Урок по русскому языку и окружающему миру Какого цвета зима?

Какого цвета зима?
Русский язык + Окружающий мир 2-й класс
Цели. Обобщить знания по предметам; развивать познавательные интересы детей; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Аудиозапись, игровое поле, разноцветный куб; рисунки зимующих обитателей леса и их следов; листы с заданиями для групповой работы и для работы учащихся в парах; сочинения детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На дворе прекрасное время года – зима. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, который записан на доске.
На доске:
Какого цвета зима?


– Ответ вы найдете в кроссворде, выполнив несколько интересных заданий.
На доске учитель открывает пустую сетку кроссворда, которая буде заполнена в процессе работы на уроке:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– А поможет нам сегодня в работе игровое поле, на котором шесть секторов разного цвета. Каждому сектору соответствует слово кроссворда. (Игровое поле на доске.) Путеводителем в нашей работе будет разноцветный куб. Цвет, который выпадет на кубе, укажет цвет сектора. Сегодня на уроке мы будем работать в группах, в парах и по рядам. Какую установку мы сделаем для себя в начале урока?
Дети. Слушаем внимательно, Работаем старательно!
У. Раз-два! Раз-два! Начинать урок пора!
Можно я первой брошу куб? Смотрите, выпал желтый цвет.
III. Закрепление знаний по предметам
У. Послушайте внимательно и угадайте, о чем я прочитала.
Падала пушинкой, Растаяла слезинкой.
Д. Снежинка.
У. По каким признакам вы догадались, что это снежинка? С чем она сранивается?
Дети отвечают.
– Снежинка – это первое слово нашего кроссворда, которое мы разгадали.
Учитель вписывает слово в нужную строку кроссворда.
– А вы знаете, сколько интересного могут рассказать о себе снежинки? Давайте прослушаем несколько сочинений, в которых дети поделятся с нами тайнами снежинок.
Артём. Как-то раз я гулял во дворе, и мне на ладошку упала снежинка. Я ее долго разглядывал. Она была очень красивая, словно маленькая голубая звездочка с неба. И вдруг я что-то услышал. Я не сразу понял, откуда эти звуки, но потом понял, что это разговаривает снежинка. Она прошептала мне свое имя и рассказала, что когда-то была капелькой воды, а потом, пока она летела, превратилась в красивую пушистую снежинку. Вот так она и летела, пока не опустилась на мою варежку. А потом она растаяла. Но я все еще помню, какая она была необыкновенная и красивая.
Маша. Однажды я пошла гулять, и ко мне на ладошку села снежинка. Она была пушистая и сверкала на солнце. Снежинка позвала меня кататься с горки и рассказала, как хорошо гулять зимой. Но, когда я побежала, она слетела с моей варежки и упала в сугроб. И я ее не нашла. Но, я думаю, в сугробе снежинка нашла себе много друзей.
Оля. Ко мне на ладошку снежинка упала, Но не растаяла – тихо сказала: – Здравствуй, дружок, ты меня не узнала? – Здравствуй, снежинка, – я прошептала.
Как-то раз я гуляла во дворе, и мне на ладошку упала снежинка. Она прошептала: «Я снежинка, прилетела от Деда Мороза. Он меня прислал, чтобы я показала, что зима идет и скоро будет Новый год». А потом снежинка превратилась в капельку. Мне очень было жаль ее.
Настя. Как-то раз я гуляла во дворе, и мне на ладошку упала снежинка. Она прошептала мне, чтобы я положила ее на снег, а то она растает. Я так и сделала. И она рассказала, как сюда попала. Снежинка сказала, что есть такая страна, которая называется Королевство снежинок. Этой страной управляет королева. Вот один раз подул сильный ветер. Все начали прятаться. Он подул еще сильнее. И снежинка не успела спрятаться. Ветер подбросил ее вверх, и она полетела. И вот попала сюда, на мою ладонь. Вдруг я увидела снежинку, на которой была корона. Наверное, это была королева снежинок, и ее тоже занес сюда сильный ветер. Когда ветер утих, снежинки встретились и полетели в свое королевство.
