Сценарий внеклассного мероприятия Прощание с Азбукой







Сценарий
внеклассного мероприятия

«Прощание с Азбукой»


Подготовила: учитель начальных классов

Брусина Ольга Сергеевна
1 класс















МБОУ «Средняя школа №8»
г.Заволжье, Городецкий р-н, Нижегородская область

Сценарий праздника
«Прощание с Азбукой»
Подготовила учитель начальных классов Брусина Ольга Сергеевна,
1 класс

Цель: показать достижения каждого ребенка по окончании изучения азбуки;
            установление контакта, взаимопонимания с каждым ребёнком;
            коррекция межличностных взаимоотношений между детьми;
            создание атмосферы праздника и добра.
Оборудование: удостоверение «Прочел Азбуку», учебник Азбука и литературное чтение, подарки родителей, музыкальное сопровождение, магнитные буквы, украшения для класса, распечатанные слова на доске: матрос, моряк, радист, боцман, капитан, штурман, уха, макароны по- флотски, хлеб, чай

Ход проведения:

Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.
На доске рисунки.
Учитель
– Какой вид транспорта перед вами?
Дети.
Водный.
Учитель
На чем будем путешествовать?
Дети
На корабле, так как нас много.
Учитель
А на каком корабле – мирном или военном?
Дети
На мирном.
Учитель
Что с собой возьмем?
Дети
Еду, воду, фотоаппарат...
Учитель
Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.

Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
Дети
Книга.

Учитель
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Дети
Буквы.

Учитель
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Дети
Тетрадь.
Учитель
Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?
Дети
Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.
Учитель
На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме. (Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)
На доске:
Матрос      Моряк      Радист
Боцман      Капитан      Штурман
Дети
Это слово моряк.

Учитель
Вот мы и на корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем загадку.

– Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс.
Дети
Азбука.
Капитан
Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.
Стук в дверь: вбегает Пират.
Учитель
Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?
Дети
Пират.
Пират
Зачем вы тут собрались? Как вас много!
Дети
Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!
Учитель
Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.
Ученик 1.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ученик 2.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Ученик 3.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Пират
Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!
Дети
Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.
Пират
Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.

На доске:
КАЮТА
Учитель
Ребята, а что такое каюта на корабле?
Дети
Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.

Учитель
Сколько слогов в этом слове?
Дети
Три.

Учитель
Какой слог ударный?
Дети
Второй.

Учитель
Определите, сколько букв и звуков в этом слове?
Дети
Пять букв, шесть звуков.

Учитель
Почему звуков больше, чем букв?
Дети
Буква ю обозначает два звука [й] и [у].

Учитель
Какие еще буквы и когда обозначают два звука?
Дети
Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

Учитель
Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.
Дети
Я
Учитель
ВЕРНО



Пират
Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?
Учитель
Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?
1.
В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.
Ну - ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!
2.
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(Входят «гласные»)


Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё  есть в слове «ёж»
Ты легко её найдёшь.
Буква И
И - игрушки,
И -  игра.
Любит игры детвора.
Буква О
О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
Буква У.
Замычит бурёнка : «Му-у!»
Узнаёте букву У?
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш-
У него один этаж.
 Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
 Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Учитель:
Можно ли составить слова из этих букв?
- А почему?
Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.
(Входят «согласные»)


3.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама»!
Буква Н.
Н – весёлый Новый год,
Скоро в гости к нам придёт!
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц , как будто цапля
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Буква Б.
По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаёте букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове « вол»,
Я её легко нашёл!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.


Буква Ж.
Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З  звенит, словно звонок,
Нас  торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка
Славненькая буковка!
Буква П.
П- прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С- свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашёл фиалку-
Только рвать фиалку жалко!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шина
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Учитель
-А вы почему такие грустные?
Буквы Ъ и Ь:
-Вы про нас забыли!
Учитель
-Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак:
 Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове « льёт»
И в слове «дождь».
Можно ли теперь составить слова? Кто может? Дети составляют из магнитных букв на доске предложение:
«Хотим танцевать!»
Девочки танцуют ТАНЕЦ!!!
Пират
Молодцы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет всех.
Учитель
Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?
Дети
К коку.

Учитель
А как называется столовая на корабле?
Дети
Камбуз.
Учитель
Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.
На доске:
Уха
Макароны по- флотски
Хлеб
Чай
– Что такое уха и макароны по-флотски?
Дети отвечают на вопросы.
– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?
Дети  Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.
– Хлеб к обеду в меру бери –
Хлеб драгоценность – его береги.
– Хлеб – всему голова.
Пират
Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?
Дети
Спасибо.
Пират
А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.
Ученик 1:      Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2: Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3:       Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4:       Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5:       Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 6:       Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель
Ну а теперь – все по местам!



На доске:
Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.
На доске:
Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.
 Учитель:
В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче                                                 (здравствуй)

Вылез крот на белый свет
И сказал ежу                                                         (привет)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать                                                                 (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте                                         (добры)

Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня                                         (извините)

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите                                                         (до свидания)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить                                                                 (спасибо).

Учитель
Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать привет родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас.

Дети передают привет родителям.
– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.
        Учитель: Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают удостоверения.
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
(выдача удостоверений)
Ученик:     Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
Ученик:        Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик:      До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!
Здравствуй, Литературное чтение!
Дети исполняют песню «Прощай, букварь».












Самоанализ внеклассного мероприятия
Праздник « Прощание с азбукой» с учащимися 1 класса.

Дата проведения: 19 апреля 2013 года в 1 классе в МБОУ « Средняя школа №8», г.Заволжье, Городецкий р-н, Нижегородская область.
Оборудование: удостоверение «Прочел Азбуку», учебник Азбука и литературное чтение, подарки родителей, музыкальное сопровождение, магнитные буквы, украшения для класса, распечатанные слова на доске: матрос, моряк, радист, боцман, капитан, штурман, уха, макароны по- флотски, хлеб, чай
Форма занятия: праздник.
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Для первоклассников праздник – это важно! Ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который хорошо говорит, спокойно общается и хорошоиграет. Игра на празднике является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него праздник – это своеобразный способ общения с внешним миром.
Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
При подготовке к занятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интерес к чтению, развитые общеучебные умения и навыки на достаточном уровне ,стимулировалась нетрадиционной формой занятия.
Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.

Задачи:
- создание условий для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о чтении;
- развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
- воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
- повышать и поддерживать творческую активность учащихся
Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая. Активность учащихся на разных этапах праздника была высокой. Задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: праздник прошел на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. «Прощание с Азбукой» дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.

ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал «Начальная школа»№12 2006год
2. Журнал «Начальная школа»№12 2009год
3. Интернет ресурсы
4. Фото с праздника



Приложение (шрифт выбирать так, чтобы было видно с доски)

Матрос

Моряк

Радист

Боцман

Капитан

Штурман


КАЮТА




МЕНЮ от КОКА:


Уха
Макароны
по- флотски
Хлеб
Чай





Внимание!

«Сказочная викторина!»

«Доскажи словечко».


15