Конспект занятия Давайте жить дружно!


Технологическая карта занятия, направленного на формирование БУД
Направление деятельности: занятие по ценностно-ориентировочной деятельности;
Воспитатель: Патрунина Екатерина Васильевна
Класс: 4
Тема занятия: Давайте жить дружно!
Тип занятия: комбинированное;
Форма занятия: занятие с использованием элементов практической работы (практикум)
Блок целеполагания
Дидактическая цель (в зависимости от типа занятия )Задачи: Воспитательные Воспитывать умение слушать друг друга, культурно общаться, быть терпимыми.
Учить уважать мнение одноклассников, чувствовать ответственность за их успеваемость.
Коррекционно-развивающие Способствовать развитию мышления через использование коррекционно-развивающих упражнений.
Способствовать развитию связной устной речи через использование зрительных опор, вопросов, заданий и ситуаций, побуждающих воспитанников к диалогу.
Способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы и развитию личностных качеств воспитанников через приучение их к свободному выражению своих чувств, к самоконтролю, усидчивости и выдержке.
Образовательные
Создать условия для закрепления и усвоения знаний о дружбе.
Предполагаемые результаты
Формируемые БУД
(компонент жизненных компетенций) Предметные (академический компонент)
Личностные
-формирование познавательных потребностей и мотивов;
-развитие эстетических потребностей. Познавательные
-формирование умения анализировать и систематизировать информацию; извлекать необходимую информацию из текста. Регулятивные
-формирование умения планировать и регулировать свою деятельность;
-выполнять задания в соответствии с целью;
-формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные
-Умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;
-умение корректировать поведение. Минимальный максимальный
Знать что такое дружба Формулировать законы дружбы
Инструментальный блок.
Основные понятия:
- предметные: дружба
- метапредметные (ситуации в жизни).
Межпредметные связи Внеклассная работа, развитие речи
Формы организации деятельности И; Г; Ф
Технология (на этапе …) Здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, право выбора, смена видов деятельности, физкультминутка, ИКТ (в течение всего занятия).Ресурсы - для воспитателя: мультимедийная установка, презентация; печатный материал;
- для обучающихся, воспитанников: раздаточный печатный материал (пословицы, текст с притчей, задания), ладони, ручки.
Организационно - деятельностный блок.
Цели этапа
Методы и
Приёмы
Деятельность воспитателя
Деятельность обучающегося, воспитанника Коррекцион-ная работа
Планируемые результаты
Базовые учебные действия (компонент жизненной компетенции)
Л;К;П;Р. Предметные результаты (академический компонент)
I вариант Мин достаточный
I. Орг. момент (мотивация к учебной деятельности) Включение в УД на личностно значимом уровне
Психологический настрой
Приветствует обучающихся воспитанников, настраивает на занятие.
Проверяет готовность к занятию.
Приветствует воспитателя, проверяет готовность к занятию.
Л: мотивация учебной деятельности.
II.Актуализация знаний Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Чтение с заданием. Предлагает обучающимся, воспитанникам прочитать текс (притчу).
Обучающиеся, воспитанники работают с текстом, работают с вопросами.
П: анализ информации.
Р: принятие аргументов воспитателя по оценке выполненной работы.
К: сотрудничество. Правильно формулировать предложения, при работе с вопросами
III.Целеполагание (выявление места и причины затруднения)
Выявление и фиксация места и причины затруднения. «По думай-ка!» Предлагается определить тему занятия с опорой на притчу.
Участвуют в беседе. Высказывают свои предложения. Формулируют цели, на основе темы занятия. Помощь в формулировании темы (Пупышева С.,Разумовой Л.) П: формулировать познавательную цель, тему занятия. IV. Осознание и осмысление блока новой учебной информации кадетами
Построение проекта выхода из затруднения Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Построение и фиксация нового знания.
Аудиозапись
Малоподвижная игра
Выбери ответ «С чего начинается дружба?»
Предлагает послушать песенку «С голубого ручейка начинается река , ну а дружба начинается с улыбки» ( Сл.М. Пляцковского, муз. В. Шаинского
Предлагается выбрать ответ на вопрос « С чего начинается дружба?»
Предлагает поиграть в игру «Клубочек»
  Прослушивают аудиозапись.
Выбирают из предложенных на рабочих листах вариантов ответ на вопрос.
Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты рядом со мной».
При необходимости советуется с сильным воспитанником (Пупышев А).
При необходимости советуется с соседом. П: умение анализировать.
Р: готовность принимать новую информацию.
К: осознанное составление речевых высказываний.
К: осознание речевых высказываний.
Р: выполнять задания в соответствии с целями. Осознание с чего начинается дружба
Выбирать из предложенных вариантов ответ на вопрос.
Реализация построенного проекта
«Послушай-ка!»
Предлагает послушать стихотворение (прочитанное воспитанником), подобрать пословицу отражающую суть стихотворения Высказывают предложения. Подбирают наиболее точное название. Л: навыки сотрудничества.
П: умение анализировать ситуацию.
Р: умение действовать по инструкции.
К: умение поддерживать коммуникацию. V.Включение в систему знаний и повторение
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
(включение с физкультминуткой) Физкультминутка (игра «Качества настоящего друга»)
Дополни предложение Предлагается в процессе игры определить качества, относящиеся к настоящему другу и похлопать в ладоши, если не относятся, то присаживаться.
Предлагается дополнить предложение, используя слова подсказки «Настоящий друг должен обладать такими качествами, как…» Обучающиеся воспитанники выбирают качества настоящего друга из предложенных качеств.
Дополняют предложение, используя подсказки.
Работа слабого воспитанника в паре более сильнымР: выполнять задания в соответствии с целью.
П: ориентация в тексте, поиск и выделение необходимой информацией;
К: осознанное составление речевых высказываний.
называть качество настоящего друга VI.Итог занятия
Осознание метода построения нового знания Детям предлагается в парах собрать предложения из предложенных карточек.
Собирают предложения из рабочих карточек. Зачитывают получившийся закон дружбы.
Воспитанник выступает со стихотворением. Р: умение действовать в соответствии с инструкцией. К: - умение строить понятное высказывание; - умение договориться.
К: слушать собеседника. XII.Рефлексия воспитательной деятельности
Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, Приём «Ладошки» Предлагается оценить свой класс, опираясь на законы дружбы. Оценивают класс Л:формирование активной позиции ребёнка.
Р: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность класса. Кировское областное государственное образовательное
бюджетное учреждение, школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья п. СветлополянскаВерхнекамского района
(КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска)
Приложение к технологической карте занятия направленного на формирование БУД
по ценностно-ориентировочной деятельности
« Давайте жить дружно!»
Тип занятия: комбинированноеФорма занятия: занятие с использованием элементов практической работы (практикум)
Класс: 4
Воспитатель: Патрунина Екатерина Васильевна
2016г
Тема: Давайте жить дружно.
Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
-Способствовать развитию мышления через использование коррекционно-развивающих упражнений.
-Способствовать развитию связной устной речи через использование зрительных опор, вопросов, заданий и ситуаций, побуждающих воспитанников к диалогу;
-Способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы и развитию личностных качеств воспитанников через приучение их к свободному выражению своих чувств, к самоконтролю, усидчивости и выдержке.
Образовательные: Создать условия для закрепления и усвоения знаний о дружбе.
Воспитательные:
-Воспитывать умение слушать друг друга, культурно общаться, быть терпимыми.
-Учить уважать мнение одноклассников, чувствовать ответственность за их успеваемость.
Оборудование: компьютер, презентация - Microsoft Office PowerPoint, карточки с пословицами, карточки с заданиями, притча.
Подготовка: воспитанники готовят стихи, подготовка ладони.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Введение в тему.
Здравствуйте, ребята! Я желаю вам крепкого здоровья и успехов! Пусть на занятии вам будет хорошо и уютно.
Психологическое упражнение «Барометр настроения».
Детям предлагаю показать свое настроение (как барометр показывает погоду) руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. Мы будем говорить о ..... А вот о чём, вы узнаете, прочитав притчу.
Два соседа и снег
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
О чем притча? (о дружбе)
Как вы думайте, о чем мы будем говорить? (о дружбе)
Итак, тема нашего занятия «Давайте жить дружно!»
Сформулируйте цель занятия…
2. Основная часть. Расширять знания детей о дружбе, раскрыть секрет дружбы.
А) Беседа по теме.
- Наше занятие посвящено дружбе. На занятии мы вспомним, что такое дружба, качества настоящего друга.
-Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»? Что это такое? (ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии).
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
А сейчас, предлагается послушать песню «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки» Сл.М. Пляцковского, муз. В. Шаинского. Выбрать из предложенных вариантов ответ на вопрос «С чего начинается дружба?
Итак, с чего начинается дружба?
-Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за «красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Б) Сейчас мы с вами поиграем в игру «Клубочек»
    Дети по очереди обращаются друг к другу со славами: «Я рад, что ты рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднять руки вверх, затем опустить их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.
    Анализ упражнения:
- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
- Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное?
- Как ты себя сейчас чувствуешь?
   
Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носит характер взаимной поддержки или взаимного подавления.
    Взаимоподдержка объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. А поможет в этом:
уважение друг к другу.
стремление понимать и сопереживать друг другу.
     Мы только, что учились доброжелательно относиться друг к другу и поняли что, дружеские отношения могут быть и не только между близкими людьми.  
В) А чтобы лучше понять, каким быть, мы сейчас обсудим поведение героев, посмотрим,  правильно ли поступили герои.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счёт.
Не влечёт меня , ребята,
Больше к другу, не влечёт.
-Понравился ли вам, ребята, друг нашего героя? Почему?  Каким он себя проявил? Вы хотели бы иметь такого друга?
-Выбери пословицу, отражающую суть нашего стихотворения.
Список пословиц:
Слово жжёт хуже огня.
Друга ищи, а найдёшь - береги!
Не делай другому того, что себе не желаешь.
Друзья познаются в беде.
Легче друга потерять, чем найти.
Дружба дружбе - рознь, а другую хоть брось.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Вдруг не станешь друг.
3.Физкультминутка
Игра «Качества настоящего друга»
- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
- Сейчас мы с вами поиграем.
- Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопайте в ладоши, а если нет, то присаживаетесь.
1). Честность
 *враньё2). Доброта
3). Верность
    *грубость
4). Взаимовыручка
    *предательство
    *драчливость
5). Справедливость
     *задиристость
6). Ответственность
7). Сострадание
- Вы, ребята, правильно выбрали качества настоящего друга.
Задание «Дополни предложение»
Используя слова подсказки, дополни предложение «Настоящий друг должен обладать такими качествами, как____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________.
Подсказка:
Честностью, добротой, жестокостью, злостью, верностью, справедливостью, ответственностью, грубостью, задиристостью, состраданием.
- Хорошо, когда рядом есть надёжный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.
- Любимая фраза кота Леопольда? («Ребята, давайте, жить дружно!»)
. Давайте скажем хором: «Ребята, давайте, жить дружно!»
Ребята, как вы думайте, существуют ли законы дружбы? (Да)
Работа в парах:
Задание « Собери предложение»
«Сейчас вам предлагается собрать законы дружбы и объяснить значение данного закона»
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
ПОМОГАЙ ДРУГУ В БЕДЕ.
УМЕЙ С ДРУГОМ РАЗДЕЛИТЬ РАДОСТЬ.
НЕ СПОРЬ С ДРУГОМ ПО ПУСТЯКАМ И НЕ ССОРЬСЯ.
ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО - ТО ПЛОХОЕ.
НЕ ЯБЕДНИЧАЙ, ЛУЧШЕ САМ ПОПРАВЬ.
ПОМОГИ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.
НЕ ОБМАНЫВАЙ ДРУГА.
В РАЗГОВОРЕ, В ИГРЕ НЕ БУДЬ ГРУБЫМ, НЕ КРИЧИ.
НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ЕСЛИ ОБИДЕЛ ДРУГА

-Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друзей.
В заключении воспитанник приготовил стихотворение
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
4. Рефлексия. Ребята на готовых ладошках напишите по одному закону дружбы. Эти ладошки разные, как и мы с вами. Но наш класс это самая дружная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царила дружба, доброта, взаимопонимание и уважение.
5. Итог занятия.
- Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы поместим в нашем классном уголке.
Итог: существует много законов о дружбе, но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
- Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем, возьмемся за руки и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте, жить дружно!»
Приложение 2
Притча «Два соседа и снег»
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Приложение 3
Список пословиц:
Слово жжёт хуже огня.
Друга ищи, а найдёшь - береги!
Не делай другому того, что себе не желаешь.
Друзья познаются в беде.
Легче друга потерять, чем найти.
Дружба дружбе - рознь, а другую хоть брось.
  Новых друзей наживай, а старых не теряй.
 Вдруг не станешь друг. 
Приложение 4
Задание «Дополни предложение»
Используя слова подсказки, дополни предложение «Настоящий друг должен обладать такими качествами, как____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________.
Подсказка:
Честностью, добротой, жестокостью, злостью, верностью, справедливостью, ответственностью, грубостью, задиристостью, состраданием.
Приложение 5
Задание « Собери предложение»
ПОМОГАЙ ДРУГУ В БЕДЕ.
УМЕЙ С ДРУГОМ РАЗДЕЛИТЬ РАДОСТЬ.
НЕ СПОРЬ С ДРУГОМ ПО ПУСТЯКАМ И НЕ ССОРЬСЯ.
ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО - ТО ПЛОХОЕ.
НЕ ЯБЕДНИЧАЙ, ЛУЧШЕ САМ ПОПРАВЬ.
ПОМОГИ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.
НЕ ОБМАНЫВАЙ ДРУГА.
В РАЗГОВОРЕ, В ИГРЕ НЕ БУДЬ ГРУБЫМ, НЕ КРИЧИ.
НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ЕСЛИ ОБИДЕЛ ДРУГА