Методические рекомендации по развитию мелкой моторики: Рисование как способ развития мелкой моторики


РИСОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Рисование в детском возрасте является одним из эффективных способов развития мелкой моторики, что непосредственно влияет на формирование связной речи. Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Рисование – же, на мой взгляд является одним из продуктивных способов развития мелкой моторики как у детей младшего дошкольного возраста так и старшего дошкольного возраста.
В своей работе с детьми я использую нетрадиционные способы рисования, что вызывает большой интерес у детей как к логопедическим занятиям, так и к самому процессу рисования.
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР и ФФНР.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- вырабатывать графические навыки;
- формировать готовность руки к письму;
2. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
3. Коррекционные задачи:
- развитие высших психических функций: внимание, память речь, мышление;
- активизация словарного запаса;
4. Развивающие задачи:
- развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
Реализация поставленных задач осуществляется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Рисовать можно как традиционным способом, используя карандаши, кисть, акварель, гуашь, восковые мелки, так и нетрадиционным, когда ребенок рисует при помощи пальчиков, ладошки, или использует различные предметы (пробки, ватные палочки, поролон, штампы, вилки). Ниже приведены лишь часто используемые техники рисования.
Техника рисование ладошкой и пальчиковое рисование предполагает, что ребенок опускает ладошку, пальчик в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. В технике рисование ладошкой хорошо получаются разные животные, птицы, рыбы, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу). С помощью пальчика можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях, дождь, снег и многое другое.

Техника рисование ватными палочками позволяет создать точечные рисунки. Для этого, на листе бумаги заранее рисуется контур какого – либо предмета, животного, или ребенок сам прорисовывает этот контур. Все зависит от изобразительных способностей ребенка. Можно подготовить шаблон, который ребенок обведет.
Затем ребенок на кончик ватной палочки набирает гуашь определенного цвета и делает отпечатки ватной палочкой, размещая их, близко друг к другу, по карандашному контуру. После этого заполняется середина изображения. Для каждого нового цвета используется новая палочка.

Для техники «оттиск пробкой» используются крышки, пробки, тюбики разного размера и формы. Ребенок окунает пробку в краску и «печатает» на листе бумаги. С помощью данной техники можно украсить готовый силуэт орнаментом (нанести узор на чашку, платье) или показать дополнительные детали предметов (колесо от машины, шарики на елке и др.).

Для рисования поролоном особенно хороши гуашевые краски. Если гуашь густая, то контур будет резкий, чёткий. Если гуашь более водянистая, то получатся предметы с мягкими контурами, расплывчатые.
Гуашь выкладывают в специальные палитры или невысокие блюдца, подносы. Поролон макают в краску и наносят на лист.
Для удобства, чтобы руки оставались чистыми, поролон можно вставить в колпачок или трубочку от фломастера или обвернуть губкой конец карандаша и крепко примотать ниткой. Когда используем поролон, прикреплённый к ручке, то ручку необходимо держать перпендикулярно к поверхности бумаги, чтобы отпечаток получился чётким.
Из поролона можно вырезать фигуры (круги, квадраты, ромбики, звёздочки, лепестки и т. п.). Чередуя 2-3 фигуры дети могут печатать узоры на одежде (сарафане, платке, скатерти, полотенцах для кукол, на открытках и приглашениях на детские праздники или составлять композицию (ромбик - лист или рыбка, круг - лепесток).Легко использовать поролоновую губку для быстрого нанесения фона. Фон можно изображать по-разному: примакиванием (песок, снег), волнистой линией (море), снизу-вверх (трава, колосья, лес вдалеке).
Чтобы получить изображение при помощи вилки, необходимо опустить ее в гуашь нужного цвета и сделать отпечаток на листе бумаги.
Вилкой можно нарисовать цветы, траву, ветки ели, волны на море, радугу, иголки у ежика, а кисточкой или ватной палочкой подрисовать дополнительные необходимые детали.
На этом разнообразие изобразительного искусства не заканчивается, а может пополняться в зависимости от вашей фантазии и фантазии ваших детей.