урок литературы в 8 классе : Произведение Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»- житийный рассказ?

План-конспект открытого урока – исследования по литературе с использованием информационно- коммуникативных технологий.
Тема: Произведение Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»- житийный рассказ?
Учитель: Минеева Н. Ю.
Класс: 8 «А»
Дата: 30.01.2008

Цели урока:
Познакомить учащихся с « житийным рассказом»- одним из разновидностей рассказа.
Научить школьников анализу художественного произведения.
Формирование филологической компетентности: выделять особенности новеллистического жанра.
Воспитывать у учащихся патриотическое отношение к древнерусской литературе.

Оборудование:

1. Текст учебника;
2. Репродукция иконы «Сергий Радонежский»;
3. Портреты Б.К. Зайцева и К. Г. Паустовского.


Эпиграф к уроку:
Ничто в мире зря не делается.
Все имеет смысл.
О. Н. Михайлов
Ход урока:

Начало урока. Создание мотивационной ситуации.
Святой Сергий родился более шестисот лет назад, а умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в храм, мы обязательно увидим лик святого, как и всегда смиренно спокойный.
- Скажите, почему, сегодня в двадцать первом веке мы обращаемся вглубь веков? Восхищаемся поступками этих сильных и мудрых людей?
- Какой бы вы вопрос задали Сергию Радонежскому, если представилась возможность?

Слово учителя. Определение задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одной из разновидностей рассказа – «житийным рассказом» на примере произведения Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

Рассмотрим его композиционные особенности.
Произведем сравнительный анализ «житийного рассказа» «Преподобный Сергий Радонежский» с рассказом К. Г. Паустовского «Телеграмма».
Закрепим теоретические понятия по малому литературному жанру.
Познакомимся с особенностями жития.

Ученическое целеполагание:
Попробуйте ответить на вопрос: «Что будет важным на уроке для каждого из вас?»
Предполагаемые ответы учащихся:

Постичь и попытаться понять композиционные особенности житийного рассказа.
Правильно понимать древнерусский текст.
Осознать ценностный смысл теоретических понятий при анализе художественного произведения.
Уметь выражать свою мысль устно и письменно.
4. Вовлечение в тему.
Уже более ста лет на горизонте русской литературы тихо горят звезды
Б. К. Зайцева и К. Г. Паустовского. Это люди разных эпох, поколений, но их объединяет одно - любовь к литературе, русскому слову, рассказу как малой, но «ёмкой» эпической форме. Критики отмечали, что рассказ явился именно той формой, которая наилучшим образом отвечала художественным устремлениям двух писателей.
5. Литературное исследование.
Мы попытаемся ответить на вопрос: «Произведение Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» - житийный рассказ? С этой целью проведем литературоведческое исследование.
5.1. Этимологическая справка.
Если обратиться к этимологии слова «рассказ», то в самом широком смысле рассказом издавна назывался процесс устного народного повествования. В отличие от разговора, в котором участвовало несколько человек, рассказ ведет, как правило, один. Скрытый в современном литературном термине «рассказ» оттенок указывает на особое значение персоны рассказчика – повествователя.
-Что же за жанр рассказ, каковы его особенности?
Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы с вами и разгадаем.

5.2. Работа в группах (решение кроссворда).
Данный вид работы организован следующим образом:
первому ученику каждого ряда за первой партой выдается вариант кроссворда, отгадав слово, он передает листок следующему. Так до конца ряда.
Правильность решения кроссворда проверяется совместно. На экран проецируется слайд с ответами кроссворда.










1


2











к


з











у
3
р
а
с
с
к
а
з

2
д
е
т
а
л
ь

в











ь


я








1
к
о
м
п
о
з
и
ц
и
я







и


к











н


а











а












4

ц











4
э
п
и
г
р
а
ф








п

я

3










и

5

м










з

ч

а








5
н
о
в
е
л
л
а









д

х

ы












о

й












в










По горизонтали:
1. Расположение, построение всех частей произведения.
2. Одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер.
3. Малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из
жизни героя.
4. Слова (пословицы, цитаты) предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора.
5. Синоним слова «рассказ»
По вертикали:
1. Высшее напряжение в дей
·ствии художественного произведения.
2. Начальный момент в развитии событий.
3. Как называют жанр рассказа в зависимости от его объема?
4. Завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
5. Русский писатель, мастер рассказа. Ему принадлежат слова: «Краткость-сестра таланта».




