Урок по музыке Музыкальный портрет 1 класс


Урок музыки №24 1 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойРаздел: «Музыка и ты»
Тема: «Музыкальный портрет»
Цель урока: Выяснить, что такое музыкальный портрет. Понять, как с помощью средств музыкальной выразительности музыка может нарисовать портрет героя.
Планируемые результаты:
Предметные
- Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии);
- Раскрыть изобразительные возможности музыки и поэзии;
-Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;
- Вызывать эмоциональный отклик на музыку П. И. Чайковского, Л.Моцарта, С.С.Прокофьева;
- Воплощать художественно- образное содержание и интонационно- мелодические особенности произведений в пении, слове, движении.
- Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
- Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома»
Л.Моцарт «Менуэт»
С.С.Прокофьев «Болтунья»
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
Беседа
Слушание музыки
Пение
Музыкально - пластическое интонирование
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Ход урока:
Организационный этап
Музыкальное приветствие:
- Добрый день, первый класс,
Очень рада видеть Вас!
- Добрый день, добрый день,
Заниматься нам не лень!
Актуализация знаний:
- Из чего состоит музыка? (из звуков)- Из каких звуков? (музыкальных)- Чем отличается музыкальный звук от обычного? (высотой).- Кто сочиняет музыку? (композитор) 
- Кто исполняет? (исполнитель). На чем можно исполнить музыку? (на инструменте или голосом)
- Для кого сочиняет композитор музыку, а исполнитель исполняет? (для слушателей)
- Что композитор старается передать своей музыкой слушателю? (свои мысли и чувства)Слушая музыку, мы стараемся «услышать» чувства и мысли, которые вкладывает композитор и передает исполнитель. Проблематизация:
Отгадайте загадки:
1.Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина,Или поле и шалаш,Обязательно картинаНазывается… (пейзаж)2.Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай, что это… (натюрморт)3.Если видишь, что с картиныСмотрит кто-нибудь на нас,Или принц в плаще старинном,Или в робе верхолаз,Лётчик или балерина,Или Колька, твой сосед,Обязательно картинаНазывается…(портрет)- Может ли картины рисовать музыка? (может). Приведите примеры («Зимнее утро» Чайковский, «Утро» Э.Григ).
- Значит, музыка может нарисовать пейзаж. А портрет музыка может нарисовать? (наверное может). Как узнать, кто изображен на музыкальном портрете? (затрудняемся ответить)Целеполагание:- Сегодня мы узнаем, как музыка рисует портреты и будем учиться определять, с помощью чего музыка их рисует.
Планирование:
- Чтобы мы достигли цели и пришли к хорошим результатам, мы с вами …
Послушаем музыку, изображающую чьи-то портреты.
Проанализируем музыку и определим, кто изображен и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы получился портрет.
Узнаем, какие бывают средства музыкальной выразительности.
Основная часть:- Давайте представим, что к нам в класс по очереди входят незнакомцы. Ваша задача – узнать кто они – обычные люди или персонажи сказок. Итак, первый портрет.Слушание «Баба – Яга» П.И. Чайковский- Как звучала музыка? (стремительно, решительно, с акцентами)- О ком она рассказала? (о сказочном персонаже)- Какой характер у этого незнакомца? (злой, недовольный, сердитый).- Кто бы это мог быть? (Баба-Яга).
- Кто исполнял музыку? (пианист на фортепиано)- Правильно, мы слушали музыкальный портрет П.И.Чайковского «Баба-Яга».Узнаем следующий музыкальный портрет.Слушание. «Менуэт» Л.Моцарт.- Как вы думаете, эта музыка современная или старинная? (старинная)- Она похожа на пес ню, марш или танец? (танцевальная) 
- Сколько людей исполняют этот танец? (двое). Почему так решили?- Правильно, многие старинные танцы исполнялись парами. Так как героев двое, то мы попробуем узнать о них побольше.Исполняется верхний голос – это первый герой.Исполняется нижний голос – это второй герой.- Какая из этих мелодий характеризует женщину, а какая – мужчину? Почему?- Какие черты характера присущи танцующим? (спокойствие, плавность движений)- Переговариваются ли они во время танца или молчат? О чем их беседа?- Чем заканчивается танец – согласием или конфликтом, ссорой?Этот старинный танец называется Менуэт. Его родина - Франция. Переводится как маленький, мелкий, маленький шаг. В 17 -18 веках был очень популярен.Сочинил «Менуэт» Леопольд Моцарт, отец знаменитого австрийского композитора В.А.Моцарта. Давайте попробуем некоторые движения танца выучить и станцевать.Разучивание танцевальных движений менуэта. 
И наконец, последний незнакомец, чей музыкальный портрет мы послушаем.Слушание. «Болтунья» С.С.Прокофьев. - Чей портрет вы услышали? (Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды)- О чем музыка вам рассказала? (она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе, была в классе старостой, и только Вовка называл ее болтуньей)- Как музыка изобразила характер девочки? (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее)Музыкальный портрет «Болтуньи» сочинил композитор С.С.Прокофьев. Подведение итогов:- Итак, мы угадали музыкальные портреты всех незнакомцев. Назовите их (Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья)
- Какие композиторы нарисовали портреты этих героев?
- Что помогло композиторам нарисовать портреты? (характер музыки, темп, динамика)Рефлексия- Какие герои вам больше всего понравились? Что наиболее ярко запомнилось?- Что больше всего понравилось?