конспект урока по теме Путешествие по следам Великого шелкового пути

«Цаганаманская общеобразовательная средняя школа №2»
Интегрированный урок "Путешествие по следам Великого шелкового пути"
Учитель математики Тельмеева В.О., учитель географии Микиткеева В.С
с.Цаган Аман 2010 г.


Интегрированный урок «Путешествие по следам Великого Шелкового пути»
Цели урока:
повторение основополагающих тем 6 класса: по географии
«Географические карты», «Географические координаты», «Масштаб»; по математике: «Действия с числами с разными знаками»,
«Пропорции», «Решение уравнений», «Координатная плоскость», «Действия с обыкновенными и десятичными дробями» и др.
расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приоритетных межпредметных компетенциях;
расширение знаний по истории своей родины, уважения ее;
повышение любознательности учащихся, стремления к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,
настенная политическая карта мира, у каждого учащегося атлас по географии 6 класса.
Ход урока
Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденный за год темы по математике и географии. Подведем итога сразу по двум предметам. Убедимся в том, что они тесно сзязаны между собой. В процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.
Учитель географии: Сегодняшний наш урок называется «Математическая география или путешествие по маршруту Великого Шелкового пути». С 13 мая по 31 октября 2010 г. прошел 2 этап Международной научной экспедиции «По следам Великого шелкового пути», посвященного знаменательному юбилею - 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Итак, в путь!
География, как известно, начинается с карты. Давайте и мы обратимся к карте. Экспедиция проходит по следующему маршруту: Монголия - Республика Алтай - Алтайский край
Новосибирская область - Омская область - Тюменская область, Курганская область - Челябинская область - Республика Башкортостан - Оренбургская область - Самарская область - Саратовская область - Волгоградская область - Астраханская - Республика Калмыкия.
Стартует экспедиция с города Улан-Батора. Определим
географические координаты этого города. Но сначала вспомним, что такое географические координаты?
(широта и долгота).
Что называется географической широтой? (расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах)
Какой бывает географическая широта? ( северный и южный)
Какова широта Улан-Батора? (48 градусов северной широты)
Первый слайд: фотографии с видом Улан-Батора; карта маршрута.
Что называется и какой бывает географическая долгота? (расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженная в градусах)
Определим долготу Улан-Батора (106 градусов восточной долготы)
Задание 1. Проделайте аналогичную работу с городом, являющимся столицей Калмыкии, Проверьте себя (устная проверка 46 градусов северной широты, 44 градуса восточной долготы).
Второй слайд: фотографии с видом Элисты
Учитель математики: А известно ли вам, как называется местность, где
находится Элиста?
Задание 2. Решив примеры 1 - 6 и найдя по таблице - ключу нужно соответствие вы это узнаете. Считаем устно.
1.18 = 3 у+ 3 4.-60 : 12 х 16-120 : (-4)
2. 2 : 3 = х : 12 5. в: 0,2 =1/6
3.27-50 6.5/6- 17/21
Третий слайд: Проверка устного счета, слово Ергеня
Учитель математики: Мы повторили определение географических
координат, а в математике нам тоже координаты встречались.
Задание 3. По заданным координатам постройте точки и последовательно их соедините, и назовите получившееся животное. См. n./p. 1
Четвертый слайд: На координатной плоскости появляется точки и
изображением верблюда.
Учитель математики: Так как путешествовать нам придется на
верблюдах. Давайте узнаем подробнее об этом «средстве передвижения» с помощью математических знаний.
Их называют кораблями пустыни. Почему?
Перед началом очередного путешествия верблюд только и делает, что есть и пьет. Он есть так много, что на спине появляется горб весом до 45 кг., который является жировой кладовой; кроме того, он может пить воду про запас и хранить воду в специальном отделении своего желудка.
Учитель географии: Какие ассоциации возникают у вас когда звучит
Слово «Монголия» {ученики называют, учитель направляет беседу)
Пятый слайд: карта Монголии, флаг, герб.
А какие ассоциации возникает у вас, когда вы слышите «город Элиста»
Россия, ансамбль «Тюльпан», «Ойраты», «Лотос», верблюды, Кугультинов Д.Н.
