Презентация по русскому языку на тему Изобразительные возможности русской фонетики (11 класс)


Изобразительные возможности русской фонетикиК уроку русского языка. 11 класс. До возникновения письменности язык существовал только в устной форме как язык звучащий. Л.В. Щерба замечал, что «нашим языком является лишь произносительный язык: он имеет непосредственные смысловые ассоциации, тогда как письмо, текст получают их лишь через его посредство». Отраслью поэтики, которая изучает звуковую организацию художественной речи, является фоника (от греч. phonikos — звуковой, phone — звук) — звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, ее изучающая. Благозвучиеили эвфония (греч. euphonia из un — хорошо, phone — звук) Необходимое качество текста, но само по себе оно не является выразительным и изобразительным средством, хотя в звуковой стороне языка, в гармоническом сочетании смысла и звучания содержатся большие возможности художественного воздействия. Для реализации этих возможностей выработались средства, приемы звуковой организации художественного текста. Звуковая гармониязвуковая организация речи с опорой на звучание согласных (а не гласных) звуков. – один из самых сильных поэтических приемов, заключающийся в тщательном подборе сочетания звуков, употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Звукопись достигается: Звукоподражание – У А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, боги, не гласить! Стилистический прием Рифма Логическое ударение  Паузаобязательный элемент фразы (от латинского pausa – «прекращение»), временная остановка звучания.Среди психологических пауз выделяются:– пауза припоминания: А этот/, как его, он турок или грек? (А. Грибоедов);– пауза умолчания: Вас гонят… Словно дети малые, дрожат мечта и красота. (З. Гиппиус);– пауза напряжения (неожиданная остановка): Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все – равно, и все – едино, но если по дороге – куст встает, особенно – рябина… (М. Цветаева). Звуковой символизмЗвукосимволизм(ономатопея) — имитация звуковыхособенностейявлений действительностиСпособность звуков языка вызывать не только слуховые, но и вкусовые, осязательные, обонятельные, зрительные представления, а также многочисленные эмоции «Краткое руководство к красноречию» М.В. ЛомоносовЭмоции, которые могут вызвать звуки русского языка«...а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха... е, и, ю — к изображению нежности, ласкательства... чрез я показать можно приятность, увеселение, нежность; чрез о, у, ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль». Согласные к, п, т, б, г «имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы»; с, ф, х, ц, ш, р «имеют произношение звонкое и стремительное», могут представлять вещи и действия сильные, великие, громкие, страшные и великолепные;ж, з, в, л, м, н «имеют произношение нежное и потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий». «Азбука понятий» по В. Хлебникову Установил соответствия между отдельными звуками и свойствами реального мира на уровне а) цвета (М - синий, Л - белый, слоновая кость, Б - красный, рдяный, 3 – золотой); б) пространственных перемещений (В - вращение одной точки кругом другой, слияние нескольких поверхностей в одну, Ч - пустота одного тела, заполненная объемом другого тела). МКОУ СОШ им. Героя России М. Пассара Найхинского сельского поселения.Учитель русского языка и литературы высшей категории Мироненко Е. П.Октябрь 2014