Разработка родительского собрания на тему Режим дня первоклассника


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 109» г.ПермьРазработка родительского собрания
Тема:
«Режим дня первоклассника»
Дата проведения: 25.09.2014 год.
Директор школы: М.А.ШабунинаРодительское собрание
Тема: «Режим дня первоклассника»
Задачи: Показать родителям необходимость соблюдения и выполнения режима дня школьника; Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Вопросы для обсуждения: 1.Здоровье ребенка и школьные нагрузки. 2.Особенности организованного режима дня. 3.Приемы сохранения психического и физического здоровья с помощью режима дня.
1. Орг. момент
- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить, как вы можете помочь своим детям хорошо учиться. На прошлом собрании вы узнали о психологической готовности к обучению в школе, об особенностях шестилетних детей, о проблемах, которые могут возникнуть у них в ходе обучения. Мы договорились, что вы в течение первой четверти будете внимательно наблюдать за детьми и сообщать обо всех отступлениях в их поведении.
Тема сегодняшнего собрания: «Режим дня первоклассника»
2. Режим дня школьников
- У вас на столах лежат листы бумаги, поделенные на две части, и ручки. Пожалуйста, вспомните и запишите режим дня вашего ребенка в левый столбик.
На запись отводится 2-3 минуты. В это время учитель вывешивает плакат: «Режим дня – это серьезно»
- А теперь вы сами сделаете проверку и выполните работу над ошибками. Для этого вам необходимо внимательно прослушать мое выступление, сделать коррективы в левом столбике, а в правом записать ту информацию, с которой вы не были знакомы.
Сообщение учителя: - Режим дня – это серьезно. Удивительно, но часто, когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника, родители считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. В то же время специальные изучения на протяжении последних десятилетий показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье. Выяснилось, что утреннюю гимнастику делают только 37% детей, у 78% продолжительность ночного сна сокращена на 1,5 – 2 часа. Почти все дети проводят у телевизора от 1 до 4 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после школы.
Что же такое рационально организованный режим дня? Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность домашних заданий и творческой деятельности ребенка; во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе; в-третьих, регулярное и полноценное питание и, наконец, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.
Подъем лучше осуществлять за 1-1,5 часа до начала занятий. Есть дети, которым трудно просыпаться по утрам. Их начинайте будить на 10-15 минут раньше, затем дайте это время понежиться в постели. Можно включить подвижную музыку.
Утренняя гимнастика придает бодрость, прогоняет остатки сна. Но если вы ее не выполняете – вряд ли сможете уговорить на это своего ребенка. Завтрак должен быть горячим. Не стоит надеяться, что ребенок поест в школе.
Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, затем отмечается спад работоспособности. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать и обязательно отдохнуть. Нельзя ни в коем случае садиться сразу за уроки. Так, к сожалению, бывает часто. Желательно, чтобы ребенок отдыхал, не лежа у телевизора или сидел за компьютером, а на воздухе, играя в подвижные игры. По гигиеническим нормам время прогулки для школьников младших классов 3-3,5 часа в день. Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, за замечания учителя, нанося тем самым вред здоровью, еще больше снижают работоспособность.
Лучшим отдыхом для ослабленных детей является 1,5-часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Это лучше восстанавливает работоспособность, способствуя разгрузке опорно-двигательного аппарата, и поэтому является хорошей профилактикой нарушений осанки.
Очень важным моментом режима дня является приготовление домашнего задания. Домашнее задание в нашем классе, как правило, заключается в повторении информации по страницам учебника, пройденным в этот день; тренировочном написании букв, их элементов и их сочетаний .Повторение по учебнику надо начинать с вопроса: «О чем вы сегодня на уроке беседовали по этим страницам». Если ребенок не может вспомнить, помогите ему, а не ругайте. Показывая на рисунок, спрашивайте: «Кто это? Что нарисовано? Почему этот предмет нарисован здесь?» Постепенно ребенок начнет вспоминать.
Выполнять письменное задание необходимо с образца учителя: «Какая буква написана? Из каких элементов она состоит? Откуда начнешь вести букву (от верхней линии рабочей строки, от нижней линии рабочей строки, от середины рабочей строки, от середины междустрочного пространства)? Расскажи, как будешь писать букву (например: букву и начну писать от верхней линии рабочей строки, проведу прямую наклонную короткую линию и закруглю около нижней линии рабочей строки; продолжу линию до верхней линии рабочей строки; от верхней линии рабочей строки проведу прямую наклонную короткую линию до нижней линии рабочей строки, закруглю и проведу линию до середины рабочей строки). Далее пробное написание в черновик 2-3 букв. Если они удачны, то можете ребенку разрешить писать в чистовик. Если ребенок допустил ошибки: лишний элемент, не учтен наклон, не доводит элементы до границ строчки, - объясните ему его ошибки и попросите попробовать написать еще раз. Не принуждайте ребенка писать до тех пор, пока не получится как на образце учителя. Оценкой результата является сравнение его домашней работы с работой в классе. Если вы видите у ребенка улучшения, то он свою цель на сегодняшний день достиг.
