Опыт работы «Использование схем моделей в развитии речи дошкольников»


слайд 1
«Использование схем моделей в развитии речи дошкольников»
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
слайд 2
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
слайд 3
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
слайд 4
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению отечественных учёных - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
слайд 5
 Актуальность выбранной темы:
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
слайд 6
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.
Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:
помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
развивать мелкую моторику у детей.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я использую готовые схемы в течение учебного года в своей работе по обучению детей связной речи.
слайд 7
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
слайд 8
Этапы использования мнемотаблиц: Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
слайд 9Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.Учу детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
слайд 10
Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.
слайд 11Этап №4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
слайд 12Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
слайд 13
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Слайд 14
Прием наглядного моделирования я использую в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
слайд 15
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, старший дошкольник сможет строить по ним свой рассказ.
HYPERLINK "http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ispolzovanie-mnemotablits-skhem-v-poznavatelno-rechevom-razvitii-doshkoln" слайд 16
В своей работе я использую  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
слайд 17
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
слайд 18
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
слайд 19
Спасибо за внимание!