Разработка программы кружка Особо охраняемые природные территории на примере Сунтарского улуса


Данилова Екатерина Егоровна,
учитель биологии и химии
I категории МБОУ «Хаданская СОШ»
Сунтарского улуса
Республики Саха (Якутия)
Разработка программы кружка «Особо охраняемые природные территории» на примере Сунтарского улуса для учащихся основной школы
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации кружковой работы по биологии для учащихся 6-7 классов основной школы, рассчитана на 24 часа.
Особенностью данной программы является ориентация учащихся на изучение природы своего родного края. Она разработана с учетом интересов учащихся, поможет им закрепить знания по многим вопросам школьного курса биологии, научит лучше понимать и любить природу своего края, позволит проявлять доброе отношение, сочувствие к живым организмам.
Цель кружкового занятия: заинтересовать учащихся биологией, закрепить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования.
Задачи:
Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний о природе родного края;
Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования;
Рассказать о ООПТ Сунтарского улуса, определить значение ООПТ;
Познакомить с основными растениями и животными Сунтарского улуса, которые занесены в Красную книгу;
Воспитание бережного отношения к природе;
Для повышения и использования полученных знаний учащимися, в основу работы кружка «Особо охраняемые природные территории» положены не только теоретические, но и практические занятия, которым отводится большая часть времени, а также научно-исследовательская работа учащихся, позволяющая обучать их методам исследования местной флоры и фауны. Такая деятельность научит глубже увидеть взаимодействие природных и антропогеновых факторов, положительное и отрицательное влияние человека на природу, поможет составлять прогнозы состояния природы на местном уровне, в масштабах своего региона, своей страны. Значительное место в программе уделено экскурсиям в природу, что позволит детям пребывать на свежем воздухе для сохранения здоровья, вести творческие наблюдения за природой, делать соответствующие выводы и заключения.
Немаловажное значение придается занимательным и интеллектуальным играм.
На занятиях предусмотрено использование краеведческих наглядных материалов, видеофильмов, фотографий, Интернет-ресурсов, компьютерных программ, современных образовательных технологий. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы родного края, понять необходимость ее охраны, и бережного отношения.
При составлении программы использованы принципы:
принцип доступности материала (от известного к неизвестному);
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности материала (преемственности);
принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.);
Главные направления программы «Особо охраняемые природные территории»:
- изучение школьниками растительного и животного мира Сунтарского улуса;
- получение навыков самостоятельной работы в природе, в том числе
навыки исследовательской работы;
- пропаганда охраны природы родного края.
Актуальность программы обусловлена возрастанием необходимости в познании природы родного края, потребность в ее охране. .Формы и методы обучения.
Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).
Наблюдение.
Экскурсия
Наглядный метод (демонстрация опытов, наглядного материала)
Исследование.
Эвристическая беседа
Практические и лабораторные работы
Прогнозируемые результаты:
обучающиеся должны:
знать:
- основные теоретические понятия по биологии;
-особо охраняемые природные территории Сунтарского улуса;
- номенклатуру растений и животных Сунтарского улуса, их биологические особенности;
- о значении живых организмов в природе и жизни человека;
- законы об охране природы;
уметь:
- вести наблюдения за изменениями в природе;
- проводить исследования и их обработку;
- представлять свои работы сверстникам.
смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
- бережно относиться к живым существам;
- соблюдать правила поведения в природе.
Формы контроля:
Выставки;
Фоторепортажи;
Викторины;
Творческие индивидуальные и групповые задания;
Компьютерные презентации;
В содержание программы вошли доступные возрасту и подготовке учащихся опыты и наблюдения, ориентировка на местности в окружающей среде, проведение простейших фенологических наблюдений и др.
Работа кружка проводится систематически, по определенному графику, с добровольным, но постоянным составом учащихся. Распределение времени на проведение внеклассных занятий указано ориентировочно, так как в течение года по обстоятельствам и усмотрению учитель может вносить свои корректировки.
