Рабочая программа по химии 9 класс (2ч) по программе О.С. Габриеляна

9 класс
Пояснительная записка

Общая характеристика программы
Рабочая программа по неорганической химии для обучающихся 9 класса дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающегося. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно-методическая, организационно-планирующая.

Цели учебного курса
Изучение химии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение учащимися важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Овладение умениями наблюдать химические явления, поводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул и уравнений химических реакций;
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе поведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи учебного курса
При изучении курса химии на базовом уровне в 9 классе большое внимание уделяется её связи с биологией, литературой, пользуясь необычным способом описания веществ или химических процессов. Впервые вводится понятие органической химии.
Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 9 класс являются:
- знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов).
- расширение представлений о свойствах важных в народно-хозяйственном отношение веществ.
- углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.

Нормативные документы,
на основании которых разработана программа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011г. №МД 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»   (с рекомендациями)
Примерные программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03-1263).
Авторская программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2011.
ООП МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова;


Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для
8-11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /О.С.Габриелян 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2011. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Обоснование выбора программы
Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы, рассмотренный в 8 классе, позволяет учащимся более осознано и глубоко, изучать фактический материал в 9 классе – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Содержание программы составляет основу для развития важных мировоззренческих идей, таких как: материальное единство всех веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ – их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах.
В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства металлов главных подгрупп I, II групп, алюминия, железа и их соединений; неметаллов главных подгрупп VII, VI, V, IV подгрупп, водорода и их соединений. Основным содержанием курса химии 9 класса является изучение химии элементов в связи с биологией, медициной, историей, литературой.
Наряду с этим в курсе раскрываются также свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ.
Курс завершается знакомством с миром органических веществ, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов; биологии 6-9 классов, где учащиеся знакомятся с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Информация о внесенных изменениях в программу
На основании календарного учебного графика на 2016-2017 уч.г. количество часов, отведенных на изучение курса химии 9 класса сокращено с 68ч до 66ч., изучение темы «Обобщение знаний по химии за курс основной школы», сокращено с 8ч. до 7ч. (тема «Кислоты» повторяется вместе с темой «Основания»).
В разделе «Неметаллы» в содержание урока по теме «Сера» добавлено рассмотрение материала по теме «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ.

Место и роль предмета
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса химии на ступени основного общего образования выделено 136 часов, в том числе в 8 классах – 70 часов (2 часа в неделю), 9 классах – 68 часов (2 часа в неделю) за учебный год. В курсе химии 9 класса предусмотрены 3 контрольные и 6 практических работ.

