Внеурочное занятие по этической грамматике в 3 классе по теме: Коллектив начинается с меня

МОУ Лицей г. Истра
Учитель начальных классов Горичева Жанна Валентиновна

Разработка занятия по курсу «ОРКиСЭ. Основы светской этики»
для 3 класса на тему: «Коллектив начинается с меня».
Цель: в совместной беседе выяснить, какими качествами должен обладать ученик, чтобы ему комфортно жилось в классном коллективе, чтобы он нашёл себе в классе друзей.
Задачи:
Выявить и углубить представление детей о том, из чего складывается школьная атмосфера, определить личностные качества, помогающие обрести друзей; что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
формировать навыки конструктивного поведения в межличностных отношениях;
формировать умение аргументировать свою точку зрения;
развивать умение обучающихся вести рассуждения;
воспитывать чувства сопричастности друг к другу, понимания и уважения.
Ресурсы: карточки со словами, магнитная доска, чистые листочки у детей, песня Шаинского на стихи Танича «Если с другом вышел в путь», песня Б.Савельева на стихи М.Пляцковского «Настоящий друг», « Сказка о дружбе и её потере» (модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек”).

Ход занятия

1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями. Я рада вас всех видеть. Хочется, чтобы у всех было хорошее настроение. Искренне улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, о чём мы размышляли на прошлых занятиях? (Что такое коллектив)
- Всё ли благополучно в нашем коллективе? А почему?

3. Объявление темы занятия
- Давайте попробуем разобраться, почему в нашем классном коллективе ещё есть негативное. Продолжим наши раздумья о классе и о нас.

4. Основная часть
Беседа

- Из кого складывается наш коллектив? (Из учеников класса) Значит, он начинается с каждого из вас. Вы все разные: молчаливые и говоруны, энергичные, подвижные и не очень быстрые, с разными личностными качествами. Поэтому вы все приносите в класс что-то своё и из этого складывается общая атмосфера, настрой и наша деятельность.
- Подумайте, как это всё влияет на всех? Как это делает нас чем-то похожими?
- У нас во многом сходятся представления о том, что хорошо, а что плохо. Что интересно, что важно. О чём это говорит? (Мы похожи в определении норм отношений к людям, в оценке их поступков и проявлений)
- Это умение отделять хорошее от плохого очень важно, оно всегда сказывается и на наших отношениях в коллективе. Попробуем в этом убедится. Приведите примеры того, что вы считаете хорошим в нашем классе, а что плохим.
- Что же зависит от каждого из нас, чтобы доброе начало в отношениях крепло?
Практикум

- Давайте постараемся выделить набор качеств, которые прояснят каждому из вас, каким надо быть, чтобы:
считаться другом,
заслужить уважение,
вызвать симпатию.
- Одинаково ли значимы эти вопросы? Давайте расставим их по степени значимости.(Дети расставляют таблички)
В результате получаем три колонки:
Вызвать Заслужить Считаться
симпатию уважение другом
- На своих листочках запишите в три колонки качества человека соответствующие данным направлениям. (Даю время для работы).
- Что у вас получилось?
(Выслушиваю детей и подписываю в каждый столбик нужные качества. Примерный список качеств привожу ниже).
1. Человек вызывает симпатию, когда
оптимистичен, уверен в себе, открыт, общителен, имеет много общего с нами, привлекателен, аккуратен, соблюдает нормы поведения, вежлив, приветлив, улыбчив.
2. Заслужить уважение может тот, кто
не причинит вреда другому, справедливый, признаёт чужие достоинства, соблюдает равенство прав, внимателен к интересам других, кому можно доверять, решительный, волевой, умный, правдивый, активный, разносторонний.
3. Личные качества и умения, важные для дружбы:
бескорыстие, умение любить, доверие, терпение, искренность, открытость; сочувствие; умение выслушать; интерес к делам и переживаниям другого; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты.
- Почему мы выбрали именно эти качества?
- Откуда возникает совпадение нашего выбора?
- Да, от единства взглядов, сходства позиций. Мы с вами единомышленники. Это помогает нам лучше понимать друг друга, быть дружными, заинтересованно участвовать в общих делах, хотя мы очень разные.
- Давайте споём песню Б.Савельева на стихи М.Пляцковского «Настоящий друг» и проверим, верно ли мы рассудили.

Работа над сказкой
- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу? Я вам прочитаю сказку, а вы подумайте над этими вопросами.
Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек” ).

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.

- Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.

“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
- Одно только уничтожит их дружбу ...

- Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе.

- О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства? Какие личностные качества разрушают дружбу? Давайте их тоже запишем в отдельный столбик.(Эгоизм, недоверие, жадность, неуважение и т.д.)

5. Подведение итогов.

- Как хорошо вы всё поняли! Как хорошо рассуждали! Вы все разные, но сегодня проявили себя сходным образом, и поэтому вам так хорошо вместе.
- Значит, можно сказать, что Я не ТЫ и ТЫ не Я, ну а вместе мы друзья. Согласны? А теперь поём песню Шаинского на стихи Танича «Если с другом вышел в путь».

6. Домашнее задание.

- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, красиво их напечатаем и повесим на видное место, чтобы никто не забывал.