Конспект урока по изобразительному искусству Древние образы в народном искусстве (5 класс)


ИЗО 5 класс
Урок № 1
Тема: Древние образы в народном искусстве.
Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.
1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.
2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Ход урока: Время
Организационный момент.
Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство
Новая тема. Древние образы славянской мифологии.
Постановка задачи для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
Показ лучших работ, выставление оценок.
Домашнее задание.
Приведение в порядок рабочих мест.
1 мин.
5 мин.
15 мин.
1 мин.
14 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
Итого: 40 мин.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Презентация «Знаки-символы в традиционном народном искусстве»
2.Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.
3.Таблицы со знаками земли, воды, солнца.
4. Изображение вазы-календаря.
5.Детские работы по данной теме.
1. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.1. Народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен.

Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)
История русского искусства: В 2-х томах. Т. 2, кн. 1. Учебник/ Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР. – 2-е изд, перераб. – М.: Изобразит. Искусство, 1980. – 312 с.: ил. 233.
Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:илСвиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.
Русские народные пословицы и поговорки.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.
Формирование УУД:
Личностных: Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.
Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.
Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.
Требования к результатам:
Уровни освоения:
- Продуктивный (базовый):Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.
Уметь: делать зарисовки традиционных образов народного прикладного искусства; выполнить эскиз вазы-календаря с использованием знаков-символов в технике «масляная пастель + акварель» или гуашевыми красками.
-Продвинутый: Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.
Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.
Принести бумагу формата А3, простой карандаш, резинку, гуашь или акварель, кисти (№№ 5-6, 8-9, 2-3), палитру, пастель, тетрадь 48 листов.
Найти изображения и объяснить символическое значение
Женской фигуры (например, в вышивке)
Дерева
Коня
Птицы
Русалки (женщины-птицы)
Медведя
Козы, козла или барана
Организационный момент.
Требования, предъявляемые к ученикам в новом учебном году.
Быть готовыми к уроку
Выполнять домашние задания
Знать технику безопасного поведения на уроке
Приобрести к урокам ИЗО:
Гуашь (не менее 8 цветов)
Акварель медовую (не менее 12 цветов)
Кисти (Белка №№ 2-3, 5-7, пони № 8-10). Всего не менее 3-х кистей (тонкую, среднюю и толстую)
Пластмассовую палитру
Простые карандаши
Резинку
Масляную пастель
Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)
Тетрадь 18-24 листа в клетку
Актуализация знаний.
Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?
Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?
Что же мы называем декоративно - прикладным искусством?
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)
Новая тема.
Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.
Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.
Рассмотрим её внимательно.
Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?
Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.
Какое же самое большое желание было у людей? - Жить.
Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.
Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».
Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?

Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца, ведь в году четыре времени года. Солнце также изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.
Зарисуйте в строку знаки Солнца.
В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.
Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.
О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака. Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.
Зарисуйте ниже знаки воды и дождя.




В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли.

Ещё ниже изобразите знаки семени.
Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.
Изобразите и различные виды ростков.


Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.
Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.
Постановка задачи для самостоятельной работы.
Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.Задание лучше выполнить гуашью на бумаге формата А3 или в технике «акварель + масляная пастель».
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что такое декоративно-прикладное искусство?
Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?
Какие знаки – символы вы сегодня узнали?
Какие символы вам были уже знакомы?
Как вы думаете, есть ли ещё какие–нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?
Домашнее задание.
Найдите изображения и объясните символическое значение
Женской фигуры (например, в вышивке)
Дерева
Коня
Птицы
Русалки (женщины-птицы)
Медведя
Козы, козла или барана