Учебно-тематический план
№ п/пТема
1 Введение. Работа по атласу. Составление маршрута
2 1 маршрут Ресурсный резерват « Кемпендяй»
3 2 маршрут «Село Хоро»
4 3 маршрут Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н.Андреева
5 4 маршрут Ресурсный резерват «Бордон»
6 5 маршрут Улусный резерват «Ыгыатта»
7 6 маршрут Ресурсный резерват «Очума»
8 7 маршрут Особо охраняемая зона республиканского значения «Коса Соколиная» с. Крестях
9 8 маршрут Памятник природы «Абааhы бала5ана» в с. Тенкя10 9 маршрут Музейный комплекс в с. Тойбохой11 10 маршрут Ресурсный резерват «Ергеджей»
12 Анализ проделанных работ, дневников наблюдений. Выбор темы выступления, подготовка к выступлению
13 Защита работ по презентациям
ИТОГО
Содержание курса
Введение (1 час)
Цели и задачи кружка. Значение биологического кружка. Работа по контурным картам. Составление маршрута обследования.
Маршрут 1. Ресурсный резерват « Кемпендяй» (2 часа)
Достопримечательности. Месторождение соли. Цеолит. Добыча бурого угля. Животные занесенные в Красную книгу (орлан-белохвост, лебедь-кликун, соболь, росомаха, рысь, виды рыб)
Экскурсии: Озеро Муосаны, каменная соль, гора Хонгуру богатая цеолитом
Практические работы:
Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) местности.
Посещение соляной штольни. Взятие образцов.
Анализ вод карстовых озер
Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по заповеднику родного края, совершенном учащимся.
Творческое задание
Написать рецепт лечения кемпендяйской солью (из рассказов родителей, пометок в журналах)
Маршрут 2. «Село Хоро» (1 час)
Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Горные породы, их происхождение, их определение. Флора и фауна данной территории. Археологические раскопки.
Экскурсии:
1. Памятник природы республиканского значения «Динозавр», экологические лагеря на местности
Практическая работа:
Знакомство с работами экологических лагерей.
Маршрут 3. Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н.Андреева (1 час)
Посещение музея
Составление фотоальбома диковинных растений Эльгяйского наслега
Рассказы сотрудников музея о жизни Б.Н.Андреева, о создании музея
Маршрут 4. Ресурсный резерват «Бордон» (1 час)
Флора и фауна резервата. Животные занесенные в Красную книгу (росомаха, рысь, соболь, таймень, ленок, осетр, сиг). История создания резервата. Анализ вод.
Творческое задание
Составление фотоальбома данного маршрута, встречи с интересными людьми.
Маршрут 5. Улусный резерват «Ыгыатта» (1 час)
Географическое положение, охрана исчезающих видов животных
Маршрут 6. Ресурсный резерват «Очума» (3 часа)
Географическое положение. Анализ вод озера «Очума». Характеристика озера. Местные водные растения и животные. Меры по охране исчезающих видов животных. Охрана черного журавля.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа о местных источниках и водоёмах. Легенды, предания.
Экскурсии, походы:
1.Изучение местных водных растений и животных.
Маршрут 7. Особо охраняемая зона республиканского значения «Коса Соколиная» с. Крестях (2 часа)
Достопримечательности данных географических объектов. Исторические особенности.
Практическая работа
Изучение объекта на экскурсии и описание его по плану. Анализ вод
Лекции
Нахождение первого алмаза
Маршрут 8. Памятник природы «Абааhы бала5ана» в с. Тенкя (1 час)
Достопримечательности данных географических объектов. Исторические особенности.
Практическая работа:
Конкурс плакатов, составление фотоальбома, обмен впечатлениями
Маршрут 9. Музейный комплекс в с. Тойбохой (1 час)
Географическое положение. Краеведческий музей. Растительный и животный мир района: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Охрана местных растений и животных. Занятия населения.