Общая характеристика учебного процесса
Реализация данной рабочей программы предполагает сочетание разных форм и методов обучения.
Формы учебных занятий: лекция, урок-беседа, урок постановки проблем и их решения, урок целеполагания, метапредметный урок, межпредметный урок, урок-консультация, практикум, урок обобщения, контрольные работы и др.
В обучении химии возможно использование практически всех видов компьютерных обучающих программ: электронные учебники, тренажеры, контролирующие программы. Целесообразно сочетать их с другими видами некомпьютерных технологий обучения, совмещать с другими средствами обучения. Реализация данной рабочей программы предусматривает использование видеофильмов, особенно при проведении виртуального химического эксперимента.
Виды учебной деятельности: проектная деятельность, учебно-поисковая деятельность, учебно-исследовательская деятельность и др.
Важнейшим методом и средством обучения химии является химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который является и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в усвоении материала курса.
Химический эксперимент в рабочей программе представлен демонстрационным и ученическим (лабораторные опыты и практические работы).
Демонстрационный химический эксперимент – главное средство наглядности на уроке. Требования к демонстрационному эксперименту:
Наглядность;
Простота – в приборах не должно быть нагромождения лишних деталей. Следует помнить, что объект изучения не прибор, а химический процесс, происходящий в нем.
Безопасность (при получении газов, опытов со взрывом необходимо использовать защитный экран, вытяжной шкаф)
Надежность – неудавшийся опыт вызывает разочарование у учащихся
Техника выполнения опыта должна быть безукоризненная.
Необходимость объяснения демонстрационного эксперимента. Перед демонстрацией опыта необходимо указать на цель эксперимента, сориентировать наблюдения эксперимента учащимися, после проведения опыта сделать выводы.
Ученический эксперимент.
Особое место в рабочей программе отведено лабораторным опытам, дидактическая цель которых состоит в приобретении новых знаний, т. к. они проводятся при изучении нового материала. Лабораторные опыты по форме организации могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.
Оформление результатов опытов следует вести в рабочих тетрадях. Недостатком лабораторных опытов является то, что при их выполнении невозможно формировать экспериментальные умения и навыки. Эту задачу выполняют практические работы двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Проведение практических работ в рабочей программе предусмотрено в конце изучения темы, и их целью является закрепление и систематизация знаний, формирование и развитие экспериментальных умений учащихся. При выполнении ученического эксперимента необходимо учитывать следующие этапы:
Осознание цели опыта.
Изучение веществ.
Монтаж прибора, если это необходимо.
Выполнение опыта.
Анализ результатов
Объяснение полученных результатов, написание химических уравнений.
Формулировка выводов и составление отчета.
Технологии обучения (в т.ч. возможной внеурочной деятельности)
индивидуально-ориентированная,
разноуровневая (дифференцированный подход),
ИКТ
критического мышления

Виды и формы контроля
При реализации содержания рабочей программы формы, виды и методы контроля предусмотрены самые разнообразные в зависимости от целей и специфики изученного материала:
Формы контроля:
По способу организации: индивидуальная; групповая; фронтальная; дифференцированная.
По способу подачи информации: устная, письменная, экспериментальная и компьютерная.
Виды контроля:
Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений учащихся в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы по предмету.
Текущий контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке.
Тематический контроль проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года.
Заключительный контроль завершает процесс изучения предмета в учебном году и проводится в форме итоговой контрольной работы или контрольного теста.
Проведение мониторинговых контрольных срезов могут дать объективные данные об уровне подготовки выпускников. Главная цель таких срезов – выявление уровня усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы. Анализ результатов мониторинга позволит получить информацию об уровне подготовки выпускников, выявить пробелы в знаниях.
Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов: теоретических знаний (устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант, семинарские занятия), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы).
Принцип конструирования, как отдельных знаний, так и их системы состоит в следующем: содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В измерителях сочетаются такие виды заданий: с выбором ответов, кратким ответом, свободным ответом, а также практические задания. Задания-измерители используются при текущей и тематической проверке знаний учащихся. В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний, по отработке умений и навыков учащихся.
В рабочей программе предусмотрено проведение контрольных работ, которые охватывают обязательный минимум содержания образовательной программы. Проведение контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки.
Использование цифровых образовательных ресурсов даёт возможность проводить дифференцированное обучение, реализовывать контроль знаний учащихся, формировать приёмы умственной деятельности и мотивационной сферы ученика.

Результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «химия» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение и аналогия, классификация, анализ и синтез, систематизация и обобщение.
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Изучение химии способствует решению общей цели естественно-научного образования – дать единое представление о природе, сформировать естественно-научную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной или игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.);
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
понимание проблемы, умение составить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.
Используемый учебно-методический комплект
О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015. Этот учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», входит в Федеральный перечень учебников.
О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). Содержание программы

Тема,
количество
часов
Понятийный аппарат
(дидактические единицы)

Планируемый результат


Система диагностики


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
(6 часов)
Строение атома, характер простого
вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). Генетические ряды металла и неметалла
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева










Знать план характеристики химического элемента
Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойства их оксидов и гидроксидов
Уметь характеризовать химические
элементы по положению в периодической системе и строению атома
Знать понятие «амфотерность»
Уметь характеризовать свойства амфотерных оксидов и гидроксид
Уметь составлять генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента
Знать определения оксидов, кислот, оснований, солей с позиций теории электролитической диссоциации, химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Уметь составлять уравнения химических реакций для подтверждения химических свойств кислот, оснований, оксидов, солей в свете ТЭД и ОВР
Знать формулировку периодического закона Д.И. Менделеева, значение периодического закона и периодической системы
Уметь объяснять значение периодического закона для развития науки в целом
Уметь пользоваться периодической системой
Текущий
контроль





























Тема 1. Металлы
(15 часов)
Характеристика положения металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Относительность деления химических элементов на металлы и неметаллы. Щелочные и щелочно-земельные металлы. Пластичность, электропроводность и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.
Легкие и тяжелые металлы
Сплавы и их классификация.
Характеристика сплавов.
Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химические свойства конкретных металлов.Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро-, электрометал-лургия. Алюминотермия.
Микробиологические методы
получения металлов
Химическая и электрохимическая коррозия. Способы борьбы с коррозией
Характеристика щелочных металлов по плану:
1. Строение атомов в сравнении.
2. Щелочные металлы - простые
вещества, их физические и химические свойства. Способы получения щелочных металлов.
Обзор кислородных соединений
металлов (оксидов и гидроксидов)
в сравнении. Соли щелочных металлов. Природные соединения щелочных металлов. Понятие о калийных удобрениях
Характеристика металлов главной
подгруппы II группы по плану:
1. Строение атомов в сравнении.
2. Элементы II группы главной подгруппы - простые вещества, их
физические и химические свойства
Обзор соединений металлов главной подгруппы II группы-оксиды, гидроксиды и соли, их свойства. Качественные реакции на ионы кальция и бария. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк)
Строение атома, физические и
химические свойства алюминия -
простого вещества. Применение
алюминия и его сплавов.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозем и его модификации. Распространение алюминия в природе.
Особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа. Степени окисления железа в соединениях. Физические и химические свойства железа - простого вещества. Значение железа и его сплавов в народном хозяйстве.
Характеристика химических
свойств оксидов и гидроксидов железа (П) и (Ш).
Важнейшие соли железа (П) и (Ш).
Качественные реакции на ионы
Fe2+ и FеЗ+. Железо в природе. Роль железа в жизнедеятельности
живых организмов











Знать особенности строения атомов металлов, их положение в периодической системе химических элементов
Уметь применять знания о металлической связи и кристаллической решетке металлов для разъяснения физических свойств металлов - простых веществ
Уметь описывать свойства и области применения сплавов
Знать химические свойства металлов
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями
Уметь объяснять свойства металлов в свете представлений об окислительно- восстановительных процессах; применять
электрохимический ряд напряжений металлов при объяснении и прогнозировании реакций между металлами и растворами кислот и солей
Знать общие способы получения металлов
Уметь объяснять способы получения
металлов в свете представлений об
окислительно-восстановительных процессах; применять электрохимичес-кий ряд напряжений металлов при объяснении и прогнозировании реак-ций между металлами и растворами солей
Знать понятие «коррозия», виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии
Уметь объяснять механизмы коррозии
Знать положение щелочных металлов в периодической системе, их строение, зависимость свойств от строения
Уметь характеризовать общие свойства щелочных металлов, составлять уравнения химических реакций на основе химических свойств натрия и калия
Знать свойства соединений щелочных металлов
Уметь подтверждать уравнениями
химических реакций свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов
Знать положение металлов в периодической системе, их строение и свойства
Уметь разъяснять общие и особые свойства металлов данной подгруппы (элемента и простого вещества), составлять уравнения химических реакций
Знать качественные реакции на ионы кальция и бария
Уметь характеризовать свойства
важнейших соединений кальция, осуществлять цепочки превращений
Знать области применения соединений кальция в народном хозяйстве
Знать строение атома алюминия, физические свойства и особенности химических свойств
Уметь составлять уравнения
реакций, характеризующих химические свойства алюминия.
Знать области применения алюминия и его сплавов
Знать важнейшие соединения алюминия, амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия, области применения
Уметь разъяснять явление амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия; характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия, записывать уравнения реакций с их участием
Знать особенности строения металлов побочных подгрупп на примере железа, физические и химические свойства железа - простого вещества.
Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа в свете ОВР
Знать области применения железа и его сплавов
Знать химические свойства соединений железа (П) и (Ш), качественные реакции на Fе2+ и FеЗ+
Уметь составлять генетические ряды железа (П) и (Ш), записывать соответствующие уравнения реакций
Знать понятие «доля», формулы для расчета массовой и объемной доли
Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по заданной доле выхода продукта реакции
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №1 по теме «Металлы»



























Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3часа)

Осуществление цепочки химических превращений металлов
Получение и свойства соединений металлов
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение
веществ







Знать правила техники безопасности
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
Уметь на практике применять знания о генетической связи между классами неорганических веществ
Уметь доказывать экспериментально состав изученных веществ. Соблюдать
правила техники безопасности при работе с реактивами
Уметь определять качественный состав различных солей, предполагать признаки химических реакций, проверять высказанные предположения экспериментально
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Отчет о выполнении практических работ №1-3



Тема 3. Неметаллы
(23 часа)

Положение неметаллов в
периодической системе,
особенности строения их атомов.
Электроотрицательность, как мера
неметалличности, ряд ЭО.
Кристаллическое строение
неметаллы - простых веществ.
Аллотропия. Физические свойства
неметаллов. Относительность
понятий «металл» - «Неметалл».
Кислород и озон. Состав воздуха.
Водород в природе.
Характеристика химических
свойств: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами.
Получение и применение водорода.
Строение атомов галогенов, их
степени окисления. Строение
молекул галогенов. Галогены -
простые вещества. Закономерности
в изменении их физических
свойств в зависимости от роста
порядкового номера. Закономерности в изменении химических свойств галогенов в зависимости от роста порядкового номера.
Галогены в природе. Галит.
Галогеноводороды. Хлороводород
и соляная кислота. Хлориды, их
применение в народном хозяйстве. Получение галогенов электролизом расплавов солей. Биологическое значение галогенов. Применение хлора и соединений фтора, хлора, иода. Поваренная соль, как консервант пищевых продуктов
Строение атома серы и степени
окисления. Аллотропия серы.
Химические свойства серы.
Демеркуризация. Сера в природе.
Биологическое значение серы. Применение серы. Кислород. Сероводород и сульфиды. Сероводород – восстановитель.
Получение и свойства оксидов
серы (IV) и (VI), как кислотных
оксидов.
Характеристика реакций
2S02+0213 EMBED Equation.3 14152S03+Q
и рассмотрение условий смещения
химического равновесия вправо.
Сернистая кислота и ее соли
Характеристика состава и свойств
серной кислоты в свете представлений ТЭД и ОВР. Сравнение свойств
концентрированной и разбавленной серной кислоты. Сульфаты. Производство серной кислоты. Сырье, химизм процессов. Аппаратура. Области применения серной кислоты
Строение атомов азота. Строение
молекул азота. Физические и
химические свойства азота в свете ОВР.
Биологическое значение азота.
Фиксация его клубеньковыми
бактериями. Круговорот азота в природе
Строение молекул аммиака.
Физические свойства, получение,
собирание, распознавание.
Химические свойства аммиака:
восстановительные и образование
иона аммония по донорно-
акцепторному механизму.
Соли аммония: состав, получение,
физические и химические
свойства. Применение солей аммония в народном хозяйстве.
Распознавание солей аммония
Оксиды азота(II) и (IV). Состав и свойства азотной кислоты: взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с
медью.
Нитраты и нитриты, их свойства
(разложение при нагревании),
представители. Применение.
Проблема повышенного
содержания нитратов и нитритов в
сельскохозяйственной продукции.
Азотные удобрения
Строение атома. Аллотропия.
Сравнение свойств красного и
белого фосфора, их применение.
Химические свойства фосфора.
Биологическое значение фосфора
Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, ее соли.
Фосфор в природе. Фосфорные удобрения
Строение атома углерода.
Aллотропия, свойства
модификаций - алмаза и графита.
их применение. Древесный и
активированный уголь. Адсорбция,
ее применение. Химические
свойства углерода. Круговорот углерода. Биологическое значение углерода
Строение молекул СО и CО2.
Физические и химические свойства
газообразных веществ. Получение и применение СО и СО2. Их биологическое значение.
Углекислый газ как средство для тушения пожаров
Углерод в природе. Представители
карбонатов: кальцит, сода, поташ, и их значение в природе. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк)
Строение атома. Сравнение его
свойств со свойствами атома
углерода. Кристаллический
кремний. Сравнение его свойств со
свойствами углерода. Кремний в
природе, оксидные, силикатные и
алюмосиликатные соединения.
Биологическое значение кремния.
Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния для живой и неживой природы. Производство стекла, фарфора, цемента. Их применение в народном хозяйстве
Расчёты по химическим формулам.
Расчеты массовой доли вещества в растворе. Расчёт массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции и исходных веществ по химическим уравнениям