5.3. Словарно-лексическая работа

Молодцы мы увидели, кто сильней в теории рассказа.
Но на уроке сегодня поговорим о некоторых разновидностях его - житие.
- Как вы понимаете это слово, что оно обозначает?
Житие – биографии светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью.
Канон – это есть закрепленные церковной и литературной традицией образцы жанра.
- В этих произведениях рассказывается о людях, которые своими делами, отношениями к людям заслужили, чтобы церковь их поминала и причислены они к ликам святых. Одним из таких людей и был преподобный Сергий Радонежский, которому и посвящен рассказ Б.Зайцева
-Что же за личность Сергий Радонежский?
6. Индивидуальное задание.
1. Сообщение ученика о личности и делах Сергия Радонежского.
(Ответ сопровождается демонстрацией слайдов с репродукциями икон, изображающих Преподобного Сергия Радонежского.)
2. . Сообщение ученика.
Историческая обстановка времени, в которое жил Преподобный.
7. Самостоятельная работа в тетрадях.
-Чтобы наше исследование было продуктивным мы с вами должны ответить на ряд вопросов (письменно в тетрадях). Вопросы демонстрируются на экране.

1. Сколько действующих лиц в рассказе «Преподобный Сергий Радонежский»?
2. Какой период времени охватывают изображаемые события?
3. Большую ли нагрузку несёт деталь (если да, то какую?)
4. Характер героя показан уже сложившимся или в развитии?
5. Вводит ли автор в рассказ различного рода описания?
6. Какое значение на страницах рассказа автор уделяет речи (монологическая или диалогическая)?
7. Какова, на ваш взгляд, композиция рассказа?
-Вы ответили на вопросы, молодцы! Пусть где-то не совсем верно, а некоторые вопросы вызвали у вас затруднение. Теперь мы попробуем систематизировать ваши ответы и выявить особенности рассказа
Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» в сравнении с особенностями классического рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», изученного ранее.
8. Аналитическое чтение текста учебника.
Особенности рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Особенности рассказа Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

1.Малое число действующих лиц.
1. Достаточно большое число действующих лиц.

2. Кратковременность изображаемых событий.
2. Последовательное эпическое повествование о большом отрезке человеческой жизни.

3. Имеет начало и конец.
3. Имеет начало и конец.

4. Рассказывается об отдельном событии из жизни человека.
4. Отсутствие попытки дать эпизод.

5. Большую художественную нагрузку несёт деталь.
5. Использование художественно-выразительных средств.

6. Характер героя показан уже сложившимся.
6. Характер героя показан в развитии (становление героя)

7. Вводятся различные описания.
7. Большое место отводится описанию природы, но нет подробного описания наружности действующих лиц.

8. Речь, как правило, диалогическая, эмоционально-окрашенная.
8. Минимальное использование диалога.

9. Свободная и емкая композиция.
9. Композиция закреплённая, строится по своим правилам



9. Заключительное слово учителя.
Главное назначение жития - назидательное, поучительное: жизнь и подвиги святого рассматриваются как пример для подражания.
Второе назначение жития – занимательность изложения.
Третья цель жития – историческая, может рассказать об основании монастыря или история построения храма. Человеческую судьбу определяет Бог: именно от его решения зависит всё, что происходит с главным героем.
Мы отметили, что одной из особенностей этого рассказа считается отсутствие попытки дать эпизод.
10. Рефлексия.
- Как вы понимаете слова писателя, данные в эпиграфе к сегодняшнему уроку?
- Нужны ли произведения подобного рода в наши дни?
- Вы можете применить данные слова к себе? Объясните свой ответ.
- Могут ли в наше время создаваться произведения подобного жанра?
- Сегодня телеканал «Россия» объявил проект «Имя Россия». Кто из претендентов данного проекта, на ваш взгляд, заслуживает, чтобы о нем написали житие?
11. Домашнее задание.
Творческая работа.
Написать «житийный рассказ», героем которого будет реальное историческое лицо.