Прикоснись ко мне добротой


Литературный вечер
«Прикоснись ко мне добротой»
(мероприятие для учащихся 1-4 классов)
Ярочкина Г.Л. библиотекарь
Цель: 1. Воспитание у читателей чувства милосердия, сострадания, любви
к ближним на примере русских народных сказок и других литературных
произведений.
2. Научить детей говорить хорошие слова, делать добрые дела друзьям,
родителям, знакомым.
Оформление: 1. Плакаты с высказываниями знаменитых людей о
доброте, благотворительности.
2. Цветик – семицветикБиблиотекарь: Ребята, сегодня мы с вами собрались на занятие, которое называется «Прикоснись ко мне добротой». У нас в районе проходит Весенняя неделя добра. Наверное, неслучайно эта неделя у христиан совпала со светлой Пасхальной неделей. В нашей республике проживают люди различных верований: мусульмане, христиане и другие. Они так же призывают делать добро, помогать слабым и малообеспеченным.
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше приобретем, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку», - писал драматург В.Розов.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей)В словаре С.И. Ожегова читаем: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», «добро» - все положительное, хорошее, полезное. Ребята, а какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта? Где живет доброта? (Ответы детей)
1 ученик.
В доме добрыми делами занятаТихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра.
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
2 ученик
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
- Доброе утро! –
солнцу и птицам!
- Доброе утро! –
улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Библиотекарь: Не зря говорится в пословице: «Доброе слово и кошке приятно».
Давайте вспомним слова и выражения с корнем «добро».
Дети говорят, а ведущий вывешивает карточки с такими словами на стенд:
Доброта добросердечный добросовестный
Добродушный добропорядочный доброжелательный
Добронравный добродетельный доброго здоровья
Добрый день
Пословицы и поговорки о добре
Делать добро спеши
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Зло не верит, что есть добрые люди.
Свет не без добрых людей
Сделав добро – не хвались.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и в доме тож.
Библиотекарь: Основа всех этих слов «добро». У поэта А.Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью,
Пожелания здоровья,
Пожелания добра.
И живется вроде лучше.
И на сердце веселей.
Коль другим благополучья пожелаешь на земле
Проводится игра «Торопись обрадовать»
Библиотекарь: У меня есть волшебные предметы. Я даю вам один из них, и вы передаете его из рук в руки. По моему сигналу тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово любому, кому хочет и дарит ему этот предмет. Затем я даю другой предмет и игра продолжается.( нужно сделать так, чтобы всем достались добрые слова и пожелания. Если кому не достанется – ведущая сама должна сказать доброе слово и подарить предмет)Исполняется «Песня о дружбе» ( сл. М. Пляцковского, муз. Дичкова)Библиотекарь: Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно. Он не может быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы. А давайте вспомним с вами народные сказки, которые учат нас быть добрыми, чуткими, сострадательными. (ответы детей: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Морозко» и мн. другие)А почему не у каждого получается быть добрым?(ответы детей) Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
3 ученик.
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте,-
Слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте –
Ласка нужна, не угрозы .Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
4 ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
3 ученик
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Библиотекарь: С.Я. Маршак писал: «Пусть добрым будет ум у нас, а сердце умным будет». Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив».
1 ученик.
Я как-то в дом принес щенка
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
ученик.
«Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживет немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка.»1 ученик
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова…
2 ученик
«Ну, что ж – она сказала, - пусть
Он поживет немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка».
1 ученик.
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
2 ученик.
«Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживет немножко
В его глазах такая грусть!
Найдется хлеба крошка».
1 ученик.
Однажды я нашел ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
2 ученик.
Сказала мама: «Пусть живут!
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут
И нам найдется место».
(М.Садовский)
Библиотекарь: Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Ещё в поучении Владимира Мономаха мы читаем: «А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите при встрече доброе слово».
Добро сколь ни было оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
(Низами Гянджева)
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.
