Справка об итогах контроля организации дифференцированного подхода на уроке


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Рощинский
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области РФ
Справка
об итогах контроля организации
дифференцированного подхода на уроке.
Цель: обеспечение развивающей образовательной среды.
Сроки: 10.02 – 15.02. 2014 г.
Проверяли: администрация.
Содержание контроля: посещение уроков, собеседования с учителями, проверка тетрадей, дневников учащихся.
Результаты контроля. В соответствии с планом ВШК 10.02-15.02 проведен контроль организации дифференцированного подхода в образовательной деятельности. В ходе посещения уроков, собеседования с учителями, проверки соответствующей документации выявлено, что учителя МБОУ СОШ п. Рощинский осознают необходимость дифференцированного подхода в обучении для обеспечения овладения всеми учащимися базовым уровнем образовательных программ, предоставления возможности максимального развития задатков и способностей каждого учащегося.
Результаты контроля работы учителей позволяют выделить несколько способов организации дифференцированного подхода в обучении:
- дифференциация учебных заданий по уровню трудности,
- дифференциация учебных заданий по объему,
- дифференциация заданий по уровню творчества,
- дифференциация работы по степени самостоятельности.
Дифференциация заданий по уровню трудности используется в системе работы учителей математики Зубовой Н.Е., Леденевой Н.А., Густовой Г.Е., учителей русского языка Варламовой А.И., Титковой О.А., что соответствует структуре КИМ ГИА 9 класса и ЕГЭ 11 класса. Эта система просматривается при организации работы на уроке и в контрольных работах. Так, например, контрольные работы по алгебре и началам анализа в 10 и 11 классах содержат задания базового уровня (до первой черты), повышенного уровня (до второй черты) и высокого уровня сложности (после второй черты). Уровневая дифференциация заданий постоянно используется учителями начальных классов, что заложено в системе оценивания результатов образовательной деятельности по ФГОС («ученик научится» и «ученик получит возможность научиться»). По мере необходимости и возможности данная работа ведется и учителями других предметов. Но, следует отметить недостаточность данной работы на уроках физики и химии. Эти предметы содержат большой объем практического материала, выпускники выбирают их на ЕГЭ, и дифференциация заданий по уровню сложности должна быть заложена в систему преподавания данных учебных дисциплин.
Дифференциация заданий по уровню объема отмечена при посещении уроков в начальной школе, русского языка и математики, биологии, информатики и др. Такой способ дифференциации обусловлен разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости, обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Поэтому детям с высоким темпом работы предлагаются дополнительные задания, которые не являются обязательными для всех учеников. Дополнительные задания, используемые в работе учителей МБОУ СОШ п. Рощинский, являются или однотипными с предлагаемыми в основной части работы, либо нестандартными, либо из других разделов (на повторение). Такие задания обычно даются индивидуально, на карточках. Например, при выполнении самостоятельной тестовой работы по обществознанию в 9 классе (учитель Батищева И.Н.), учащимся с высоким темпом работы предлагается дополнительное творческое задание (высказать собственное мнение по статье… Конституции).
Дифференциация заданий по уровню творчества определяется уровнем познавательных способностей учащихся. Учащиеся с низким уровнем обучаемости получают задания репродуктивного характера. Например, на уроках русского языка в 3 классе (учитель Тырнова Н.А.), в 5 классе (учитель Варламова А.И. задания репродуктивного уровня предлагаются обычно из учебника: вставить пропущенную букву, изменить окончание слова, расставить знаки препинания, написать проверочное слово и т.п. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных, требующие определенного творчества учащихся. Это, например, подобрать рифмы, при работе над лексическим значением слова - выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении.
Дифференциация заданий по степени самостоятельности предполагает одинаковую по содержанию работу, но одни учащиеся выполняют её самостоятельно, а другие под руководством учителя. Очевидно, что помощь учителя требуется учащимся с низким уровнем обучаемости. Учащиеся способные к исследовательской деятельности, умениям делать анализ и выводы обладают достаточным уровнем самостоятельности при выполнении любой работы на уроке. Для достижения оптимального темпа урока с помощью данного способа дифференциации учителя обычно используют групповую форму работы. Например, на уроках математики во 2 классе (учитель Кондратьева В.И.), географии (учитель Николаева Н.С.), русского языка (Титкова О.А.) и др., учителя при выполнении самостоятельной работы формируют разноуровневые группы (3 уровня). В группах высокого уровня работа полностью является самостоятельной. В группах среднего уровня требуется частичная помощь (в виде дополнительных инструкций, схем, подсказок). В группах низкого уровня работа почти полностью осуществляется с помощью учителя. Дифференцированная работа по степени самостоятельности организуется на разных этапах урока: при самостоятельном изучении нового материала, при выполнении практических заданий, при организации самостоятельной работы обучающего характера. В практике работы учителей и организация групп разноуровневого состава, в этом случае слабые учащиеся могут получить помощь не только от учителя, но и от одноклассников. Эффективна дифференциация по степени самостоятельности при выполнении лабораторных работ по физике и химии. Но в системе работы учителей физики (Климкина Г.Ю.) и химии (Щептевой О.В.) такой вид дифференциации практикуется не всегда.
Дифференцированный подход используется в практике работы учителей МБОУ СОШ п. Рощинский и при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние задания распределяются по степени сложности, учащиеся выбирают их самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. В ходе контроля выявлены следующие виды дифференцированного домашнего задания: по степени сложности, опережающие задания творческого или поискового характера (подготовить сообщение по теме..., написать сказку с использованием группы словарных слов, написать отзыв о прочитанной книге), и т.п.
Выводы и предложения:
В содержании и методике преподавания предметов в МБОУ СОШ п. Рощинский прослеживается дифференцированный подход, но его нельзя назвать системным.
Недостаточен уровень организации разноуровневых форм обучения на уроках физики (учитель Климкин Г.Ю.) и химии (учитель Щептева О.В.).
С целью осуществления личностно-ориентированной направленности процесса обучения всем учителям использовать в системе уровневую дифференциацию, как средство развития личностных особенностей учащихся.
Наставникам молодых специалистов по химии и физике Селезневой И.В. и Леденевой Н.А. оказать методическую помощь Климкину Г.Ю. и Щептевой О.В. в использовании дифференцированного подхода.
Зам. директора по УВР _______ Густова Г.Е.