Конспект занятия внеурочной деятельности Познай себя (психологический тренинг)


Открытое занятие
внеурочной деятельности «Познай себя»
3 класс
Тема: «Гори, гори моя звезда…»
Педагог: Герасимова Ю.М.
МОУ «Липицкая СОШ»
Цели: формирование представлений об общечеловеческих ценностях; создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере; формирование приоритета духовных ценностей над материальными.
Ход занятия:
Разминка:
-Сегодняшнее наше занятие мы с вами, как и всегда начнем с разминки. А задание следующее: у каждого на столе лежит бумажное сердечко, ваша задача при помощи фломастеров, карандашей или любых других материалов передать всю красоту вашего сердца. Вы можете рисовать, писать необходимые, по вашему мнению слова. Может это будут какие-то ваши личные душевные качества. На эту работу у вас ровно 2 минуты.
Дети оформляют бумажные сердечки.
-А теперь обменяйтесь своими сердечками друг с другом в своей группе. Сопровождая свои действия словами: «Я дарю тебе все красоту своего сердца и очень рад или рада работать с тобой сегодня в одной команде.
-А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение.
(группа детей читает стихотворение)
Мне звезда упала на ладошку, И спросила я: – "Откуда ты ? " Дайте мне передохнуть немножко,Я с такой летела высоты.  А потом добавила, сверкая, Словно колокольчик прозвенел : Не смотрите, что невелика я, Я умею делать много дел.  Вам необходимо только вспомнить, Что для вас важней всего на свете.Я могу желание исполнить, Путь не близкий завершая этим.  Знаю я , что мне необходимо,Что я больше бы всего хотела,Я хочу любить, и быть любимой,И хочу, чтоб мама не болела.Чтоб на нашей горестной планетеТолько звезды падали с небес.Были б все доверчивы, как дети,И любили дождь, цветы и лес.  Чтоб траву, как встарь, косой косили,Каждый день летали до Луны.Что бы женщин на руках носили,Не было б болезней и войны.   Чтобы у костра, пропахнуть дымомЧтобы отыскать по сердцу делоА еще хочу я быть любимой,И еще чтоб мама не болела.  говорила долго я, напрасно,Видно, слишком долго говорила.Не ответив мне, звезда погасла,Было у нее немного силы. 
-Ребята, о чем это стихотворение?
-Какие чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?
-Вы любите играть? Тогда я предлагаю вам поиграть.
Дети вместе с учителем рассаживаются вкруг.
-Сядьте удобно, опустите плечи. Руки положите на колени. Ноги поставьте прямо на ступни. Сделайте неглубокий вдох и закройте глаза. Теперь, когда вы удобно сидите, мы начнем наше маленькое путешествие. Давайте представим теплый летний вечер. Вы присели на лужайку, чтобы понаблюдать за необыкновенно красивым звездным небом. Легкий теплый ветерок нежно обдувает ваше лицо и ласково поглаживает волосы. А вот ваш нос уловил пленящий запах лета, вечерний аромат полевых цветов. Сделайте глубокий вдох, почувствуйте этот запах. Прислушайтесь, как поют птички, стрекочут кузнечики, а вот над головой зажужжал добрый жук. Вам хорошо и спокойно. Ваше тело расслаблено. Медленно поднимите голову вверх, и представьте необъятное звездное небо над головой. Звезды рассыпаны по всему небу, они подмигивают вам и друг другу серебристым светом. Молодой месяц словно покачиваясь, пританцовывает под приятную мелодию. Красота и спокойствие. О, чудо! Вот одна маленькая звездочка сорвалась с небосвода и стремительно падает вниз, оставляя за собой полосу света. И вот эта звездочка приземлилась вам на ладошку. Ее свет озарил ваше лицо. Вы ей очень рады. Улыбнитесь. А теперь медленно откройте глаза. Вот у каждого из вас на ладони счастливая звезда. По очереди расскажите, что вы чувствуете?
Дети отвечают и рассаживаются за столы.
-Вот у каждого из вас есть своя счастливая звезда. Представьте, что она может исполнить ни одно, а целых три ваших желания. Перед каждым из вас на столе лежать три бумажных звездочки, подумайте и запишите на каждой из них по одному своему желанию. Делать это нужно очень быстро, чтобы не случилось как в стихотворении, которое вы слышали. Чтобы ваша звездочка не погасла.
Дети записывают на звездах свои желания.
-И мы продолжаем игру. Я облачаюсь в накидку и буду звездочетом. Сейчас мы с вами будем считать звезды. Вы читаете желания на звездах и сортируете их на четыре группы. В первой будут звезды с желаниями о себе и своих вещах. Положите эти звезды к табличке «Я и мое».
Вторая табличка с надписью «Я и другие».К ней вы складываете звезды с желаниями для своих родителей, родственников, друзей и других людей.
Третья табличка «Я -часть природы». Сюда складываете звезды с желаниями о природе и животных, если таковые имеются.
И последняя табличка с надписью «Я и мир вокруг». Сюда будут относиться желания о мире, о Родине, международных отношениях и т.д.
Все понятно? Тогда приступайте к сортировке.
Дети сортируют звездочки с желаниями.
- А теперь давайте познакомимся с вашими желаниями. Прочитайте по очереди каждая команда сначала желания «Я и мое».