А – аз Ж - житие
Б – буки З - земля
В – веди Л - люди
Г - глаголь (говорить) М - мыслите
Д - добро Т – творить
Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите добро!
Исполняется песня кота Леопольда ( сл. М. Пляцковского, муз. Б.Савельева).Появляется кот Леопольд.
Леопольд:
Здравствуйте, ребята!
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребята, а какие слова могут обидеть? Правильно – плохие слова.
1 ученик.
Что горче всего? – у ребят я спросил.
Одни утверждают:
- Неспелый кизил…
- Микстура! –
Какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут, наконец.
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.
Библиотекарь: Ну, а что же слаще всего?
2 ученик.
Что слаще всего? –
Я спросил у ребят.
- Всласть выспаться, -
сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат:
- Леденец! –
Кишмиш называют,
Халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального
Сердечное, доброе слово.
Библиотекарь: Да, ласковое доброе слово душу согревает.
Леопольд : А мы сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Библиотекарь:- А как вы это сделаете?
Леопольд: Очень просто. Мы все плохие слова уберем, а оставим только хорошие.
Игра состоит в том, чтобы карточки с плохими словами заменить на лепестки ромашки с хорошими словами и прикрепить их на стенд.
Грубый ласковый
Злой добрый
Жадный щедрый
Грустный веселый
Вражда дружба
Горе радость
Ненависть любовь
Обман правда
Унижение похвала
Жестокость нежность
(Леопольд отрывает и выбрасывает карточки с плохими словами)
Леопольд : Вот так их. Чтобы они никогда к нам не приходили!( ещё раз читает слова на стенде)
Вот какой замечательный цветок у нас получился. Я дарю его, ребята, вам.
Ты лети наш цветок,
Через запад на восток.
Ты по всей земле лети,
Семена добра дари.
Давайте скажем их все вместе хором.
Библиотекарь: Философы считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Милосердие, доброжелательность, случаи внимания друг другу – обо всем этом теперь пишут в газетах, говорят по радио, показывают по телевизору. Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие? Если да, то как?
( учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, вспоминают о субботниках по очистке территории и т.д.)
А теперь посмотрим сценку.
Сценка.
Автор – Готов для человечества он многое свершить
Мальчик - Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор – Пока ещё он подвига себе не приглядел.
Мальчик – У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор – Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик – Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор – Дома Наташка мечется, гуляй мол с ней с утра!
Мальчик – Она не человечество, а младшая сестра!
Автор – Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти.
Пока ещё он подвига себе не приглядел…
Мальчик – У нас ведь что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор – В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка – Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Библиотекарь: Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? А какие полезные дела вы сами ежедневно делаете? ( Обмен мнениями) Ребята, вот если каждый из вас стал бы чародеем, что бы вы сделали хорошего для окружающих? (Ответы детей) . А вот как поступила бы
Марина Русалкина.
Если б я был Чудодей,
Что б я сделал для людей?!
Чтобы были звери, птицы,
Лисы, зайчики, синицы.
Я б наколдовал леса,
Что б везде была краса.
Я б наколдовал цветы,
Что б везде они росли.
Чтобы люди всей земли
Жили в мире и любви,
Не болели никогда,
Были веселы всегда.
Я б наколдовал всем деткам
Игрушки и конфетки.
Вот какой я Чудодей –
Столько сделал для людей!
Библиотекарь: Задавили ли вы. Ребята, себе вопросы подобно тем, которые задает себе герой стихотворения А. Яшина?
1 ученик.
Чье сердце смягчил?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?
2 ученик
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Библиотекарь: Так заботьтесь же о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Леопольд:
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
я желаю, чтобы с вами
людям было веселей,
чтобы добрыми глазами
вы смотрели на людей .Исполняется песня « Мы желаем счастья вам»
Список использованной литературы:
Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. (Б-ка мировой литературы для детей т.1) – М.: Дет. лит., 1979
Русские пословицы и поговорки/ под ред. В.П.Аникина. – М., 1988
Педсовет. №9, 2004
Магариф №7, 2007