Катя. Как-то раз я гуляла на улице, и мне на ладошку упала снежинка. Было тихо. Вдруг я услышала чей-то нежный шепот. Я прислушалась. Это снежинка шептала: «Милая девочка! Я хочу сообщить тебе, что скоро Новый год! У тебя много праздничных хлопот. А также конец четверти, и тебе нужно много потрудиться. Удачи тебе, милая девочка!» И тут снежинка растаяла.
У. Вот видите, сколько интересного поведали снежинки, упав к вам на ладошку! А вы знаете, что мне тоже на ладошку упала снежинка, чтобы пригласить нас в зимний лес и подарить радость встречи с красотой зимнего леса?
Учитель прикладывает на ладонь бумажную снежинку.
– Что же ждет нас впереди?
Дети бросают куб и узнают цвет следующего сектора.
– Впереди зеленый сектор.
Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Лесные поляны – как гладкие чистые страницы. Но вдруг страницы покрылись множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Что это?
Д. Следы.
Слово вписывается в кроссворд.
У. Вот мы и раскрыли новое слово кроссворда. Сейчас мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом?
Д. Вежливо общаться друг с другом. – Выслушивать каждого, не перебивая. – Рассуждать спокойно, не мешая классу. – Помнить пословицу: «Умеешь сам – научи другого».
У. Снежинка приготовила для вас такое задание: надо определить, чьи следы вы видите на снегу нашей поляны.
На доске – изображения следов лисы, зайца, белки, мышки, сороки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дети работают в группах, поднимают карточку с нужным номером. Во время проверки учитель прикрепляет к изображению следов на доске рисунок, изображающий животное, которому принадлежат следы.
– Лисий следок похож на след маленькой собачки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимая пальцы. Следы зайчика похожи на след снежного комочка, упавшего с высокого дерева. Почерк белки разобрать легко и просто: она короткими передними лапками обопрется – длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький – две точки, а от задних – как от крошечной ручки с тонкими пальчиками. У мышей почерк мелкий. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии. Птичий след определить очень легко: от трех передних пальцев – крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. Зная следы животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне.
Я довольна тем, как вы поработали в группах. Вы показали, что научились работать, общаясь друг с другом. Снова бросим наш цветной куб. Выпал белый сектор.
IV. Физкультминутка
У. Снежинка приземлилась на секторе белого цвета. Представьте, что в нашем классе пошел снег. Плавно танцуют снежинки, медленно опускаясь на землю. Это подарок, который делает нам природа. Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь.
Звучит музыка. Дети танцуют.
– Спасибо, садитесь. Продолжим наше путешествие.
Половина испытаний позади, Что же ждет нас впереди?
V. Закрепление знаний по предметам (продолжение)
У. Снова бросим куб. Выпадает красный сектор.
– Снежинка приземлилась на красный сектор. Она приглашает своих подружек поиграть. Расположите снежинки в порядке возрастания, и вы узнаете, какое слово находится в этом секторе.
На доске – буквы, записанные на снежинках: Г, И, Р, А.
Д. Это слово игра.
Слово игра вписывается в кроссворд.
У. Я предлагаю вам игру «Крестики-нолики». Давайте вспомним ее условия. Я читаю высказывание. Если вы согласны с ним, то ставите в клетку таблицы «Х», если нет, то «0» и объясняете почему.
1. Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм. – «0».
2. В цепочке слов – снежинка, лыжи, мороз – лишнее слово мороз. – «Х». (Нет орфограммы жи.)
3. Белка зимой рыжая. – «0». (Серая.)
4. Верно ли варежка нашла себе пару? – «0».
476 + 224 800 – 99
5. Перед вами однокоренные слова: снежинка, снегурочка, снежный. Я считаю, что проверочное слово – снежинка. – «0».
