, акцентировать внимание на то, к каким негативным поступкам приводит зависть, в игровой ситуации проанализировать свои положительные и отрицательные моральные качества.
Основное содержание урока
Учитель начинает урок с легенды о Каине и Авеле. Затем проходит обсуждение:
- Что привело Каина к убийству?
(Зависть)
- Чему обычно люди завидуют?
(Счастью, успехам, красоте, здоровью, благополучию, богатству…)
- Какие желания вызывает у людей зависть?
(Чтобы тот, кому завидуют, потерпел неудачу, испытал унижение, лишился богатства…)
- Когда завистливый человек не может справиться со своим желанием, какие поступки он может совершить?
(Убить, оклеветать, украсть…)
Примером негативного поведения в результате зависти может быть поведение героя рассказа Сухомлинского «Как Павлик списал задачу».
Как Павлик списал задачу
«Павлик пришел в школу озабоченный. Дома он долго сидел над задачкой и не мог решить. Теперь его занимала одна мысль: у кого бы списать задачу?
Пришла Зина. Она хорошо решала задачи. Павлик спросил у нее:
- Зина, сколько действий в задаче?
- Три, - ответила Зина.— А разве ты не решил?
- Не получилось… Дай, Зина, списать…
Зина дала ему свою тетрадь. Павлик списал одно действие, второе, перешел к третьему. В третьем действии заметил у Зины ошибку: там, где надо было написать 23, Зина написала 32.
В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у нее ошибка».

- Как вы думаете, почему так поступил Павлик?
(Он завидовал Зине, он не хотел, чтобы Зина получила пятерку, он хотел, чтобы его работа была лучше, чем у Зины)
- Чему завидовал Павлик?
(Тому, что Зина лучше решала задачи)
- Как бы вы охарактеризовали поступок Павлика?
(Он поступил нечестно, непорядочно)
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство зависти?
(Да, конечно)
- Всегда ли вы могли с ним справиться?
(Нет)

К сожалению, мы не всегда можем справляться со своими отрицательными чертами характера, хотя понимаем, что поступаем плохо. Давайте попробуем проанализировать, какие у нас есть недостатки и чем мы можем гордиться. Для этого отправимся в удивительную аптеку «Голубые шары» из сказочной повести В. Каверина «Много хороших людей и один завистник». В этой аптеке продаются лекарства от человеческих недостатков.
Игра «Волшебная аптека»
Детям предлагается нарисовать аптеку, на полках которой находятся коробки и бутыли с таблетками и микстурами. Ученики сами подписывают эти лекарства. Чаще всего они называют те качества, которые им мешают, такие как: драчливость, лень, ябедничество, жадность, трусость, зависть, лживость и т. д.Учитель задает вопрос:
- Как вы думаете, из чего созданы эти лекарства?
(Из положительных человеческих качеств)
- Вы должны выбрать для себя лекарства от своих недостатков и поделиться своими достоинствами.
Ученики составляют таблицу, в которую заносят эти сведения.

Я куплю лекарства отЯ поделюсь
При выполнении этой работы, дети часто хорошо осознают наличие у себя тех или иных отрицательных черт, но не могут назвать собственные положительные качества. В такой ситуации учитель обращается за помощью к классу, что дает возможность ученикам с заниженной самооценкой услышать свою положительную характеристику из уст одноклассников. Это может рассматриваться, как элемент психокоррекции.