Конспект урока по изобразительному искусству по теме Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Матрешка

Открытый урок по ИЗО на РМО в 5 классе
Тема: Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни
Цель: формирование навыков росписи в традициях народного промысла, выявление места декоративного искусства в жизни общества.
Задачи:
Формировать навыка рисования кистью
Развивать творческую активность учащихся
Воспитывать эстетическое впечатление детей о красоте цветочного мотива в росписи русской матрешки
Оборудование для учителя: ватман, карандаш, шаблоны матрешек, презентация, матрешка.
Оборудование для учащихся: альбом, карандаши, краски, кисти, ножницы, клей.
1 Оргмомент.
2 Актуализация опорных знаний.
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с народными промыслами. А что же это такое ?
- Это возможность заработать деньги. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.
- И так, давайте вспомним их:
Гжель (слайд 1)
Жостово (слайд 2)
Городецкая роспись (слайд 3)
Хохломская роспись (слайд 4)
Общий слайд с матрешкой (слайд 5)
3 Мотивация и целепологание.
- Посмотрите, пожалуйста, по-внимательнее, что там у нас появилось ?
- Правильно, это матрешка. Как вы думаете, кому будет посвящен наш сегодняшний урок? С чем мы сегодня познакомимся? Правильно, с матрешкой!
4 Усвоение новых знаний.
Ребята, а вы хотите узнать, как появилась матрешка, и какой искусный мастер ее так красиво расписал? Началось все так:
Когда-то, примерно сто лет назад, художник Василий Малютин привез в Москву из Японии фигурку игрушечного лысого старика, сердитого на вид и с узкими глазами. (Слайд 6)
Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? (Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. В руках она держала булку хлеба). И кукла понравилась.(слайд 7)
Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками. Слава о них разнеслась по всей нашей стране. Каждый, кто ее делал, старался придать ей что-то свое, индивидуальное. А так как раньше не было фабрик, где делали игрушки, то людям приходилось вручную, с помощью ножа, придавать фигурки форму, а потом расписывать ее красками. Чтобы матрешки получались красивыми, мастера слушали русскую народную музыку. И вот матрешка готова, но нужно ее еще высушить. Поэтому матрешек выносили на воздух. Летом к пруду, а зимой раскладывали прямо на снегу фанеру, бумагу и на них все расставляли. Снег белый, а игрушки как полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое. Все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замершей речкой, и во дворах. Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что когда поблизости никого нет, игрушки начинают водить хороводы и тихо поют.
Матрешку изготавливают в разных местах России: в Загорье, Майдане, Семенове.(слайд 8)
Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана она чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица Матрешки (слайд 9)
Полхов-майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим желтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.(слайд 10)
У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». (слайд11)
- Мастера передают не только традиции и обычаи при выполнении матрешек, но и изменяют их со временем.
Появляются и современные авторские матрешки:
С памятниками архитектуры
С живописными пейзажами
С цветочными мотивами
С сюжетами из народных сказок
В различных стилях росписи (слайд 12)

5 Закрепление новых знаний.
А теперь представим, что каждый из вас мастер, и вам предстоит выполнить свою матрешку, и каждая ваша матрешка будет вашей авторской работой.
После того, как вы распишите вашу матрешку, мы с вами сделаем маленький «парад матрешек»,где ваши матрешки от мала до велика будут красавться перед нами.

6 Подведение итогов урока.
Просмотр и анализ работ.