6. В слове вьюга 5 букв, 5 звуков. Почему? Ведь ь не дает звук. – «Х». (Буква ю обозначает 2 звука.)
7. В самые морозы у клестов появляются птенцы. – «Х».
8. Я даю характеристику числу 500. Число 500 – натуральное, четное, записано двумя цифрами, в записи отсутствует разряд десятков, соседи числа – 499 и 501. Всё ли я назвала? Какой значок вы поставите? – «0». (Надо добавить: это число круглое, отсутствует разряд единиц.)
9. Я зачитываю текст, а вы внимательно прослушайте его.
«Для меня зима – самое трудное время года, особенно когда выпадет много снега. Трудно выкапывать из-под снега корешки и промерзшие желуди, даже ходить – и то трудно: уж очень коротки у меня ноги».
Я считаю, что это кабан. – «Х». По каким признакам вы докажете, что это кабан?
Д. Короткие ноги. Любит жёлуди.
У. Молодцы, вы хорошо справились с предложенными заданиями.
На доске получается такая запись:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

– Снова бросаем кубик. Выпал голубой сектор. Наша гостья – снежинка – прилетела на страничку русского языка и бережно, нежно опустилась в ладошки зеленой елочки. Давайте прочитаем предложение. На доске:
Молодая елочка испугалась мороза и вьюги и спряталась в [сугроп].

– Почему в транскрипции слова сугроб я написала согласную букву п?
Д. На конце слова слышим глухой звук [п].
У. А какую букву пишем?
Д. Букву б.
У. Перенесем это слово в наш кроссворд. Какое правило мы сейчас вспомнили?
Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
У. Помня это правило, я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием. Сейчас мы поиграем в игру «Ручеек». У каждого на парте листочки, на которых вы друг за другом будете записывать слова с парными согласными на конце. Снежный ручеек тронулся. В путь!
У. (диктует). Cнег, лед, морж, мороз. Записали? Давайте проверим, как вы справились с заданием. Кто доволен своим ручейком? А кто нет?
Выслушиваются ответы детей.
– Молодцы! Я довольна вашей работой. Двигаемся дальше – бросаем цветной куб. Выпал оранжевый сектор. – Снежинка, легкая, как птичка, принесла нас на своих лучиках, как на крыльях, в гости к одной из лесных птиц. Эту птицу в красной шапочке называют лесным доктором. Кто это?
Д. Это дятел.
На доске появляется изображение дятла, а слово дятел вписывается в кроссворд.
У. Главная особенность этой птицы – ее длинный язык. Если вы решите цепочку примеров, то узнаете, какой длины язык у дятла и как с его помощью лесной доктор лечит деревья. Снежинки-цифры объединились и прилетели к вам на парты ленточкой-задачей. Работать вы будете в парах, а это значит – вместе, дружно, помогая друг другу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Чья парта первая справилась с заданием? Что у вас получилось?
Д. Длина языка дятла достигает пятнадцати сантиметров.
У. Правильно. Язык у дятла липкий, с твердыми зазубринками. Им птица достает насекомых из-под коры. Насекомые приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Так лесной доктор лечит дерево, которое является для него домом.
Наша гостья – снежинка рада за вас и приглашает идти дальше.
VI. Итог урока
У. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все задания выполнены. Давайте вспомним: какую цель мы ставили в начале урока?
Д. Ответить на вопрос: какого цвета зима?
У. Я думаю, мы справились с задачей. Посмотрите на кроссворд и найдите ответ на наш вопрос.
Д. По вертикали получилось слово белая.
У. Да, сегодня мы побывали в лесу, гостеприимной хозяйкой которого была белоснежная зимушка-зима.
Кто в пуховой шубке белой Легкой поступью и смелой К нам пришел сюда? На кудрях ее пушистых Много блесток золотистых, Много серебра. Эта белая шубейка Всем знакома: чародейка – Белая зима!
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. А теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие, которое, я думаю, доставило вам радость.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415