Уметь применять знания периодической системы и строения атома при характеристике элементов.
Уметь применять знания периодической системы и строения атома при характеристике простых веществ; разъяснять зависимость качественных изменений от количественных на примере явления аллотропии.
Знать различия понятий: элемент и простое вещество на примере водорода.
Уметь характеризовать
физические и химические свойства водорода и записывать уравнения реакции, подтверждающих эти свойства.
Знать химические свойства галогенов. Уметь составлять уравнения химических реакций,
характеризующих химические свойства галогенов.
Уметь давать характеристику
элементов галогенов по их положению в периодической системе.
Знать реакции лабораторного способа получения хлороводорода; качественные реакции на галогенид ионы; свойства соляной кислоты
Знать области применения и биологическое значение галогенов и их соединений.
Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства соляной кислоты и рассматривать их с точки зрения ТЭД и ОВР
Знать строение атомов серы; степени окисления; физические свойства серы, ее аллотропные видоизменения
Уметь сравнивать свойства серы и кислорода - простых веществ; разъяснять эти свойства в свете представлений ОВР
Знать физические и химические
свойства сероводорода; качественную реакцию на сульфид-ион.
Уметь подтверждать свойства сероводорода уравнениями химических реакций в свете ТЭД.
Знать свойства оксидов серы (IV) и (VI), записывать уравнения реакции, подтверждающих эти свойства.
Уметь пользоваться принципом
Ле - Шателье на конкретном примере
Знать свойства серной кислоты, уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты и разъяснять их в свете ТЭД и ОВР
Знать свойства сульфатов,
качественную реакцию на сульфат-ион.
Знать химические реакции, лежащие в основе производства серной кислоты контактным способом
Уметь разъяснять значение серной кислоты для народного хозяйства.
Знать физические и химические
свойства азота - простого вещества.
Уметь применять знания периодической системы, строения атома при характеристике химических элементов и простых веществ; уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства азота и разъяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и закономерностей протекания химических реакций
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом (горение и каталитическое окисление, взаимодействие с водой и кислотами; разъяснять их в свете ТЭД и ОВР
Знать уравнение реакции синтеза аммиака и уметь разъяснять закономерности ее протекания, общие научные принципы производства аммиака
Знать качественную реакцию на ион аммония.
Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические
свойства солей аммония и разъяснять их в свете ТЭД
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами)
Знать области применения азотной
кислоты в народном хозяйстве
Знать свойства нитратов и нитритов
Знать области применения нитратов
Уметь писать уравнения химических реакций разложения при нагревании нитритов и нитратов
Знать аллотропные видоизменения
фосфора, его биологическую роль
Уметь составлять схему строения атома фосфора, записывать уравнения реакций с участием фосфора
Уметь составлять уравнения
химических реакций, подтверждающих химические свойства оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты со щелочами.
Знать качественную реакцию на
фосфат-ион.
Знать состав фосфорных удобрений
Знать свойства углерода - простого вещества, иметь представление об аллотропных видоизменениях углерода, адсорбции.
Знать строение атома углерода.
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих химические свойства углерода
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих химические свойства оксида углерода (II) (горение, восстановление металлов
из их оксидов) и оксида углерода (IV) (взаимодействие с водой и раствором щелочи); сравнивать по химическим свойствам оксид углерода (II) с оксидом углерода (IV)
Знать физиологическое действие угарного газа на организм
Знать качественную реакцию на карбонат- ион.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих превращение карбонатов в гидрокарбонаты и обратно
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих свойства кремния
Уметь составлять уравнения
химических реакций, характеризующих свойства оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.
Знать состав и свойства цемента, стекла.
Уметь характеризовать свойства строительных материалов, перспективы развития силикатной промышленности
Уметь решать задачи на вычисление
массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.
Уметь вычислять по химическим уравнениям массу (объем, количество вещества) исходных веществ и продуктов реакции
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №2
по теме «Неметаллы»
















































Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3часа)

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»
Получение, собирание
и распознавание газов











Знать правила техники безопасности
Уметь экспериментально доказывать качественный состав серной кислоты. Распознавать сульфаты, предполагать признаки химических реакций, проверять высказанные предположения экспериментально, соблюдать правила техники безопасности
Уметь самостоятельно выполнять
пробирочные опыты, используя
предложенные вещества, брать пробы веществ, проводить и описывать результаты наблюдений; делать выводы,
Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием.
Уметь получать, собирать и распознавать водород, кислород, углекислый газ и аммиак
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Отчет о выполнении практических работ №4-6





Тема № 5. Органические вещества (10часов)

Органическая химия - химия
соединений углерода. Особенности органических веществ. Вещества органические и неорганические, относительность этих понятий. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Природные источники углеводородов. Нефть, каменный уголь и природный газ, их применение
Гомологический ряд предельных
углеводов (алканов). Радикалы.
Изомеры. Физические и химические свойства алканов (реакция горения, замещения и дегидрирования). Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Гидратация этилена. Реакции полимеризации, мономеры, полимеры. Полиэтилен и его значение.
Качественные реакции на двойную
связь: реакция с бромной водой и раствором перманганата калия
Спирты, их атомность. Метанол,
этанол. Окисление этилового
спирта в уксусный альдегид.
Трехатомный спирт - глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Альдегидная группа и общая формула альдегидов. Формальдегид или метаналь и уксусный альдегид или этаналь. Качественная реакция на альдегиды. Карбоксильная группа.
Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Свойства
карбоновых кислот: взаимодействие с Ме, основными оксидами, основаниями, солями. Применение уксусной кислоты, как консерванта пищевых продуктов. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Применение сложных эфиров. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших жирных кислот. Применение жиров. Калорийность жиров. Аминокислоты и их амфотерность. Получение аминокислот из карбоновых кислот. Реакция поликонденсации. Пептидная связь. Полипептиды. Строение и биологическая роль белков. Качественные реакции на белки. Калорийность белков. Углеводы. Моносахариды. Дисахариды, полисахариды. Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.
Биологическая роль углеводов. Калорийность углеводов
Знать особенности органических веществ.
Уметь определять валентность элементов в составе органических веществ
Знать гомологический ряд алканов,
их радикалы, химические свойства алканов.
Уметь писать структурные формулы алканов и их изомеров; давать названия веществам; писать уравнения химических реакций, характеризующие их химические свойства
Знать химическое строение молекулы этилена, качественные реакции на двойную связь.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства этилена
Знать физические свойства метанола и этанола, уравнение реакции окисления этанола; качественную реакцию на
многоатомные спирты
Знать качественную реакцию на альдегиды
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства метаналя
Уметь писать уравнения
химических реакций, подтверждающие свойства карбоновых кислот
Уметь писать уравнение реакции получения сложных эфиров.
Знать применение жиров.
Уметь писать формулы жиров.
Знать состав и строение аминокислот.
Знать строение и биологическая роль белков. Качественные реакции на белки
Знать состав углеводов, их физические и некоторые химические свойства;
качественные реакции на глюкозу
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №3
по теме «Органические соединения»






















































