Конспект урока по ИЗО на тему : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках (5класс)


Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Тема урока: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Тип урока: комбинированный
образовательные : Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать навыки работы с кистью.
сформировать представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.
развивающие: Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
воспитательные:Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.
Оборудование:
Для учителя: : таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», работы учащихся.
Для учащихся: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик, тряпка, ёмкость под воду.                           Структура урока:
1. Организационная часть.1 минута
2. Проверка домашнего задания.3минуты
3. Постановка целей и задач урока.2 минуты.
4. Объяснение нового материала.10 минут.
5. Закрепление нового материала.20 минут
6. Итоги урока. Мини-выставка и краткий анализ. Задание на дом.2 минуты.
7. Окончание урока.2 минуты.
Схема оформления доски:
1.Тема урока.
2. пед. рисунок.
3. Наглядное пособие 4.
Дет. рисунки
Содержание урока
Деятельность учителя Д-ть уч-ся
1.Орг. момент
2. Вводная бес.
3 Теоретич. Часть
4 Практич. часть
5
Анализ работ
6
Итог
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель открывает створки доски, украшенные народным орнаментом. На доске вывешены рисунки, таблицы с изображением глиняной игрушки, орнаментом.
-Ребята, вы наверно догадались, что попали в мир русской глиняной игрушки. И сегодня мы познакомимся с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушкой, с особенностями орнамента этих игрушек, историей и местом происхождения. А ещё вы сегодня нарисуете понравившуюся игрушку и отнесёте её домой.
-Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?
-Из чего сделаны?
-Где сделаны?
-Вы наверно, согласитесь, что все они похожи. Вот, например, мячики – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые сейчас перед вами, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы…
Учитель: Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски ( вывешивает слово на доску), имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.
Эту игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Если посмотреть на узор, то становится заметно, что он необычайно прост. Назовите элементы, составляющие орнамент.
-А другими словами, языком символики, что это? Вспомните предыдущие уроки.
-Верно, назовите цвета Дымковских игрушек
-Что в общем можно сказать о цветовой гамме?
-На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.
Птицы, кони, индюки, баранчики в штанишках, няньки и деточки, барышни и кавалеры, водоноски, олени, бытовые и сказочные сценки, таков ассортимент Дымковской игрушки. В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
А теперь знакомьтесь: Филимоновская игрушка. (показ) Пришла она к нам из деревни Филимоново Тульской области. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.
-Ребята, обратите внимание на форму. Какая она?
В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими.
- Цветовая гамма состоит из…
-Да, ребята, это основные цвета. А теперь самостоятельно зарисуйте в свои тетрадки элементы филимоновского орнамента
Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
А вот Каргопольская игрушка (показ) пришла к нам из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.
А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня (показ).
А теперь, ребята, посмотрите и зарисуйте некоторые узоры в свои тетрадки.
-В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.
А теперь мы рисуем эскиз Дымковской игрушки. Выбираете любую форму (учитель готовит шаблоны), обводите и украшаете орнаментом.
-Как вы думаете, для чего нам нужен эскиз?
-Верно, следующих 2 урока мы будем лепить и расписывать игрушку. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим, рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон дымковской игрушки?
Учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места
контроль правильности выполнения приёмов работы
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
контроль объёма и качества выполненной работы.
Критерии анализа:
Аккуратность
Эстетичность
Сочетание орнамента и формы
Яркость и насыщенность цвета
Учитель словесно оценивает каждую работу.
Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.
Обратить внимание на правильность формулировки вопросов.
-Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки в народном стиле. И на следующем уроке будем работать с глиной. У кого нет глины, приносите пластилин. Мы будем знакомиться с приёмами лепки.
Домашнее задание: принести глину или пластилин, газету, ёмкость под воду.
- Спасибо за работу, урок окончен.
-Мячики, куклы, пистолеты, машинки.
-Из пластмассы, плюша, пластика.
-На станках, фабриках, заводах…
-Полосочки, кружочки, волнистые полосы, клетки, пятна, точки.
- символы солнца, дождя, поля…
-Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые…
- Все цвета яркие, насыщенные, весёлые
-Вытянутая, длиннее чем у Дымковской игрушки.
-Жёлтого, красного, зелёного.
Зарисовывают
Зарисовывают
-мы по этому эскизу будем лепить игрушку.
-белый
Задают друг другу вопросы