Максимальная продолжительность выполнения домашнего задания не должна превышать 30 минут. Совершенно необходимы паузы или физкультминутки длиной 10-15 мин для сохранения работоспособности. На уроках мы выучили очень много физкультминуток, попросите детей научить вас.
Имеет значение и время, когда ребенок садится делать уроки. Оптимальным является период с 15 до 16 часов. Если ребенок садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и очень утомительна. Это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит ребенок, мучается вместе с мамой, переписывая с новыми ошибками.
Начинать приготовление уроков надо с менее трудных, затем переходить к более сложным. Для первоклассников наиболее трудными являются чтение и письмо.
Никогда не оставляйте первоклассника выполнять домашнее задание одного. У него еще не сформирована самостоятельность в учебной деятельности. Ребенок нуждается в одобрении своих действий.
Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, на просмотр телевизора. Помните, что младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 40-45 минут в день. Не следует забывать и о гигиенических требованиях: ни в коем случае нельзя смотреть лежа, а только сидя на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; обязательна подсветка сзади, чтобы снизить контрастность экрана.
Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Первокласснику необходимо спать 11, 5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Важно, чтобы время, когда ребенок ложится спать, не зависело от каких-либо причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные гигиенические правила: перед сном не играть в шумные и азартные игры, не заниматься спортом, не смотреть «страшные фильмы», не устраивать перед сном «взбучку».
Итак, вовсе не пустячное это дело – соблюдение рационального режима дня.
Обсуждение прослушанного:
- Все ли из вас правильно организовали режим дня вашего ребенка?
- Можете ли вы предложить какие-то моменты режима дня для его усовершенствования?
- Есть ли родители, которые продолжают считать, что режим дня школьника не важен для его повседневной жизни?
После обсуждения учитель раздает всем родителям памятки «Режим дня первоклассника» и «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?» (см. приложение 1, приложение 2).
- В следующей четверти учитесь жить, соблюдая режим дня ваших детей.
Часть II
1. Итоги 1 четверти
- Вот и закончилась первая четверть. Она была самой трудной и для вас и для ваших детей и для меня. Но, не смотря на это, мы имеем неплохие результаты: из 33 детей на высоком уровне занимаются 8 учащихся (эти дети в будущем вполне могут стать отличниками); у 20 детей ЗУН на среднем уровне; и лишь 5 детей испытывают затруднения в усвоении программы. С детьми последней группы я занимаюсь дополнительно, подбираю для них задания, соответствующие их уровню. Со стороны родителей этих учащихся тоже оказывается помощь. Я думаю, что ребята справятся, у них уже наметился прогресс.
Во II четверти по математике мы будем закреплять знание отрезка натурального ряда; будем продолжать учиться решать математические выражения и задачи; начнем изучение таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
По обучению грамоте продолжим знакомиться с гласными и согласными звуками и буквами, их обозначающими; продолжим учиться читать. К урокам чтения во второй четверти буду давать индивидуальные задания по специальным таблицам для отработки скорости чтения слогов и слов.
На уроки труда потребуется пластилин, а ближе к новому году – цветная бумага, клей, ножницы, картон.
Для уроков окружающего мира заведите конверт для деталей. В конце урока дети будут получать задание – подготовить из разрезной части рабочей тетради какую - либо страницу. Вы дома ее разрезаете по пунктиру и складываете в конверт. К таким урокам будет необходим клей.
Учителя-предметники просили донести до вас такую информацию:
а) учитель рисования – просит проследить вас, чтобы все дети имели клеенки на стол и тряпочку, чтобы альбомы были подписаны.
б) учитель физкультуры – напоминает, что в школе к физкультурной форме существуют определенные требования: белая футболка и темные шорты,спортивная обувь
в) учитель музыки – просит, чтобы вы с детьми слушали не только танцевальную музыку, учились рассуждать об услышанном, тетради подписать.
2. Разное
а) выступление председателя родительского комитета
б) обсуждение хозяйственных мероприятий в классе
в) индивидуальные консультации для родителей
Литература
1.  Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
2.  Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 176 с.
3.  Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 240 с.
Приложение 1
ПАМЯТКА
«РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА»
1 Подъем 7.00-7.05
2 Утренняя гимнастика 7.05-7.15
3 Завтрак 7.15-7.30
4 Умывание, сбор в школу 7.30-7.40
5 Уход в школу 7.40
6 Занятия в школе 8.
7 Приход домой 11.20
8 Прогулка 11.30-13.00
9 Обед 13.00-13.30
10 Дневной сон 13.30-15.00
11 Полдник 15.00-15.30
12 Выполнение домашнего задания 15.30-16.00
13 Прогулка 16.00-17.30
14 Ужин 17.30-18.00
15 Занятия по интересам 18.00-20.30
16 Приготовление ко сну 20.30-21.00
17 Сон 21.00
Приложение 2
ПАМЯТКА
«ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ХОДИЛ В ШКОЛУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.
6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книжками, а не только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя!
УДАЧИ ВАМ!