Тема №6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
(7 часов)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Химическая связь. Виды химической связи (ионная, ковалентная полярная и неполярная, металлическая, водородная). Типы кристаллических решеток; связь типов кристаллических решеток с видом химической связи. Характерные свойства веществ с определенным типом кристаллической решетки.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ;
тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные основания и кислоты) и соли: состав, классификация и общие свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления
Состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства оксидов.
Состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства оснований.
Состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства кислот.
Состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства
солей.








Знать формулировку периодического закона Д. И. Менделеева.
Уметь объяснять физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп.
Уметь давать характеристику химическим элементам (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
Знать виды химической связи и механизмы их образования
Уметь составлять схемы образования химической связи в соединениях
Уметь определять виды химической связи и типы кристаллических решеток в соединениях
Знать классификацию химических реакций по различным признакам
Уметь классифицировать химические реакции по различным признакам.
Уметь составлять уравнения химических реакций различных типов.
Уметь характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ; определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца.
Знать сущность окислительно-восстановительных реакций.
Уметь объяснять уравнения реакций с точки зрения процессов окисления и восстановления.
Знать определение, классификацию и химические свойства оксидов.
Уметь составлять уравнения реакций для подтверждения химических свойств оксидов в свете ТЭД и ОВР
Знать определение, классификацию и химические свойства оснований.
Уметь составлять уравнения реакций для подтверждения химических свойств оснований в свете ТЭД и ОВР
Знать определение, классификацию и химические свойства кислот.
Уметь составлять уравнения реакций для подтверждения химических свойств кислот в свете ТЭД и ОВР
Знать определение, классификацию и химические свойства солей.
Уметь составлять уравнения реакций для подтверждения химических свойств солей в свете ТЭД и ОВР
Текущий,
итоговый
контроль





















































Учебно-тематический план



п/п

Название главы

Кол-во
часов


Практические
работы

Контрольные
работы

1
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
6



2
Тема 1. Металлы
15

Контрольная
работа №1

3
Тема 2. Практикум №1 Свойства металлов и их соединений
3

№1, 2, 3


4
Тема 3. Неметаллы
23

Контрольная
работа №2

5
Тема 4. Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений
3
№ 4, 5, 6


6
Тема 5. Органические вещества
10

Контрольная
работа №3

7
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
7




Итого:
66
6
3

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии учащиеся должны:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.



Учебно-методическое обеспечение курса химии

Основная литература
О.С. Габриелян О.С. . Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2011.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.

Методическая литература
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8-9 кл. методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». – М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009.

Информационное обеспечение курса
Электронные ресурсы
Основные табличные формы периодической системы. – М, 2006
Гипотеза о системном законе. – М, 2006
Химия общая и неорганическая, 10-11 класс. - М.: Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001.
Общая химия. 275 уроков. - М.: Магнамедиа, 2005.
Неорганическая химия. 275 уроков. - М.: Магнамедиа, 2005.
Тренажёр по химии. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М.: ООО «Меридиан»,2004.
Электронный учебник по неорганической химии. - М.: Магнамедиа, 2005.
Электронный учебник по общей химии. - М.: Магнамедиа, 2005.
Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. - М.: 1998.

Видеофильмы из серии «Школьный химический эксперимент»
(М.: Современный гуманитарный университет, 2003.)
Кислород. Водород.
Вода. Растворы. Основания.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Химическая связь.
Галогены. Сера.
Азот и фосфор.
Углерод и кремний (в 2-х частях)
Металлы главных подгрупп (в 2-х частях)
Общие свойства металлов.
Железо и медь.
Коррозия металлов.

Интернет-ресурсы

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»http://him.1september.ru
ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
Мир химии http://chem.km.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru
Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена
http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии

Материально-техническое обеспечение курса химии

Мультимедиа проектор
Компьютер
Интерактивная доска












Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс

№ п/п
№ п/п
в четверти
Дата
Тема урока
Форма контроля
Примечание

1 четверть

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)



01.09
Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева





06.09
Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева





08.09
Переходные элементы. Амфотерность





13.09
Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления





15.09
Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления





20.09
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома



Тема 1. "Металлы" (15ч.)



22.09
Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева, особенности строения их атома. Физические свойства металлов. Сплавы





27.09
Химические свойства металлов





29.09
Основные способы получения металлов





04.10
Коррозия металлов





06.10
Общая характеристика щелочных металлов





11.10
Соединения щелочных металлов





13.10
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы





18.10
Соединение щелочноземельных металлов





20.10
Алюминий



2 четверть


1.
01.11
Соединения алюминия




2.
03.11
Железо




3.
08.11
Генетические ряды железа (II) и железа (III)




4.
10.11
Решение расчетных задач




5.
12.11
Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы"




6.
17.11
Контрольная работа №1 по теме "Металлы"
к/р


Тема 2. "Практикум №1 "Свойства металлов и их соединений" (3ч.)


7.
22.11
Практическая работа №1. Осуществление превращений
п/р



8.
24.11
Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов
п/р



9.
29.11
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
п/р


Тема 3. "Неметаллы" (23ч.)


10.
01.12
Общая характеристика неметаллов




11.
06.12
Водород




12.
08.12
Общая характеристика галогенов




13.
13.12
Соединения галогенов




14.
15.12
Сера. Кислород




15.
20.12
Оксиды серы (IV) и (VI). Сероводородная и cернистая кислоты




16.
22.12
Серная кислота и её соли



3 четверть


1.
10.01
Азот




2.
12.01
Аммиак




3.
17.01
Соли аммония




4.
19.01
Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота




5.
24.01
Нитраты и нитриты. Азотные удобрения




6
26.01
Фосфор




7.
31.01
Соединения фосфора




8.
02.02
Углерод




9.
07.02
Оксиды углерода




10.
09.02
Угольная кислота. Карбонаты




11.
14.02
Кремний




12.
16.02
Силикатная промышленность




13.
21.02
Решение расчетных задач




14.
28.02
Решение расчетных задач




15.
02.03
Обобщение и систематизация знаний по теме "Неметаллы"




16.
07.03
Контрольная работа №2 по теме "Неметаллы"
к/р


Тема 4. "Практикум №2 "Свойства неметаллов и их соединений" (3ч.)


17.
09.03
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода"
п/р



18.
14.03
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа азота и углерода"
п/р



19.
16.03
Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов
п/р


4 четверть

Тема 5. "Органические вещества" (10ч.)


1.
28.03
Предмет органической химии




2.
30.03
Предельные углеводороды - метан и этан




3.
04.04
Непредельные углеводороды. Этилен




4.
06.04
Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин




5.
11.04
Понятие об альдегидах. Уксусный альдегид




6.
13.04
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Уксусная кислота




7.
18.04
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры




8.
20.04
Понятие о аминокислотах. Белки




9.
25.04
Понятие об углеводах




10.
27.04
Контрольная работа №3 по теме "Органические соединения"
к/р


Тема 6. "Обобщение знаний по химии за курс основной школы" (7ч.)


11.
02.05
Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома




12.
04.05
Типы химических связей




13.
11.05
Классификация химических реакций




14.
16.05
Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла




15.
18.05
Оксиды




16.
23.05
Основания. Кислоты
























Root Entry