Встречи с интересными людьми, интервью: работники музея
Маршрут 10. Ресурсный резерват «Ергеджей» (3 часа)
Посещение ледяной горы
Экстремальный туризм: Сплав по реке. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Местные водные растения и животные.
Экскурсии, походы:
1.Изучение местных водных растений и животных.
2. Создание фотоальбома
3. Анализ вод местности.
4. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки.
5. Составление икебаны из местных растений.
6. Определение местных растений по гербарию.
7. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!».
Анализ собранного материала. Подготовка к выступлению (6 часов)
Результаты дневников наблюдений. Выбор темы выступлений.
Защита проделанных работ в виде презентаций, докладов, стендов (1 час)
2.3 Методика организации работы кружка по биологии «Особо охраняемые природные территории» для учащихся основной школы
Учитель повседневно ищет ответы на вопросы: как повысить интерес учащихся к урокам биологии? Каким образом на уроках биологии организовать поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными, преодолеть разрывы и провалы между разделами курса? Как построить в сознании школьников стройную картину организации и эволюции жизни…(Комиссаров, 1991)
Несомненно, одним из первоначальных методов решения проблемы являются внеклассные занятия по биологии.
При проведении данного кружка «Особо охраняемые природные территории» нами ставились следующие задачи:
Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний о природе родного края.
Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
Рассказать о ООПТ Сунтарского улуса, определить значение ООПТ.
Познакомить с основными растениями и животными Сунтарского улуса, занесенными в Красную книгу;
Воспитание бережного отношения к природе;
Чтобы решить эти задачи мы провели 34 занятия. Предлагаем рассмотреть из них 3 занятия: вводное, резерват «Кемпендяй». Учитель по-своему может добавить материалы, изменить ход занятия или предложить свои.
Занятие 1.
Введение (1 час)
Цели и задачи кружка. Значение биологического кружка. Работа по контурным картам. Составление маршрута обследования.
Цель программы: заинтересовать учащихся биологией, расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования.
Задачи:
Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний о природе родного края.
Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
Рассказать о ООПТ Сунтарского улуса, определить значение ООПТ.
Познакомить с основными растениями и животными Сунтарского занесенными в Красную книгу;
Воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование: контурные карты, атлас Якутии, Сунтарского улуса, карандаши, тетради, презентация «ООПТ Якутии»Ход занятия:
Учитель: знаете ли вы что такое особо охраняемые территории?
Ответы учащихся:
Слово учителя.
На территории всей России много заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы. В Якутии природные парки, природные памятники называются по-другому.
Природные парки (аан айылгылар)
1. Природные парки включают особо охраняемые законом территории, редкие ландшафты, имеющие экологическое, нравственно-воспитательное, рекреационное и научное значение, среду обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, проведения обрядов, обычаев и традиционных верований коренных народов Севера, туризма, экскурсий, способствующие экологическому просвещению населения.
2. Территория природного парка состоит из следующих зон:
-заповедная зона (тыытыллыбат сирдэр) - места, где запрещены все виды хозяйственной и рекреационной деятельности;
-священные места (ытык сирдэр) - места проведения традиционных народных ритуалов;
-зона ограниченной рекреационной деятельности - места, где разрешается посещение строго регулируемого количества людей;
-зона активной рекреационной деятельности - места познавательного туризма для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями природного парка, а также для отдыха;
-зона традиционного природопользования (терут сирдэр - этнические территории) - места, где запрещено промышленное освоение, запрещен или ограничен проезд транспортных средств, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных народов и сохранение традиционного образа их жизни;
-зона искусственного содержания и разведения редких и исчезающих видов животных;
-охраняемая историческая или археологическая зона.
3. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения и находятся в ведении специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
4. При создании природного парка производится частичное изъятие земельных и водных участков, недр и биологических ресурсов из хозяйственного использования, кроме земель зоны традиционного природопользования (этнические территории - терут сирдэр).