270 лет Юстинскому району, 70 лет Цаган Аману и т.п.
Шестой слайд: Карта Калмыкии, флаг, герб.
Учитель географии: Основная характеристика любой страны - величина ее
территории или площадь. Есть большие страны, есть маленькие. Как их называют микрогосударства площадью всего несколько гектаров. Таков, например Ватикан. А какое место по площади среди перечисленных стран занимает Россия, Монголия?
Учитель математики: Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, давайте
поработаем с таблицей.
Задание 4. Расставьте страны в порядке убывания площади. Определите какое место занимает Монголия, Россия.
Седьмой слайд: Таблица
Учитель математики: Ну что же, путешествие проходит удачно. Мы узнали
много нового о двух странах. Давайте рассмотрим маршрут нашего передвижения, (по настенной карте) Сначала преодолеем расстояние от Улан-Батора до города Ташанта Республики Алтай.
Как узнать какое расстояние мы проедем (с помощью масштаба карты)
Что называется масштабом? (Масштаб - это дробь числитель который всегда единица, а знаменатель число показывающее во сколько раз все расстояния уменьшены при перенесении на карту)
Каков масштаб данной карты? (1:25000000)
Что он означает? (что 1 см. на карте соответствует 25 млн см. на местности)
В каком виде он дан? (в численном)
Переведите масштаб в именованный вид. (в 1 см - 250 км.)
Как с помощью масштаба можно измерить расстояние между городами? (измерить расстояние на карте линейкой, а затем, зная именованный масштаб перевести его километры)
Задание 5. Измерьте расстояние от Улан-Батора до Ташанта и посчитайте, сколько километров нам предстоит проехать, (один ученик выполняет задание на доске)
Ученик: 6,1 см расстояние на карте, в каждом см. - 250 км.
Значит, 6,1 х 250 = 1530 км.
Задание 6. Маршрут протяженностью 1530 км. Экспедиция должна
пройти за 49 дней. Сколько км. в день они должны проходить? Ответ округлите до десятых.
Ученик: 1530 км : 49 дней = 31,2 км. в день.
Задание 7. Общая протяженность маршрута от старта до финиша в городе Элиста - 6392 км., общее время пути - 172 дня. Какова средняя скорость движения каравана? Ответ округлите до целых.
Ученик: 6392 : 172 = 37,16... = 37 км. в день Восьмой слайд: Караван верблюда
Учитель географии: Одной из главных задач каравана является знакомство с культурой, с традициями религии, национальной самобытности народа. Поэтому в пути нас ждут интересные встречи, знакомство с музеями, соборами и достопримечательностями многих областей России. Во всех городах побывать мы не сможем, но некоторые мы посетим. Название, одной из красивейших музеев мы узнаем, решив следующие примеры:
Задание 9: Решите устно примеры и прочитайте название Кремля в Тюменской области. См. пр. 2.
Девятый слайд: Таблица с ответами, слово «Тобольский»
Десятый слайд: Фотографии Тобольского Кремля.
Учитель географии: И вот мь: уже у наших соседей в Волгограде.
Здесь мы можем увидеть знаменитый комплекс «Мамаев Курган» - памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Главный монумент «Мать-Родина»
Одиннадцатый слайд: Мамаез-курган
Задание 10: см пр.3
Учитель математики: Общая высота грандиозного памятника 85 м., вес 8000 тонн. Для сравнения: Американская «Статуя-Свободы» в высоту всего 46 м., от подножия Мамаева-Кургана к постаменту памятника ведут 200 гранитных ступеней. Сам холм огромная братская могила, гдг похоронены 34 тысяч воинов - защитников Сталинграда.
Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами виртуально прошли по
маршруту экспедиции Великого шелкового пути, который не только проведут историкоэтнографические, научные исследования, но и информирует и пропагандирует в регионах Российской Федерации и Монголии празднование 400-летие
добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской Федерации. Руководитель Конюхов Ф.Ф. - исследователь-путешественник. А теперь подведем итога нашего урока. И еще раз полюбуемся видами двух столиц. И, пожалуйста, отправляясь в путешествие не забудьте прихватить географию и математику!
Двенадцатый слайд: текст: «Приятных путешествий с географией
и математикой