Урок-виртуальная экскурсия на тему: «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»


Урок №1
Тема «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
Цель – знакомство с природоохранными мероприятиями и ООПТ России.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с основными терминами: «Охрана природы», « Особо охраняемые природные территории»;
- ознакомление с принципами и мероприятиями по охране природы;
- характеристика различных видов ООПТ;
- формирование осознанной ответственности человека во взаимоотношениях с окружающей средой.
Развивающие: продолжить работу над формированием умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, сопоставлять, совершенствование поисковых навыков.
Воспитывающие: продолжить работу над формированием бережного отношения к природе, ответственного отношения к учебе.
Тип и вид урока: Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с интернет - ресурсами, фронтальный опрос, фронтальная беседа.
Оборудование: компьютерный класс с доступом в интернет.
Ход Урока.
Этап Содержание, методы, методические приемы
1. Организационный момент – 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
2. Подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся.
Тема урока «Охрана природы и особо охраняемые природные территории России»
Запись темы учениками в тетрадь
Основные вопросы урока:
Значение особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
Мероприятия по охране природы, основные законодательные акты, направленные на охрану природы в России
Виды ООПТ
Наиболее известные ООПТ России, их значение
4. Изучение новой темы 1. Значение ООПТ
Актуализация знаний в форме беседы:
В настоящее время отмечается интенсификация использования природных богатств, результат – нарушение равновесия природной среды, т.к. процессы восстановления, протекающие в природе намного медленнее разрушительной деятельности человека.
Беседа
В условиях современного техногенного общества наиболее разрушительное действие на природу оказывает загрязнение. В чём оно проявляется?
Обсуждение вопроса, подведение итогов: загрязнение окружающей среды - привнесение или возникновение тех или иных веществ, тел, источников энергии, биологических организмов, неблагоприятно воздействующих на здоровье человека, состояние природных ресурсов, материальные объекты общества.
Рассказ:
В настоящее время биологические системы не справляются с техногенной нагрузкой и, как следствие – исчезновение некоторых видов растений, животных, микроорганизмов, грибов. Во всех наших экономических бедах, политических распрях и национальных претензиях мы порой теряем здравый смысл, забывая, что все мы являемся пассажирами одной лодки. С каждым годом сравнение планеты Земля с лодкой выглядит всё менее метафорическим и всё более точным обозначением жестокой реальности. В связи с этим актуальными проблемами, в современном мире выделилась самостоятельная наука – Охрана природы – тема нашего сегодняшнего урока.
Беседа
Как вы думаете, что необходимо человечеству для гармоничного сосуществования с природой? Как совместить потребности людей (а их на планете почти 6,6 млрд) с резервами природной среды?
Обобщение обсуждения, вывод: Рациональное природопользование - целенаправленная деятельность, при которой достаточно полно используются природные ресурсы, обеспечивается процесс естественного восстановления. Рациональное природопользование включает в себя как создание малоотходных и безотходных производств, так и мероприятия по охране природы.
2. Мероприятия по охране природы
Самостоятельная работа учащихся
Инструкция к выполнению самостоятельной работы:
На рабочем найти документ «Ссылки». Зайти в него.
Пользуясь представленными адресами ссылок просмотреть несколько сайтов и назвать основные природоохранные мероприятия, их значение.
http://www.ecolife.org.ua/laws/ru/02.php
http://www.vozdyx.ru/art/law11.shtml
- сайты экологического законодательства РФ
http://www.ecolife.org.ua/funds/index.php
http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?REiomlto9!ng!u)wgtz!uqwzmg8$lp!xwlk:
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
природоохранные организации (перечислены и дана краткая характеристика)
http://oopt.info/
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21e.htm
http://www.wwf.ru/reserves
ООПТ России
По итогам просмотра сайтов заполняется таблица:
Природоохранные направления
Природоохранное мероприятие Основные способы охраны Значение
законодательство Юридическое обоснование природоохранных действий. Основа регулирования экономических и экологических интересов
Природоохранные организации Действия общественных объединений, направленные на защиту окружающей среды формирование общественного мнения и экологической культуры
ООПТ Резервация территорий, а так же видов животных и растений находящихся на ней, изъятие объектов из использования Сохранение биологического разнообразия
Беседа:
А как вы думаете, к какому разделу природоохранных мероприятий можно отнести Красную книгу?
3. Виды ООПТ
Рассказ
Природоохранное законодательство и природоохранные организации ставят главной своей задачей – недопущения переэксплуатации природных ресурсов и полной деградации экосистем. В связи с повышенной нагрузкой на природу со стороны человека из экосистем исчезают в первую очередь виды, не приспособленные к высокому уровню загрязнения, повышенным антропогенным нагрузкам.
Целью ООПТ является сохранение биоразнообразия нашей планеты, поскольку именно разнообразие видов обеспечивает устойчивое развитие.
Беседа
Какие виды ООПТ вы знаете?
Чем они отличаются между собой?
Обсуждение, резюме: для более полного ответа на эти вопросы я предлагаю вам самостоятельно воспользоваться поисковыми системами.
Самостоятельная работа учащихся:
Инструкция по выполнению: на рабочем столе открыть документ «ссылки», по ссылкам:
http://www.yandex.ru/
http://www.mail.ru/зайти в поисковую систему
в строку поиска вбить «особо охраняемые природные территории»
из появившегося списка адресов выбрать Википедия – ООПТ