Ресурсные резерваты (эркээйи сирдэр)
1. Ресурсные резерваты создаются в целях:
-сохранения природных ресурсов данной территории для будущих поколений;
2. Ресурсные резерваты состоят из одной или сочетания следующих зон:
-зона абсолютного покоя (тыытыллыбат сирдэр) - место, где запрещены все виды человеческой деятельности;
-священные земли (ытык сирдэр);
-зона лицензионного изъятия биологических ресурсов;
зона сезонного запрета изъятия природных ресурсов;
-зона традиционного природопользования.
3. Ресурсные резерваты могут быть как республиканского, так и местного значения.
Охраняемые ландшафты (улуу туелбэлэр)
1. Охраняемые ландшафты это участки земли и водной поверхности с целью сохранения природных ландшафтов (долины рек, аласы, озера, лесные массивы, горы).
Памятники природы (айыл5а мэнэлэрэ)
1. Памятники природы - редкие или уникальные природные объекты экологического, научного, исторического и культурного значения.
2. Памятники природы занимают относительно небольшие площади.
Ботанические сады
1. Ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Сакральные природные объекты
1. Сакральный природный объект - почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, ключи, скалы, холмы и другие), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и одновременно элементами культурного наследия этносов, имеющие значение как особые места единения человека с природой.
2. На территории сакрального природного объекта исключаются раскопки, коллектирование, взятие проб или другое вмешательство, влекущее нарушение естественного состояния сакрального природного объекта или его территории при изучении памятников истории, археологии, палеонтологии или иных памятников (объектов), представляющих научный интерес.
3. Охрана сакральных природных объектов осуществляется при полном согласии и поддержке людей, сохраняющих традицию почитания данных объектов и соблюдающих соответствующие обычаи.
На особо охраняемых природных территориях категорически запрещается:
-разработка полезных ископаемых;
-гидротехнические, мелиоративные работы;
-использование химических средств защиты растений и минеральных удобрений;
-рубка главного пользования;
-строительство и размещение промышленных объектов, высоковольтных линий, магистральных трубопроводов, автомобильных дорог;
-промышленное рыболовство, промышленная заготовка мяса диких животных и пушнины.
Люди уничтожают целые природные сообщества: вырубают леса, осушают болота, распахивают луга. Поэтому возникла необходимость сохранить природу для будущих поколений, защитить ее от неразумной хозяйственной деятельности человека, которая приводит к безвозвратной потере многих видов растений и животных. Важный шаг на пути спасения природы – выделение территорий, где растительный и животный мир, среда их обитания сохраняются в неприкосновенности, в диком виде, т.е. создание заповедников, заказников, ботанических садов, национальных парков.
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, где не допускается хозяйственная деятельность человека или она ограничена.
В нашем Сунтарском улусе тоже есть особо охраняемые природные территории – это ресурсные резерваты. Они составляют 26% от территории улуса.
Ресурсные резерваты
Название резервата и других охраняемых территорий Значение охраняемой территории Площадь, кв.км
БордонРеспубликанское 525,0
КемпендяйРеспубликанское 5211,8
Коса Соколиная Республиканское 76,0
ОчумаРеспубликанское 7868,1
ЫгыаттаУлусное 30,1
ЭргедейУлусное 2118,0
Задание для учащихся:
На следующем занятии мы проведем экспедицию по резерватам нашего улуса.
А сейчас давайте возьмем карандаши и отметим на контурной карте расположение резерватов
Отметьте наиболее удобный маршрут нашей экспедиции
Заключение
Подошло к концу наше первое путешествие по ООПТ  России  и Якутии
А теперь каждый из вас скажет , что он взял с сегодняшнего занятия:
Рефлексия
 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала…
было интересно…
я поняла, что…
меня удивило…
мне захотелось…
я попробую…
Занятие 2
Тема: Ресурсный резерват « Кемпендяй»
Цель:
-рассказать о резервате «Кемпендяй»;
-описать животных, занесенных в Красную книгу;
-рассказать о полезных ископаемых Кемпендяй (каменная соль, цеолит)
Оборудование занятия:
Презентация резервата «Кемпендяй», презентация «Красная книга», карта полезных ископаемых Сунтарского улуса
Экскурсии: Озеро Муосаны, соляная штольня, гора Хонгуру богатая цеолитом
Практические работы:
Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) местности.
