Диагностика мелкой моторики в рамках программы «Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук» для учащихся 2 класса III-IV видов образовательной деятельности.


Тестирование с целью определения уровня развития осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у слабовидящих учащихся
Цель: выявить уровень развития осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у учащихся; определить направления дальнейшей коррекционной работы.
Оборудование: бланки обследования, счетные палочки, мячик, фломастеры, карандаши, кистевой эспандер, шнуровальный планшет, нити, вата, железный конструктор, бусины и леска, кубики, пирамидка, геометрические фигуры, пуговицы, мозаика, цилиндры различной высоты, «Волшебный мешочек», пособие для дифференцировки различных видов поверхностей, замок-молния, пряжка, кнопки, листы бумаги.
Во время тестирования проверяются:
ведущая рука;
координация движений руки и глаза («Воздушные рисунки»)
способ и культура осязания при наблюдении за действиями ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами;
сила и точность мелкой мускулатуры руки (задание с мячом и эспандером);
узнавание различных предметов;
знание геометрических фигур и работа со счетными палочками;
работа на листе бумаги (владение карандашом, точность в движениях) ;
умение работать по словесной инструкции педагога;
зрительно-моторная координация.
Примечание: Результатом данного обследования является распределение детей по 3 уровням развития осязания – высокого, среднего и низкого – и составление плана работы с ними.
Диагностика мелкой моторики в рамках программы «Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук» для учащихся III-IV видов образовательной деятельности.
ФИ ученика_______________________________________________________
класс 2 2015-2016 уч. г.
№ п/п Индивидуальные задания и упражнения 1 полугодие (сентябрь) 2 полугодие (апрель) Результаты
1 Соединение между собой пальцев рук, названных учителем 2 Работа с конструктором «Собираем полоски» 3 Обследование предметов. Игра «Волшебный мешочек» 4 Конструирование из палочек геометрических фигур 5 Нанизывание полых трубочек на леску 6 Дидактические упражнения «Воздушные рисунки» (указательный палец рабочей руки) 7 Заполнение мозаикой периметра рабочего поля 8 Работа на листе бумаги (приложение) высокий, средний, низкий уровень 9 Работа с кистевым эспандером - правая рука - левая рука 10 Ведущая рука (правая, левая – подчеркнуть) Подпись тифлопедагога __________________________
Приложение
2 класс
____________________________ Ф. И. ученика
1
2
3
4
5
6

Условные обозначения:
«+» -  задание выполнено правильно;
«-»  - задание выполнено неверно;
«V»  -  неуверенное выполнение задания.
Примечание. При подсчёте баллов за единицу принимается только знак «+», неуверенное выполнение задания в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.
Исходя из этого, выделяются уровни сформированности навыков тактильного обследования:
8-7 баллов – высокий уровень;
6-5 баллов – средний уровень;
4-1 баллов – низкий уровень.
Характеристика уровней:
1 уровень: дети, набравшие 8-7 баллов. Осязание и мелкая моторика развита хорошо.
2 уровень: дети, набравшие 6-5 баллов. Осязание и мелкая моторика развита недостаточно. 
3 уровень: дети, набравшие 4–1 балла. Мелкая моторика развита плохо.
Работа на листе бумаги (приложение)
«Дорожки» (по Л.А.Венгеру)
16071855715Задание: Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаш (фломастер) и не съезжая с дорожки.
Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш (фломастер) отрывается не более двух раз.
Средний уровень – ребенок выполняет задание не совсем уверенно, допустимы 1-2 выхода за пределы дорожки.
Низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущая бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.
«Обведи рисунок»

Задание: Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш (фломастер) от бумаги.
Уровень выполнения высокий, если рисунок обведен точно по линиям, карандаш (фломастер) отрывался не более двух раз.
Средний уровень – есть небольшие неточности в выполнении задания, карандаш (фломастер) отрывался не более четырех раз.
Низкий – если ребенок часто отрывал карандаш от листа бумаги, обводил дважды, работал неуверенно, медленно.
«Нарисуй фигуры»
3238535560Задание: Нарисуй внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Уровень выполнения высокий, если ребенок смог нарисовать внутри большого квадрата 5 постепенно уменьшающихся квадратов (кругов, треугольников), а вокруг маленького – 5 постепенно увеличивающихся квадратов (кругов, треугольников), притом что стенки предыдущих фигур не соприкасаются, линии ровные, ученик работает быстро.
Уровень средний – если ребенок работает уверенно, смог нарисовать не менее 3 фигур на увеличение и не менее 3 фигур на уменьшение. Возможен единичный разрыв между линиями и единичное соприкасание.
Уровень низкий – ребенок смог нарисовать не более 2 фигур, линии дрожащие, частные отрывы, вопросы во время работы
«Срисуй фигуры»
012065
Задание: Нарисуй рядом точно такую же фигуру, максимально похожую на предложенную.
Уровень выполнения высокий, если ребенок смог нарисовать рядом такую же фигуру, притом что линии ровные, ученик работает быстро.
Уровень средний – если ребенок работает уверенно, смог нарисовать похожую фигуру. Возможен единичный разрыв между линиями и небольшая кривизна линий.
Уровень низкий – линии дрожащие, частные отрывы, вопросы во время работы, ребенок не смог нарисовать фигуру.
«Дорисуй картинку»
-1016030480
Задание: Дорисуй вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую.
Уровень выполнения высокий, если ребенок смог нарисовать рядом оставшуюся половину картинки, притом что линии ровные, ученик работает быстро, нет разрывов между линиями.
Уровень средний – если ребенок работает уверенно. Возможен единичный разрыв между линиями и небольшая кривизна линий, небольшое несоответствие между размерами левой и правой половины.
Уровень низкий – линии дрожащие, частые отрывы, вопросы во время работы, ребенок не смог дорисовать картинку.
«Нарисуй такую же фигуру»
Задание: Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам. Образец учителя раскрась цветным карандашом, не выходя за края.
Уровень выполнения высокий, если ребенок смог нарисовать рядом такую же фигуру, притом что линии ровные, ученик работает быстро и уверенно, количество клеток соблюдено правильно, линия, нарисованная учеником, соответствует линиям между клетками.
Уровень средний – если ребенок работает уверенно, но с небольшими неточностями. Возможен единичный разрыв между линиями и их небольшое несоответствие границам клеток.
Уровень низкий – линии неуверенные, частые отрывы, вопросы во время работы, ребенок не смог нарисовать похожую картинку, линии кривые, количество клеток в фигуре не соответствует изначальному количеству клеток.
Литература
Денискина, В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.
Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова –Челябинск : «Букватор», 2006. – 113 с.
Егормина, Л.М. Тифлографика [Текст] / Л.М. Егормина // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. Л.М. Шипицыной. –СПб. : Образование, 1995. С. 41 – 66.
Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Плаксина,Л.С. Сековец – М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2006. – 90 с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с.