Презентация по изобразительному искусству на темуДревние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс


Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края.2016 г.Изобразительное искусство5 классКарпенко М. Ю. МКОУ Волошинская ООШ Мир игрушек многообразен, но больше всего нас привлекает прежде всего русская народная. Интерес к ней заметно возрос в последнее время. Он обусловлен усилившимся вниманием к национальной культуре и народным традициям. Народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему миру. Среди русских народных игрушек нет таких, которые несут страх, ужас, зло, насилие. Как бы ни были причудливы, фантастичны отдельные изображения, они, тем не менее, нисколько не устрашают детей. В подавляющем большинстве творения народных мастеров-игрушечников красивы, очаровательны, добры, простодушны, веселы, сказочны и всегда привлекательны. Игрушки Воронежского края. Издавна почитались на Воронежской земле фигурные пряники. Их любили и взрослые и дети. Но для детей пряники были прежде всего забавными игрушками, помогавшими в специфической форме получить представление об окружающем мире. Печатные и вырезные пряники. Печатные не получили широкого распространения на Воронежской земле. А вот вырезные достигли высокого совершенства. Они бытовали во многих местах. Но высокими художественными достоинствами отличались новохопёрские, бутурлиновские, борисоглебские, анинские, ольховатские, павловские и рогачёвские изделия. Воронежская матрёшка. Воронежская матрёшка зародилась во второй половине 60-х годов нынешнего столетия. Это объясняется относительно небольшими запасами древесины липы в Черноземье. Роспись игрушки строится на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма. Поэтому на голове матрёшки красный платок с синими цветами. Такие платки производились в XIX веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии и успешно конкурировали с павловопосадскими. Куклы из золы Вплоть до 30-х годов прошлого столетия куклами из золы одаривали молодожёнов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. При кукле находился маленький куклёнок. Его тулово завёртывали в пелёнку и свивальник.И кукла, и куклёнок изготавливались с «пустым» лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребёнка. Тряпичные куклы из Богучара. Куклы из Богучара вызывают искренний восторг у маленьких и взрослых почитателей народной игрушки. Такая кукла скорее является сувениром, имеет яркую «энтографическую окраску».Строго выдерживаются особенности народного костюма конкретного региона. При изготовлении кукольной одежды внимание мастериц в основном концентрируется на образном строе народного костюма Воронежско - Белгородского пограничья:Новоусманского, Хохольского, Нижнедевицкого, Репьёвского, Каменского, Острогожского районов. Лыковые куклы. Такие куклы также не предназначены для детских игр. Они – сувенирные. Их обычно изготавливают из липового лыка. Воробьёвские умельцы сгибают узкие полоски липового лыка, перевязывают материал в нужном месте, легко превращая сырьё в предельно обобщённую фигурку человека. Лыковую основу куклы наряжают в народный костюм. Традиционное цветовое и орнаментальное решение ансамбля одежды сохраняет влияние языческого восприятия образов окружающего мира, делает лыковую куклу привлекательной Глиняные игрушки. В прошлом были широко распространены на территории нашей Воронежской области. В конце XIX века глиняные игрушки часто продавали на многочисленных ярмарках и базарах. Мастера-игрушечники воспроизводили в них образы окружающего мира: военных и барынь, оленей, коров, коней и т. д. Игрушки украшали наколками «глазков». На их поверхность наносили красные, жёлтые, синие, лиловые, золотые и серебряные краски. Круг художественных образов народной игрушки традиционен. Из глубины веков доносит до нас историческую память об обрядах и ритуалах, сопровождавших наших предков на протяжении всей их жизни, отражает поэтическое восприятие ими окружающего мира. В образах игрушки ярко прослеживаются духовные ценности народного сознания.