Посещение соляной штольни. Взятие образцов.
Анализ вод карстовых озер
Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по заповеднику родного края, совершенном учащимся.
Творческое задание
Написать рецепт лечения кемпендяйской солью (из рассказов родителей, пометок в журналах)
Ход занятия:
Слово учителя. Ресурсный резерват Кемпендяй находится на северо-востоке улуса на границе с Верхневилюйским и Олекминским улусами. Это второй по размерам резерват, на его территории охраняются ценные древесные породы. Район резервата является одним из живописнейших уголков природы. Здесь находятся уникальные природные объекты: озера карстового происхождения; соляно-купольные структуры; соляные источники и озера, в частности озера Большой Рассол, Малый Рассол, Мохсоголлох. Заслуживающими внимание достопримечательными природными объектами ресурсного резервата являются: группы карстовых озер Муосаны и Чайынгда; причудливые денудационные останцы, как гора Хонгуру, где на скалах имеются древние рисунки; минерализованная река Кемпендяй. Озера этого района имеют особый статус уникальных природных объектов Республики Саха. (презентация)
Задание для учащихся:
-отметьте на карте резерват;
-перечислите животных резервата, занесенных в Красную книгу;
Ответы учащихся.
Рассказ учителя. Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов — их инвентаризация и учёт, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы, ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30—35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц. Однако сведения были или слишком лаконичны и содержали лишь перечень редких видов, или, напротив, очень громоздки, поскольку включали все имеющиеся данные по биологии и излагали историческую картину сокращения их ареалов. (презентация)
Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.
Красная книга Якутии опубликована в1986 году. Под охрану Красной книги взято 66 видов и подвидов животных, в том числе 50 видов птиц, 16 видов млекопитающих.
Индивидуальная работа. Нахождение и классификация животных резервата «Кемпендяй»
Работа с интернет-ресурсом. Нахождение изображений животных, краткая характеристика к ним. (презентация, слайд)
Подведение итогов занятия.
Занятие 3
Тема: Полезные ископаемые резервата «Кемпендяй»
Цель: Ознакомление с полезными ископаемыми резервата
Оборудование: презентация, образцы каменной соли, цеолита, бурого угля
Ход занятия.
Учитель. Вы уже знаете на карте расположение резервата. Посмотрите карту природных ископаемых и скажите какими природными ископаемыми богат Кемпендяй?
Учащиеся. Соль
Учитель. Правильно. А еще на территории Кемпендяя добывают цеолит и бурый уголь. (презентация)
К настоящему времени на территории Западной Якутии научно обосновано открытие крупнейшего в России по прогнозным запасам (порядка 3,5 млрд т) нового Кемпендяйского цеолитоносного района, в пределах которого известны месторождения Хонгуруу, Улахан-Уоттаах, Сорос и Чучуба с прогнозными запасами в 111 млн т. Кемпендяйский цеолитоносный может обеспечить нужды республики в цеолитовом сырье в течение многих столетий.
Месторождения каменной соли на территории Западной Якутии известны давно. Особенно месторождения соли в Сунтарском районе. Их еще в 1736 г. исследовал географ-путешественник С. Крашенинников, известный своими исследованиями Камчатки. Мощные соляные пласты залегают на большей части территории Сунтарского и Ленского районов. В Сунтарском районе по р. Кемпендяйке соль в виде соляных куполов иногда выходит на поверхность, но здесь она сильно засорена различными примесями (месторождения Кемпендяйское, Кюндяй, Кыгыл-Тус). В 1962 г. Ботуобинской экспедицией были проведены разведочные работы на местности Кыгыл-Туус, в результате работ которой суммарные запасы каменной соли утверждены в количестве около 2,5 млн т. Запасы рассолов и поваренной соли Кемпендяйских и Багинских соляных источников составляют 108,9 тыс. т, причем учитывались дебиты только крупных источников. На Кемпендяйском месторождении работает соляной завод, где добывается кормовая и техническая соль, и который обеспечивает 7% всех потребностей республики.
Учитель. Как обозначается на карте месторождения каменной соли, угля?
Ребята, а что же такое цеолит и как он образуется? (слайд, презентация)
Пепел вулканический
(процесс цеолитизации)
Цеолитовый туф
(погружение-действие давления и температуры)
Кварц, полевой шпат
Цеолиты – метастабильные минералы, то есть существующие ограниченное геологическое время. (показ образцов минералов, соли и бурого угля)
Практическая работа. Опишите минералы, заполнив таблицу
Знак на карте Цвет минерала Свойства Применение
Каменная соль Цеолит (галит) Бурый уголь Работа по парам.
Лабораторная работа.
Известно, что кемпендяйская соль имеет очень высокую концентрацию и на 98% состоит из поваренной соли. А теперь рассмотрим, как на протяжении нескольких столетий соледобытчики очищали соль от разных примесей. Этот способ чистки назывался «варкой соли». Конечно, в то время не было такого оборудования, как у нас, но принцип очистки остался прежним.
На демонстрационном столе проводим работу по очистке загрязненной поваренной соли, состоящей из трех этапов:
Растворение загрязненной соли.
Очистка раствора при помощи фильтрования.
Выпаривание раствора.
Делаем выводы и записываем в тетрадь.
Творческое задание. Написать рецепт лечения кемпендяйской солью.
Внеклассные занятия пробуждают у ребят познавательные интересы, развивают мыслительные способности, помогают овладеть практическими умениями и навыками.
Использованная литература:
Бондарук М.М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах (5-11 классы). – Волгоград: «Учитель», 2005.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: «Просвещение», 1983.
Верзилин Н. М., Корсунская В. М. - М.: «Просвещение» 1983. - с. 311
Всесвятский Б.В. Общая методика биологии: учебное пособие для педагогических институтов.-М.,1960.-330с.
Елизарова М. Е. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир (2-3 классы). – Волгоград: «Учитель», 2006
Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: «Лицей», 2005.
Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.- М.: Просвещение, 1985.
Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике проведения биологии.-М.: Просвещение, 1984.
Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: «Учитель», 2004.
Косарева Н.И. Внеклассная работа по биологии. - Владимир, 1974.
Константинов В.М. Биология: 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. Современный урок биологии. – М.: Просвещение, 1985.
Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007.
Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В.,Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. – М.: «Просвещение», 1980. Воспитания учащихся на уроке.// Биология в школе.-М.:-1993-№1
Пакулова В.М., Шманаева Т.Н. Кружковая работа как средство трудового воспитания учащихся. //Биология в школе. – М.: - 1993- №1
Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке. //Биология в школе. – М.: - 1990- №6
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки.- М.:ВАКО,2006.
Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Розенштейн А.М., Пугал Н.А. Использование средств обучения на уроках биологии. – М.: Просвещение, 1989.
Самкова В.А. Программа кружка для учащихся 8-9 классов // Биология в школе. – М.:-2001-№3
Сидоров Б.И. Животные, занесенные в Красную книгу Якутии. – Якутск.: Бичик, 2004.
Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии (методическое пособие). – М.: «ТЦ Сфера», 2005.
Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. – М.: Просвещение,1979.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1954. – т. 2. – с.111
Фролов В.И., Уаров В.Ф. Полезные ископаемые Якутии и области их применения: Краткий справочник. – Якутск.: Бичик, 2005
Шарова И. Х., Мосалов А. А. Биология. Внеклассная работа по зоологии. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004
Широких Д.П., Нога Г. С. Методика преподавания биологии. – М., 1980. – с.159.
users.kpi.kharkov.ua