На открывшейся странице (http://ru.wikipedia.org/wiki/Охраняемая_природная_территория)
Перейти по ссылкам:
национальные парки (http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальные_парки)
ботанические сады (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ботанический_сад)
заповедник (http://ru.wikipedia.org/wiki/Заповедник )заказник (http://ru.wikipedia.org/wiki/Заказникhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Заказник)
или (второй сайт)http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21e.htmНа основе имеющейся информации дать краткое определение ООПТ, выделить их отличия:
Индивидуальный опрос
Что называют заповедником? Какие виды животных и растений на данной территории подлежат охране?
Заказником? Какие виды животных и растений на данной территории подлежат охране?
Ботанический сад создается человеком или это естественный природный комплекс?
Национальным парком? Допускается ли посещение национального парка туристами?
Запись определений в тетрадь:
Национальный парк — это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
Зака́зник —ООПТ, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные; на данной территории запрещена любая хозяйственная деятельность.
Заповедник – ООПТ, где под охраной находится весь животный и растительный мир. Запрещена любая хозяйственная деятельность.
4. Наиболее известные ООПТ России, их значение
Беседа:
Как вы думаете, когда был создан первый заповедник в России?
Сколько всего сейчас в России заповедников?
А какой самый молодой заповедник? Где он находиться?
Резюме: пользуясь ссылками, назовите год создания первого заповедника и самого молодого на сегодняшний день заповедника
http://oopt.info/_publications/history-barguz/history-barguz.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Список_заповедников_Россииhttp://oopt.info/index.php?page=22http://ru.wikipedia.org/wiki/Заповедник_Кологривский_лесЗадание
Самостоятельно попробуйте найти в поисковой системе
http://www.yandex.ru/
http://www.mail.ru/ какие виды животных и растений находятся под охраной в заповедниках Марий Эл
Ключевые слова для поиска:
Заповедник Марий Эл Большая Кокшага
Адреса сайтов (если не могут найти самостоятельно):
http://pages.marsu.ru/sv1/ekolog/zap1.htmlhttp://www.12rus.ru/Dokument/55/Фронтальная беседа
Назовите виды растений, находящиеся под охраной в ГПЗ «Большая Кокшага»
Венерин башмачек , надбородник безлистный и пальчатокоренник майский занесены в Красную Книгу России . Есть виды , занесенные в Красную Книгу Марий Эл : плаун , плаун-баранец . гроздовик многораздельный , кувшинка белоснежная , осока малоцветковая , морошка , осокорь.
Перечислить виды, животных, находящиеся под охраной в ГПЗ «Большая Кокшага»
мышь - гигантская вечерница . Птицы , занесенные в Красную книгу: змееед , черный аист , скопа , а еще останавливается на пролете орлан-белохвост.
Закрепление материала по вопросам:
Фронтальная беседа по вопросам:
Какова функция ООПТ?
Назовите виды ООПТ, чем они отличаются между собой?
Какой заповедник – старейший в России?
Какие ООПТ РМЭ вы знаете?
Выводы:
Осознанно или неосознанно человек в результате соей деятельности наносит непоправимый урон природе. Создание ООПТ – не панацея для сохранения природы нашей планеты, однако заказники, заповедники, природные и национальные парки, памятники природы, дендрарии позволяют сохранить часть биологического разнообразия нашей планеты.

Домашнее задание – 1 мин. Параграф 23. Читать, отвечать на вопросы.