Дети зачитывают желания. Подсчитывают их количество.
-Ну, раз уж я сказочный звездочет, я буду зажигать звезды на небосводе. Каждое ваше желание будет звездой на небе. Итак, первое созвездие с названием «Я и мое». Количество звезд в этом созвездии, соответствует количеству ваших желаний сложенных у одноименной таблички. Эти звезды я расположу посередине небосвода.
Давайте познакомимся с вашими желаниями в группе «Я и мир вокруг».
Дети зачитывают желания. Подсчитывают их количество.
Следующее созвездие «Я и мир вокруг», и здесь звезд ровно столько, сколько ваших желаний в этой группе. Оно большое, как мир вокруг, звезды в нем расположены горизонтально над первым созвездием и немного вниз.
-Теперь прочитайте желания в группе «Я –часть природы».
Дети зачитывают желания. Подсчитывают их количество.
-И это созвездие появится на нашем небосводе. А расположится оно слева от созвездия «Я и Мое».
- Остались у нас желания из группы «Я и другие». Давайте познакомимся и с ними.
Дети зачитывают желания. Подсчитывают их количество.
-А это созвездие расположится справа от созвездия «Я и мое». Давайте посмотрим, ,какое же созвездие горит ярче?
А что мы с вами можем сделать, чтобы они ярче горели? Ведь что-то вы уже делаете и для мира во всем мире и для сбережения природы?
Дети отвечают. Далее два варианта продолжения занятия, все зависит от уже затраченного времени. Если времени остается мало, можно поговорить с детьми о тех делах и поступках, которые они уже делали для сбережения мира и охраны природы. Наградив каждое дело зажжением звезды в определенном созвездии. Если же времени остается достаточно, можно предложить детям изготовить мини-плакаты в технике коллажа, призывающие к охране природы и миру во всем мире.
-Ребята, а что вы чувствуете, когда делаете добрые дела? А где в вашем теле вы чувствуете радость? Приятные ли это ощущения?
-А что мы с вами можем сделать доброго для людей вокруг, для родных, близких, друзей?
А самое простое?
Вывести ответы детей к беседе о вежливом общении.
-Ребята, а так ли важно то, что мы говорим?
Да, действительно, это очень важно. Ведь наш организм на 70% состоит из воды. А влияние слова и звуков на воду по предположению ученых очень велико.
Просмотр фильма «Вода и слово».
-А теперь, пожалуйста, скажите, что вы чувствуете, когда ругаетесь с кем то, говорить не очень приятные слова? А что чувствуете, когда такие слова говорят в ваш адрес? А какие ощущения в вашем теле в это время? А теперь расскажите, пожалуйста, что вы чувствуете, когда говорите что-то приятное? Какие ощущения испытываете в вашем теле?
Так давайте же сейчас делаем друг другу приятное. Скажем друг другу комплименты.
На доске расположены фото детей в звездах и таблички с вариантами комплементов. Дети выбирают из предложенных комплементов наиболее подходящие их одноклассникам, и располагают их под фотографиями.
-Посмотрите, какая красота у нас получилась. Есть звездная дорожка в Голливуде, а у нас стена звезд. Ведь каждый из вас маленькая, но индивидуальность. Маленькая, но звездочка.
Теперь мы с уверенностью можем добавить звезд в созвездие « Я и другие».
Посмотрите, что у нас получилось. Одно большое созвездие «Бабочка». А я хочу сказать вам, бабочка с древних времен является олицетворением души человеческой. Есть даже такая премия «Золотая бабочка», которая вручается лучшим медикам заботящимся о душе человеческой.
-Ребятки, может жить бабочка без крыльев?
-А может жить счастливо человек без мира во всем мире, без хороших отношений с окружающими людьми, без природы?
Сложив все наши желания и звезды, на небе появилось одно большое созвездие « Я - человек!» берегите это созвездие. Пусть на небе обязательно горит ваша счастливая звезда. И давайте закончим наше занятие красивой и доброй песней!
Пусть зажгутся в небе звезды и на сцене вспыхнет свет
Пусть оставит память в сердце этот день на много лет
Лучик радости на лицах и слезы счастливый след
Этот праздник будет длиться, будет длиться много лет

Подари улыбку миру, звезды новые зажги
Песню радости и счастья всей планете подари
Подари улыбку миру, радугу цветных огней
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей

Пусть танцует вся планета, пусть уйдут печаль и грусть
Верю я, что мы с тобою встретимся когда - нибудь
Ты подаришь мне улыбку и помашешь мне рукой
Этот праздник повторится и подружит нас с тобой

Подари улыбку миру, звезды новые зажги
Песню радости и счастья всей планете подари
Подари улыбку миру, радугу цветных огней
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей

Пусть летят года как птицы, реки, страны, города
Этот праздник повторится веришь ты и верю я
Все однажды повторится, мы споем с тобой опять
Музыка добра и света будет над землей звучать

Подари улыбку миру, звезды новые зажги
Песню радости и счастья всей планете подари
Подари улыбку миру, радугу цветных огней
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей .Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей